Формирование профессиональной направленности будущего педагога в процессе участия в студенческом волонтерском движении
статья на тему

Старушко Антонина Николаевна

Социальные, политические и культурные изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют ккаждому члену общества высокие требования к его готовности полноценно жить и трудиться в новых условиях. Развивающемуся обществу нужны инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Именно в процессе обучения в вузеобеспечиваются высокий уровень профессионализма будущего специалиста, возможности его самореализации, формируется профессиональная направленность личности. Творческие и личностные характеристики образованного человека с фундаментальной профессиональной базой становятся важными ресурсами его жизнеспособности и развития. В формировании профессиональной направленности, повышении профессионально деловой культуры особую роль играет участие в студенческом волонтерском движении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_volonterstvo.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность данной темы в настоящее время заключается в том, что существующие социальные службы в России не в состоянии решить все социальные проблемы общества и оказать помощь каждому нуждающемуся. В связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при сложившейся экономической ситуации волонтеры стали незаменимы, стало развиваться волонтерское движение. Появились люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.

Официальной датой основания международного волонтерского движения принято считать 1920 год. Именно в это время сразу после Первой мировой войны группы добровольцев из Англии, Германии, Швеции, Австрии, вчерашние солдаты враждующих армий, собрались, чтобы совместными усилиями восстановить разрушенную деревню близ Вердена. Идеи солидарности, безвозмездности, равенства и отказа от насилия, пропагандируемые добровольцами, очень быстро стали популярными как среди молодежи, так и людей самого разного возраста. В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников [1].

Приятно сознавать, что количество действующих сейчас в России благотворительных организаций и добровольческих инициативных групп постоянно растет. Те, кто по разным причинам оказался в сложной жизненной ситуации, могут быть уверены - в нашей огромной стране наверняка найдутся сограждане, которые помогут. Ведь волонтерство – удивительное движение, которое помогает человеку подняться над собственными проблемами и увидеть беды и заботы других людей, а главное, щедро дарить окружающим радость, надежду и душевное тепло. В
наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети - сироты.

Кто же такие волонтеры? Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет — добровольность. Мы называем волонтерами непрофессиональных добровольных помощников, которые прошли обучение по специальной программе и помогают осуществлять профилактическую деятельность (проведение тренингов, подготовка и проведение массовых акций, станционных игр, участие в разработке полиграфической продукции и т.п.) Как правило, волонтеры являются равными по возрасту и социальному статусу целевой группе, то есть в основном это подростки и молодежь.

Почему же люди становятся волонтерами? Самое главное — идея, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности. Волонтерское движение позволяет реализовать потребность быть нужным, ощутить свою полезность; позволяет реализовать потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтера. Следующая причина: Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста — журналистика, преподавание, менеджмент, выступления. Волонтерская деятельность дает возможность поделиться своим опытом. Зачастую люди, употреблявшие наркотики, прекратившие пить, пережившие кризис, могут точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем, которые ранее случились с ними самими или их близкими. Они могут помочь в борьбе с тем злом, которое довелось пережить им самим. . Став волонтером и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и оригинальность [2].

В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение, и не только в таких крупных городах как Москва или Санкт-Петербург, но и в целом ряде других. Волонтерское движение в школе охватывает учащихся самых разных возрастов. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно-полезной работы. Школьники-добровольцы занимаются сбором вещей или организацией праздничных концертов для детей-сирот, раздачей подарков ветеранам войны. Кроме того, волонтерское движение в современной школе предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах и других. Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Источники:

1. Справка:  http://ria.ru/spravka/20100521/236982093.html#ixzz28ddygIJH

2. Волонтерское (добровольческое) движение. http://www.sbornet.ru/publics/show-7.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

              Сегодня школе нужен не просто педагог, а педагог-исследователь. Эти качества  будут развиваться при условии, если педагог активно зан...

Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов

"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...

Развитие творческих способностей магистранта как фактор успешной профессиональной адаптации будущих педагогов.

Современные педагогические технологии, методы и приёмы, способствующие развитию творчества ребёнка. Это такие технологии, как: технология проектной деятельности, проблемного обучения, игровой деятельн...

Формирование профессиональных качеств педагога и ликвидация профессиональных дефицитов

Доклад "Формирование профессиональных качеств педагога и ликвидация профессиональных дефицитов"...

Результаты участия обучающихся в заочных мероприятиях по направлениям, курируемых педагогом.

Результаты участия обучающихся в заочных мероприятиях по направлениям, курируемых педагогом....

Роль наставника в формировании профессиональных компетенций молодого педагога.

В течение последних лет одной из острых проблем образовательной системы России стало отсутствие связи между поколениями преподавателей. Особенно это сказывается на тех, кто только начинает свою карьер...