Главные вкладки

    « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
    статья (1 класс) по теме

    Абдрахманова Розалия Райфатовна

    проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности конкретнее в разрезе сельской школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sam_proekt.doc82.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.Актуальность проблемы:

     «Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

    –  овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

    формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

    – формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

     Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования.а первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

    Таким образом, актуальность данного проекта обусловливается:

    - мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

    - необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

    - спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.

    2.Цель:

    Цель  – теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель организации внеурочной деятельности учащихся 1-4-х классов в процессе их воспитания и социализации,  осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.

    3. Задачи:

    Задачи исследования:

    - изучить  пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

    - определить основные направления внеурочной деятельности и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных  классов;

    -отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

    - проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её  реализации в образовательном учреждении;

    - теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся,   как части общего уклада школьной жизни;

    - определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

    - разработать  рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.

    - овладеть методами  и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

    4. Объект  – система воспитания и социализации младших школьников в школе

    5. Предмет – механизм организации внеурочной деятельности учащихся 1- 4-х классов.  Гипотеза – эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой являются:

    Ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства:

    - принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

    - использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)  

    - согласованность  деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;

    - реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.

    6. Методы исследования:

    1. Теоретические,  изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме моделирования;

    2. Эмпирические,   анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации и др.

    7. Ожидаемые результаты деятельности:

    При организации внеурочной деятельности обучающихся необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

    Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности. Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения способствуют формированию компетентности. Например, неправильно полагать, что для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) школьника будет достаточно классных часов и бесед. Однако, если дети участвуют в спортивных соревнованиях, участвуют в исследовательской деятельности, с учителем составляют режим дня и стараются следовать ему и т.п., вероятность заинтересованности и привитие навыков ЗОЖ значительно возрастает.

    На наш взгляд основными результатами внеурочной деятельности должны стать:

    1. Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
    2. Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.                                                                                                                                  
    3. Творческая самореализация детей;
    4. Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
    5. Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
    6. Сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы;
    7. Формирование единого воспитывающего пространства;
    8. Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
    9. Вовлечённость учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы риска во внеурочную деятельность школы;
    10. Активное, массовое  участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
    11. Использование потенциала открытого образовательного пространства.

    8. Для реализации в школе доступны следующие   виды внеучебной деятельности: 

    1. игровая деятельность;
    2. познавательная деятельность;
    3. проблемно-ценностное общение;
    4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
    5. художественное творчество;
    6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
    7. трудовая (производственная) деятельность;
    8. спортивно-оздоровительная деятельность;
    9. туристско-краеведческая деятельность.

    9. Планируемые личностные результаты.

    Самоопределение:

    -  готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    -  внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

    -  принятие образа «хорошего ученика»;

    - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

    - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

    - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

    -  осознание ответственности человека за общее благополучие;

    -  осознание своей этнической принадлежности;

    -  гуманистическое сознание;

    - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

    -  начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

    Смыслообразование:

    - мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

    - самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

    - целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    -  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

    Нравственно-этическая ориентация:

    -  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

    -  навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

    -  эстетические потребности, ценности и чувства;

    -  этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

    -  гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.

    10. Условия реализации программы

    Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

     четкое, продуманное, конкретное планирование на основе анализа достигнутых  результатов и проблем организации внеурочной деятельности в школе

     достаточное кадровое обеспечение программы

     методическое сопровождение программы

     педагогические условия

     материально-техническое обеспечение

    11. Нормативно-правовое обеспечение проекта.

    1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

     2.Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование).    

     3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).

     4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

    5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования.

    6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)

    7.Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании.

    8.Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора (рекомендации).

    9. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.

    10. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

    11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).

    12.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

    12. Заключение.

    В процессе реализации  программы по основным направлениям  внеурочной деятельности предполагается дать воспитанникам знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования станут чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Базовая культура школьника в начальном звене включает в себя культуру жизненного самоопределения, человеческих отношений, культуру труда, правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую,

    художественную, физическую культуру.

    Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.

    Для того, чтобы добиться поставленных целей воспитательной работы необходимо вовлечь в процесс все внутренние ресурсы образовательного учреждения (учителя, педагога-организатора, социального педагога, учителя-психолога, логопеда, воспитателей ГПП, педагогов дополнительного образования).

    13. Использованная литература.

    1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

    2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.

    3.  Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании»./ М.М.Безруких, Т.А. Филипповой – Nestle, М. 2002.

    4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

    5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

    6.Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В.Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

    7.Примерная основная образовательная программа начального общего образования сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

    8.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начальное общееобразование) - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

    9.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

    10.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

    11. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

    Приложение 1.

    Направление внеурочной деятельности по направлению проектная деятельность: «Я -исследователь».

    Автор составительской программы Курбангалиева Миляуша Назировна.

    Пояснительная записка

    Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.  Значительное место  в  педагогической практике следует уделять организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

    Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать,  искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти  вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

    Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

    Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

    Цель программы: приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие  развитию их исследовательских умений.

    Задачи:

    ● сформировать представление об исследовании;

    ● развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;

    ● развивать у детей умение работать с различными источниками информации;

    ● развивать творческие способности, мышление, кругозор детей;

    ●  вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа «Мы-исследователи» предназначена для детей 7 лет, посещающих ОУ

    Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 год обучения

    (1 час в неделю). 1 год обучения – 33часа;
    Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.

    Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 1 раз в неделю.

    Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

    Средства:

    • программное обеспечение;

    • посредством Интернет технологий;

    • посредством индивидуального обучения.

    Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

     ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

    Тема занятия

    Количество часов

    1.

    Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия.

    1

    2.

    Как можно изучать окружающий нас мир. Игра.

    1

    3.

    Мы – исследователи. Это – наша улица.

    4

    4.

    Учимся наблюдать. Экскурсия с Доктором Айболитом в Африку.

    4

    5.

    Секрет моей имени. Игра.

    2

    6.

    Шәҗәрә

    3

    7.

    Путешествие на книжную полку. Семейная библиотека

    3

    8.

    Книги – помощники исследователей.

    1

    9.

    Это – наша библиотека

    3

    10.

    Компьютер и книга – источники информации. Отбор нужной информации.

    1

    11.

    Исследуем. Это – наши родники.

    5

    12.

    Учимся задавать вопросы. Игра.

    2

    13.

    Работа в группе. Мини-исследование.

    2

    14.

    Какие мы исследователи. Итоговое занятие.

    1

    Приложение презентация прилагается Организация внеурочной деятельности школьников по ФГОС.pptx


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО

    УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО...

    Основные направления внеурочной деятельности и её особенности в работе с детьми начальных классов

    Яркая презентация. Вначале немного теории, затем я рассказываю как организована внеурочная деятельность в нашей школе. Расписание занятий. Фото детей на  внеурочной деятельности....

    Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС

    В статье указаны подходы в обучении в рамках ФГОС...

    «Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»

    https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования....

    Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Сентябрь 2018 год.

    В презентации сформулированы задачи и направления внеурочной деятельности. Дано примерное расписание занятий, перечислены формы и виды деятельности....

    Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО.

    Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая  цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и к...