доклад на ШМО "Урок в начальной школе с использованием ТРКМ"
статья по теме

Доклад на ШМО: " Урок в начальной школе с использованием ТРКМ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 39 п. Дальнее Поле

Использование технологии развития критического мышления

в  начальной школе

Подготовила учитель начальных классов

Бездудная Елена Николаевна

2015

     Скажи мне — я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Вовлеки меня — я пойму.

 

         Время  не стоит на месте. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, различных бытовых приборов. Инновациями  нас уже не удивишь, они стали  привычными и  являются основной движущей силой не только экономического, но и социального развития.  Огромное влияние оказывают инновационные технологии и на образование.

        Современная  школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение. Выпускает в жизнь человека обученного — квалифицированного исполнителя. Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

          Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приемов работы, которые бы совершенствовали  мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.

Среди многих технологий меня заинтересовала  «Технология развития критического мышления». Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно – ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Я пришла к выводу, что актуальна технология развития критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. ТРКМ напрямую связана с понятием личностно – ориентированного обучения, к которому относится реализуемая мною  программа «Начальная школа 21 века». Данная программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения, готовность и способность к речевому взаимодействию, потребность в речевом совершенствовании. Решение этих задач возможно при использовании на уроках ТРКМ.

 Перед тем как приступить к использованию данной технологии на своих уроках, мною была прочитана  книга С.И. Заир-Бека «Развитие критического мышления на уроке», где чётко сформулированы цели и задачи данной технологии, а так же описаны методики, разработки уроков, планирование учебного процесса.

Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

       Базовыми  аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.

    Это дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.

     Технология РКМЧП решает следующие задачи:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления.

      Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате данной работы будут формироваться такие УУД:

1.Личностные действия: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

 2. Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

3. Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

4. Коммуникативные УУД:  осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;  понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

      В  основе технологии  лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

    Базовая модель технологии, состоит  из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии.

      Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

 Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально  с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.

 Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Приведу лишь несколько примеров из практики. 

Кластер – очень похож на опорные схемы и сигналы. Значимость их в обобщении и запоминании материала трудно переоценить

Пример: русский язык 4 класс. Составление кластера «Глагол».

При изучении темы «Глагол» в центре листа дети записывают «Глагол», затем ребята в течение 1-2 минут фиксируют все, что им известно о глаголе. После, в форме игры «Аукцион знаний» называют записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Белым мелом фиксирую на доске все, что знают дети, а все то, что узнают дети в течение урока, записываю цветным мелом. Таким образом, систематизируем материал в виде кластера, который показывает несколько различных типов связей между объектами, позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер охватывает большое количество информации, помогает систематизировать информацию, экономит время.

Кластер «Глагол»

Кластер «Звуки»

Кластер «Падежи» составлялся в течение нескольких уроков.

              П.П.                                                                    И.П.

     Т.П.

                                                                                                                  Р.П.     

                                            Падежи

                 

                 В.П.                                        Д.П.

        Прием «Верные неверные высказывания»

4 класс тема «Значение и грамматические признаки глагола»

Учащиеся записывают в тетрадь в левую колонку номера «верных» высказываний, а в правую «неверных» высказываний.

Верные                                                          Неверные

                             Я предлагаю высказывания:

1. Глагол обозначает действие предмета.

2. В предложении глагол обычно является подлежащим.

3. Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопрос что делает?

4. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

5. Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы  -оньк; -еньк.

Верные ответы                                     Неверные ответы

       1, 3, 4                                                            2,5

Правильные ответы заранее написаны на обратной стороне доски. Используется прием самопроверки, рефлексии. Дети самостоятельно оценивают результаты своей работы.

Справился полностью          

Есть ошибки

Надо повторить пройденный материал

Технология критического мышления предлагает  методический прием, известный как ИНСЕРТ. Инсерт приучает учеников к более осознанному чтению, развивает аналитический ум. На уроке я раздаю детям таблицу, которая выглядит так:  

«V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

  «поставьте

 «»(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. А в данном случае маркировочный знак обязывает их быть внимательнее, и проявить интерес, задать вопрос и самостоятельно найти ответ на непонятный факт. Знак вопроса стимулирует ученика к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они знают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ на уроке у учителя, одноклассников.

Прием «Написание синквейна», помогает обобщить или охарактеризовать понятие, явление, героя. Развивает у детей речь, умение обобщать.

В переводе с французского «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания синквейна таковы: в первой строчке записывается тема одним словом (существительное). На второй строчке описание темы в двух словах (прилагательные). На третьей строчке описание этой темы тремя словами (глаголы). На четвертой строчке предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней. Впрочем, можно не ограничивать четырьмя словами. Дети могут использовать крылатые выражения или цитаты. На последней строке пишется синоним темы (одно слово), которое повторяет суть темы. Приведу примеры синквейнов, составленных учащимися 4 класса после изучения произведения Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки»

1. Лена                                                                

2. Милая, добрая                                                

3. Приехала, страдала, старалась  

4. Очень жаль одинокую Лену.

5. Сирота.                                     (Желудкова Алена)

  1. Лена
  2. Молчаливая, застенчивая
  3. Защищается, молчит, плачет
  4. Девочка никому не делала зла.
  5. Одинокая                                      (Мошак Анастасия)

Задания можно варьировать: составить синквейн, определить тему синквейна, составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку в готовом синквейне. Читая детские работы, я уже вижу, кто из детей понял изучаемую тему, а кто нет.    

Прием «Корзина идей»

Это прием групповой и индивидуальной работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющихся у них знаний и опыта, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок «Корзина», в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится в следующем порядке:

1.Задается вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2.Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетрадь все, что знает (строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время на обсуждение не более 3 минут. Эти обсуждения должны быть организованными, ученики должны выяснить все, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся  к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

4. Далее, каждая группа по кругу называет какое – то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

          5. Все сведения кратко, в виде «тезисов» записываются в «корзину» идей (Без комментариев, даже если идеи ошибочны. В корзину идей можно сбрасывать идеи, факты, имена, мнения, проблемы, понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока)

 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой темы.

Для того чтобы стимулировать познавательно – поисковую активность учащихся, использую прием «Архивариус». Учащиеся получают домашнее задание «любопытный вопрос», на который им необходимо  самостоятельно найти ответ. Например, что означает фразеологизм «Держать хвост пистолетом». Являются ли однокоренными слова: отцовский, Отечество, Отчизна. Первый, кто находит ответ, получает «5». Обязательное требование указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, почерпнутая из энциклопедий, справочников, словарей, художественной литературы.

Прием «Письмо к учителю». Я предлагаю написать письмо учителю, т.е. мне (можно маме, сказочному герою, инопланетянину и т.д.), но перед этим раздаю памятки:

  1. Я прочитал (а) рассказ (стихотворение)
  2. Больше всего запомнилось
  3. Понравилось
  4. Не понравилось
  5. Мое эмоциональное состояние
  6. Этот рассказ (стихотворение) учит меня …

Этот прием используется на стадии рефлексии, т.о. я могу проверить, как дети усвоили содержание текста и какие сделали выводы.

Примеры. 4 класс. Гайдемская Ника.

«Я прочитала стихотворение А.Барто «Снегирь». Больше всего мне запомнилось то, как сильно  хотел мальчик завести у себя дома снегиря. Мне понравилось то, что мальчик перестал драться и плохо себя вести, и наоборот, он стал очень добрым. В стихотворении не было ничего такого, чтобы мне не понравилось. У меня на душе даже радостно стало. Это стихотворение учит меня тому, что если ты хочешь питомца, то нужно немного постараться: не шалить, не вертеться за столом. Словом, вести себя так, чтобы тебе его купили».

Использование приемов ТРКМ позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, делать логические умозаключения. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

В конце еще раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. А я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройных университетских лекций.

                       Список литературы

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина Русский язык. – М.: «Баласс», 2010.
  2. Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева Методические рекомендации для учителя. «Русский язык». – М.: «Баласс», 2002.
  3. А.И. Павлова О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. – 2007. - № 8
  4. И.В. Жакулина Мастер – класс «Использование технологии РКМЧП в начальных классах». – 2009.  http://www.it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

Доклад "Арт-терапия в начальной школе"

Арт-терапия -здоровьесберегающая инновация...

Доклад "Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"

Доклад  содержит  рекомендации  по  проведению  исследовательской  работы  по  окружающему  миру в  начальной  школе,  поэтапному  ее ...

доклад на МО учителей начальных классов "Урок в начальной школе с использованием ТРКМ"

Технология критического мышления может использоваться на уроках чтения, окружающего мира, русского языка, реже на уроках математики (например, кластер). Данная технология имеет свою структуру построен...

Доклад "Игровые технологии в начальной школе на уроках гуманитарного цикла"

статья об использовании игровых технологий на уроках гуманитарного цикла...

Доклад Патриотическое воспитание в начальной школе

Доклад раскрывает уровень патриотического воспитания в начальной школе. У казывает на актуальность  патриотического воспитания в наше время. Содержит материал из опы...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...