Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия учащихся и родителей.
статья

Максаева Ольга Владимировна

Выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя по теме "Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия учащихся и родителей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty_s_roditelyami.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему: «Организация  работы
классного руководителя
по оптимизации взаимодействия  
учащихся  и родителей»

                                                                                  

                                                                                     

                                                                                       

                                                               «Воспитание есть процесс социальный

                                                                 в широком смысле.
                                                                Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
                                                                но прежде всего и больше всего – люди.

                                                                 Из них на первом месте –
                                                                родители и педагоги»  

                                                                                                     А.С.Макаренко                                                  

Детство – это уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье и происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

Уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Родители, воспитывая своих детей, всё более нуждаются в помощи специалистов.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи друг друга невозможно обеспечить высоких результатов в воспитании.

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?

На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании, и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, так как дети очень чётко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Тогда и родители твёрдо уверены, что их ребёнок любим учителем, независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом любим такой, какой он есть.

Поэтому, основа моей воспитательной работы союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок - это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.

Основные направления взаимодействия семьи и школы

  1. Изучение условий семейного воспитания.
  2. Информирование родителей о содержании учебно – воспитательного процесса.
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  4. Взаимодействие с родительским комитетом.
  5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
  6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения.

Набирая ребят в 1 класс, я начинаю в первую очередь устанавливать связи с семьёй. В марте проходит первая встреча с   родителями будущих учеников для совместного разговора о подготовке ребёнка к школе. На собрании, проведённом в виде семинара – практикума знакомлю родителей с их важнейшей ролью не только в учебном процессе младших школьников, но и во внеклассной деятельности, отмечаю насколько необходимо и приятно детям их активное участие. 

Добиваясь, единства семьи и школы в создании воспитательного процесса часто вспоминаю выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». А этих домов у них теперь два: со мной и с родителями, значит, мы должны быть едины в требованиях, заботах, стремлениях. 

Взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

Изучение семьи - дело тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Провожу обследование родительского контингента класса и анализирую его состав (социальный паспорт). Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана: трудности в адаптации, агрессивность, страхи, проблемы общения со сверстниками, не усвоение программы и т.д.

Важно соблюдать следующие правила:

  1. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
  2. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
  3. Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
  4. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Пути к успешному взаимодействию (формы сотрудничества)  

  • родительские собрания
  • праздники, театрализованные действия 
  •  оформление выставок детских работ
  • ведение портфолио обучающихся
  • проведение различных конкурсов 
  • совместные экскурсии
  • индивидуальное  общение 

 

Следующая встреча 1 сентября, на празднике «Путешествие в страну знаний». Первый урок  построен так, что родители и гости тоже включаются в нашу игру, вместе поют, отгадывают загадки и т.д. Здесь семейный и школьный праздники сливаются воедино. 

Мой многолетний педагогический опыт говорит о том, что необходимо вести просветительскую работу среди родителей. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию личности ребёнка. Вместе с родителями намечаем план совместных мероприятий на год и индивидуальные линии работы. Для себя я разработала тематику родительских собраний на каждый учебный год. Провожу один раз в четверть обязательно и при необходимости дополнительно 1-2 собрания (в 1 классе). Все собрания можно разделить на группы:

  • организационные
  • тематические
  • текущие
  • итоговые

На собраниях мы обсуждаем актуальные проблемы учебно-воспитательной работы, намечаем пути устранения недостатков. Собрания носят как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии, деловые игры.

Помимо моих и родительских выступлений на занятиях организую встречи с врачами, психологами, социальным педагогом. Собрания строю так, чтобы в них активное участие принимали сами родители, чтобы между лектором и слушателями постоянно осуществлялась обратная связь, с помощью вопросов вовлекаю всех в активное обсуждение рассматриваемой темы. На собраниях организую выставки творческих работ учащихся и другие. Каждое собрание заканчиваю презентацией о школьных буднях за прошедший период, где размещаю фотоотчет о проведенных мероприятиях, вести с уроков. На итоговом родительском собрании (в конце года) обязательно награждаю грамотами родителей, которые активно помогали в организации воспитательной жизни класса, а также пополняем портфолио ребят, где каждый родитель может видеть успехи своего ребенка за прошедший учебный год.

Индивидуальные беседы и консультации.

Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания отдельных учащихся. Из опыта работы знаю, что к такой форме работы папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты.

Работа родительской общественности (родительского комитета).

В его состав входят наиболее активные родители класса, которые способные помочь в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно – бытовых вопросов (Фотоотчет о посещении столовой).

Одной из функций родительского комитета в  классе является оказание помощи при проведении тематических праздников, классных  часов, конкурсов и при оформлении тематических выставок, классного уголка.

Так в этом учебном году (13 октября), в рамках месячника безопасности членами родительского комитета было проведено замечательное мероприятие в виде игровой программы «День безопасности». На мероприятие были приглашены работники центральной районной поликлиники (родители обучающихся): … и …. На мероприятии обучающиеся познакомились с различными источниками опасности и правилами поведения. Медицинские работники рассказали и показали, как можно использовать домашнюю аптечку и какие препараты нельзя брать без взрослых. В конце мероприятия медицинские работники раздали памятки «Под микроскопом», в которых рассказывается, как уберечь себя от распространения инфекции.

Для себя я давно определила несколько требований, которые обязательно выдерживаю. Конечно, родители не сразу становятся активными участниками внеклассной работы. Вначале требуется максимальное участие педагога, который выступает в роли организатора - координатора, обучает различным способам деятельности. Также следует отметить, что проявление родительской активности происходит индивидуально и к этому надо относиться корректно: кто - то включается сразу, кому - то необходимо значительно больше время, кто - то проявляет себя лишь к концу третьего-четвертого года обучения. Тем не менее, как показал опыт, системность и регулярность такой работы никого из родителей не оставляет равнодушным.

Проведенное собрание - праздник на тему «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня…», запомнилось всем.
Ученики и родители сделали выставку на тему «Моя семья», «Моя родословная». Ещё больше узнали о своих семьях: подготовили рассказы, фотографии, медали. Все с удовольствием участвовали в разнообразных конкурсах, пели любимые песни детей и родителей, бабушек и дедушек.

Очень нравится работа по проведению семейных праздников. Когда в школу идут все - и старшие, и младшие – идут не как зрители, а как участники. Родители и дети готовят сценки, разучивают песни, готовят сюрпризы для детей и друг друга. Наши праздники включают в себя викторины, загадки, конкурсы, танцы, подарки, чаепитие.

Отдельно стараюсь привлекать к работе отцов. Например, замечательно прошла игра, посвящённая Дню защитника Отечества совместно с классом Завадецкой Т.Н., в которой участниками были папы и их мальчики.

Привлекаю родителей и к общешкольным мероприятиям. Папы, старшие братья, и даже дяди  участвуют в спортивных состязаниях «Супер – папа. Супер – сын». Но и конечно наибольшую активность в спортивных мероприятиях принимают наши мамы – «Супер - мама. Супер - дочь» и «Папа, мама, я – спортивная семья». Дети видят, какие у них папы и мамы сильные, ловкие и очень ими гордятся. И всегда поддерживают нас  активные болельщики.

Вот уже два года родители активно откликаются на участием в общешкольном  проекте «В братстве народов единство и сила России». С удовольствием участвуют сами вместе со своими детьми, готовят костюмы, блюда национальной кухни, поделки.

Хочется также отметить совместные творческие проекты с детьми («Братья наши меньшие», «Кормушки» и т.д.)

Итогом четырёхлетней совместной работы является праздник «До свидания, начальная школа».  Здесь подводятся итоги развития коллектива в начальной школе, проводится парад успехов, достижений, талантов детей и родителей, экскурсия по фотовыставке «Мы счастливые, потому что мы вместе».

Считаю, что такая продуманная с родителями работа даёт хорошие результаты. Многие дети успешно учатся, воспитанные, дружные, трудолюбивые. Хорошо налаженное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой полноценной личности, а так же формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями. 
      Итак, можно сделать вывод: ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

  • педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  • педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  • педагогическому просвещению родителей;
  • умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  • единству требований школы и семьи.

Школа и  педагоги должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка - чтобы его любили таким,  какой он есть. Наши дети учатся жить у жизни.

         

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей… Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский

  Несколько правил при работе с родителями:

1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.

2.  Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от педагога нечего скрывать.

3.  Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорить в индивидуальной беседе).

4.  Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.

5.  В общении с родителями должна быть доброжелательность, внимательность, тактичность, требовательность.

6.  Помни правило: ребенок - главная цель общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы классных руководителей по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Материал поможет руководителю МО классных руководителей в анализе организации работы по профилактике правонарушений, классным руководителям в разработке плана воспитательной работы с классом  в э...

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе...

«Организация работы классного руководителя по взаимодействию с родителями»

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется   педагогическому просвещению и образованию родителей.Важную  роль  в   формировании...

Организация работы классного руководителя по профилактике преступлений и правонарушений учащимися

Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подро...