Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
статья

Наминова Наталья Владимировна

Выступление на Республиканской научно – практической конференции

«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»

на тему:

 

«Проектная деятельность -  как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе на уроках  калмыцкого языка посредством УМК «Үйнр»

Вся наша жизнь - череда различных проектов и исследований.

Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном  методе обучения.

Этот метод чётко ориентирован на  реальный практический результат.

Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися.

Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес.

Работа над проектами и исследованиями помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны.

У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты,

а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

БУ ДПО РК « Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования»

Выступление на Республиканской научно – практической конференции

«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» на тему:

«Проектная деятельность -  как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе на уроках  калмыцкого языка посредством УМК «Үйнр»

Подготовила – Наминова Наталья Владимировна,

 учитель начальных классов

 МКОУ « Артезианская СОШ №2»

Черноземельского района РК,

I категория,

педстаж -28 лет,

в данной должности – 17 лет

Артезиан – 2018 г.

"Чтобы человек был сытым один день,

 дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки,

всю жизнь - научи его ловить рыбу".

Японская мудрость.

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.                                                                                

 

Модернизация современного образования требует большой работы по уточнению роли и места родного языка в учебном процессе начальной общеобразовательной школы. В курсе изучения родного языка ребенок формируется как личность, корни которой уходят в традиции и законы своего народа, происходит его приобщение к жизни предков, что очень важно: без знания родного языка теряется связь с народом, его прошлым и настоящим.

Одной из важнейших проблем этнических меньшинств является возрождение и развитие языков, так как язык, являясь духовной ценностью, культурным достоянием народов, определяет их национальную самобытность. Есть язык и носители языка –  народ. Но в последние годы стала заметна тенденция снижения уровня владения родным языком у взрослых и  детей. Чем это обусловлено?      Факторовповлиявших на развитие данной ситуации и появление проблемы сохранения родного языка и культуры своего народа достаточно многоо них написано немало научных трудовА мы, педагоги, пытаемся данную проблему решать практически.              

Несомненноосновой существования языка являются семьяродителиИменно в семье ребенок должен получать первые уроки родного языка, впитывая с молоком матери любовь к своему народу. Но на сегодняшний день у нас республике сложилась тенденция,   что большинство современных родителей плохо владеют либо совсем не знают своего родного языка. Поэтому на протяжении  последних, можно сказать  десятилетий  перед школой, перед учителями  стоит огромная задача по возрождению языка и обучению ему подрастающего поколения.                        

На первой ступени школьного обучения  большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать свой родной язык.

Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, планированию и организации деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.

Любой учебный проект имеет два аспекта:

для ученика – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;

для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Проекты  в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования и исследования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися начальных классов  самостоятельно или с помощью родителей. Это будут лишь элементы проектной и исследовательской деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса начинаем приучать ребёнка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Начиная работу с первоклассниками, я выделила для себя ряд проблем:

     -  низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

     -  неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;

     - неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

     -  невысокий уровень развития основных мыслительных операций;

     -  отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную и т.д.

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их  формированию и развитию. По переходу на ФГОС видно,  что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. И этим видом деятельности стали проекты. Первым проектом, над которым работали ребята в 1 классе, стал проект «Мини бичкн  Тѳрскн» (1класс,1-гч әңг, 3 кичәл « Чи альдасвч?») Сначала мне хотелось, чтобы дети поняли смысл понятия «Бичкн Тѳрскн». Чтоб заинтересовать учащихся, я организовала   экскурсию  по нашему поселку, а также виртуальную экскурсию по нашей республике. Это было широким полем деятельности для привития детям любви к своей малой родине. Среди проектов, вызвавших у учащихся познавательный интерес, можно назвать и «Мана школ»,   «Мана класс» ( 1класс, 2-гч  әңг, « Сурhуль – ухани булг»). Большими проектами стали:  «Мини ѳрк -бүл», «Родословная моей семьи», «Мини бичкн  Тѳрскн» и т.д. Они построены на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе, которого, малыш учится задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом. Следует отметить, что данные проекты, начатые в 1 классе,  можно продолжать в течение всех четырех лет обучения, дополняя новой информацией.

Во втором классе детям можно  предложить проекты: « Кенд бичг бичнәч?», « Мал асрхла – амн тоста», «Хальмг тег», «Теегин кеерүл» и другие, основанные на закрепление учебного материала. В ходе проведения проекта «« Кенд бичг бичнәч?» дети знакомятся с работой почтового отделения, с работой почтальона  и главное  учатся писать обычные письма, а не краткие сообщения в виде смс. Образцом написания  являются - письма, помещенные на страницах учебника.

В третьем классе учащимся можно предложить работу над тематическими проектами: «Хальмг улсин байрта ѳдрмүд», «Зая –Пандита гисн кемб?», «Зул – насан авдг байр», «Зул - мана ѳрк – бүлд» « Цаhан Сар – аврин байр», «Цаhан Сар  мана ѳрк – бүлд» и т.д.

Работа над проектами позволяет  решить следующие педагогические цели:

    -  развить творческие и коммуникативные способности ребёнка;

    -  привить навыки сотрудничества с ровестниками и  с другими людьми;

    - активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;

    - привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.

Индивидуальные проекты получились очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то - семейные увлечения, а кто-то - отдых.

Результатом проектов стало понимание ребёнком роли семьи и Родины в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из  фотоальбомов, показ презентаций о своих семьях. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй, где он проживает.

Не менее интересной была работа по выполнению проектов «Сборник загадок ». Одни проекты были коллективными, а другие – индивидуальными. Они отличались не только объектом исследования, но и тем, что ребята учились работать в микрогруппах. Что способствовало развитию коммуникативных и организаторских навыков, позволило проявить лидерские качества у ребят, умение работать в команде, в паре. Работа над проектом строится поэтапно.

Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебными проектами позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Вся наша жизнь - череда различных проектов и исследований. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном  методе обучения. Этот метод чётко ориентирован на  реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектами и исследованиями помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

Библиографический список:

1.Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе. – Москва: Чистые пруды, 2006.

2.Журнал «Начальная школа» 9-2011 г.

3.Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю. Метод проектов.- Волгоград, Учитель, 2009 г.

4.Землянская Е.Н. «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007)

5. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе.- Волгоград, Учитель, 2009 г.

6. http://www.ict.edu.ru

7. http://www.it-n.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской научно-практической конференции «Формирование нравственных и семейных ценностей»

Статья подготовлена для представления и обобщения опыта воспитательной работы....

Выступление на республиканской научно-практической конференции "Современное образование: новые методы и технологии в организации образовательного процесса"

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образовани...

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...

Реферат «Проектная деятельность как способ организации внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью»

Реферат раскрывает понятие "Что такое проект?", виды проектов, организация проектов с учащимися с ИН....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Формирование у школьников основ проектной деятельности является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы....

Презентация "Современные проблемы преподавания родного языка (русского) в начальной школе и пути их решения".

Обучение детей родному языку (русскому) решает следующие задачи:развивать в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова;ввести детей в сознательное обладание сокровищами род...