Главные вкладки

    Материал по окружающему миру (4 класс) по теме:
    Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

    Александрова Елена Александровна
    Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

       

    Проектная деятельность в начальной школе,

    Готовясь к занятиям, я не раз задумывалась над тем, как организовать учебно – воспитательный процесс, чтобы можно было глубже и разностороннее подходить к изучаемым вопросам.. Одной из форм образовательно - воспитательного  процесса является проект. И я пришла к мысли, что комплекс мероприятий можно объединить в проект, соответствующий одной теме. Проектную деятельность младших  школьников можно рассматривать как  исследовательскую деятельность. Дело в том, что именно исследовательская деятельность ставит целью проекта получение новых знаний, а это соответствует целям образования. Учитель, предлагая проектную исследовательскую деятельность детям, ориентируется  на получение  новых знаний,  в соответствии с учебными программами.

    Основной целью проектной деятельности  можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности. А также немаловажным является развитие следующих умений и навыков:

    • Осмысленно читать художественные, научно – популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках;
    • Выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно ставить новую задачу, определять последовательность действий по её решению; доводить начатое дело до конца;
    • Описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;
    • Видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослым с запросом недостающей информации или просьбой о консультации, а главное – склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;
    • Вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приёмами и навыками учебного сотрудничества ( умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценивать достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе, скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата)

    Предлагаю вашему вниманию межпредметный проект.

                                                               Океан.

    1. Жизнь в океане.
    2. Плавающие динозавры.
    3. Животные океана.
    4. Блюда из морепродуктов
    5. Охрана вод от загрязнения.
    6. Корабли.
    7. Морские профессии.
    8. Подводный флот.
    9. Кругосветные путешествия.
    10. Пираты.
    11. Писатели об океане.
    12. Океан на полотнах художников.

    Цель проекта: Способствовать гармоничному развитию личности ребёнка; формировать познавательные процессы на уроках математики, русского языка, литературного чтения, природоведения, трудового обучения, изобразительного искусства; формирование коммуникативных навыков; формирование навыков работы с информацией; формирование умения оценивать свои возможности,  осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Формировать представление о мировом океане.
    • Учить воспринимать окружающий мир живым и одушевлённым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и помогать ему.

    Развивающие:

    • Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, внимание, речь.

    Воспитательные:

    • Воспитывать любовь к родной природе, самостоятельность суждений.
    • Воспитывать положительную мотивацию в обучении.

    На уроке природоведения в 4 классе дети взглянули на глобус и сразу им в глаза бросился голубой цвет – цвет воды океанов, морей, озёр и рек! Дети так часто встречались с водой, что, казалось бы, всё о ней знали, но, чем больше мы узнавали о воде, её роли в жизни человека, тем больше возникало у них вопросов. Их заинтересованность данной темой поддержала я и предложила создать собственную энциклопедию, где дети могли бы найти ответы на интересующие вопросы. Актуальность выбранной темы заключается в том, что вода является неразлучным спутником человека на протяжении всей жизни. Человек использует воду для приготовления пищи и питья, летом отдыхает у воды. Нет ни одной отрасли промышленности, где не применялась бы вода. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что вода является незаменимым природным богатством. Полученные знания об океане послужат базой для оценки происходящих в природе процессов и явлений. А также будут способствовать бережному отношению к воде, к природе.

    В начале работы дети разделились на 5 групп. После бурного обсуждения было выбрано 12 подтем. Над первым разделом «Жизнь в океане» работала группа Рязанова Никиты. Они нашли информацию о том, как возник океан. Они выяснили, что после рождения Земли прошли миллионы лет прежде, чем появился океан. Молодая Земля была покрыта многочисленными вулканами, а из Космоса её бомбардировали крупные камни. По мере того как Земля остывала, извергаемый вулканами водяной пар превращался в воду. Это продолжалось много миллионов лет. Далее дети поставили перед собой цель найти первых животных Земли. Удивительные существа с щупальцами, не имеющие ни глаз, ни рта – одни из первых животных Земли, и появились они в океане. Далее дети узнав о том , что морская вода солёная. А почему она солёная, на этот вопрос они нашли такой ответ. Возможно, воды древнего океана смывали соль с первых вулканов, подвергшихся атакам кислотных дождей. Потом мы с детьми провели опыт. Нагрели воду с поваренной солью так, чтобы соль полностью растворилась. Дали раствору остыть до комнатной температуры. Представили, что яйцо – это человек, а вода  в миске – это вода солёного моря. Яйцо не тонет. Так мы убедились, что погружённое в воду тело не тонет. Следующая тема нашей энциклопедии – это «Плавающие динозавры». Исследованием занималась группа Березина Никиты. Они нам рассказали, что океан был заселён удивительными животными – гигантами. Разработкой следующей главы занималась группа Трофимовой Нади. Они рассказала нам о растениях океана. Среди растений преобладают водоросли. Водоросли служат убежищем и пищей многим животным моря. Многие морские водоросли используют в производстве лекарств, косметики, краски. Над главой «Животные океана» работала группа Буйволовой Лены. Они рассказали ребятам о головоногих моллюсках, иглокожих, китообразных, хрящевых рыбах. Учащиеся этой группы составили цепь питания. Каждый поедает наиболее мелкого, чем он сам. Сардины лакомятся планктоном, макрель ловит сардин, тюлень поедает макрель, касатка поедает тюленей. В энциклопедию вошёл раздел «Блюда из морепродуктов».  Собрав информацию о крабах и креветках,  дети учились делать салаты. Следующий раздел «Охрана вод от загрязнения». Ребята собрали огромный материал. Был сделан вывод о том, что вода нуждается в охране. Главная опасность – это загрязнение воды. В энциклопедию вошёл раздел «Кругосветные путешествия». Здесь собран материал о знаменитых путешествиях и путешественниках, таких как Магелан, Нансен, Колумб, Крузенштерн и других. Далее идёт раздел «Корабли». Дети выступили с докладом о первом парусном корабле «Фредерик», о военном парусном корабле «Орёл», о танкерах, об атомном корабле «Арктика» и о других кораблях. В разделе «Пираты» вы найдёте информацию о морских разбойниках, которые грабили корабли под чёрным флагом. Есть раздел о подводных лодках. Далее идут творческие разделы «Писатели об океане», «Океан на полотнах художников»,а также раздел о морских профессиях, это капитан, судовой электромеханик, гарпунёр, водолаз. Написано много книг о морях и океанах. Дети прочитали лишь небольшую часть. Желающие написали отзывы о прочитанных книгах.  Не только писатели, но и художники писали много картин изображая водную стихию. Самый известный из них И.А. Айвазовский. Наш проект называется межпредметный потому, что полученные знания мы применяли на уроках математики, русского, чтения. Решали задачи, писали диктанты, в которых говорилось о морских животных. На уроках труда выполняли поделки. Практическая значимость данной работы заключается в том, собранный материал может стать помощником при подготовке учеников, студентов, учителей к урокам, а также поучительной для людей интересующихся океаном. Создание детьми собственной энциклопедии позволило расширить их знания о мировом океане. Развивались такие навыки, как умение искать и выбирать нужную информацию, проводить опыты.      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

    Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

    « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

    проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

    Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

    «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

    «Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»

    В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования....

    Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

    Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

    «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016

    Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДРОВЬЕСОЗИДАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

    Внеурочная деятельность в начальных классах в области здоровьесбережения и здоровьесозидания. На примерах можно проследить, какк организовать данный вид работы с детьми, при этом приучая их заботиться...