Главные вкладки

    «Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
    статья

    Никитина Наталья Сергеевна

    https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»

    Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая  цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

    Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность,  осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

    Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

    Что же может сделать школа, чтобы наше будущее поколение в XXI веке не растеряло духовно-нравственное богатство предков?

    Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любознательны.

    Цели внеурочной деятельности:

    • создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
    • создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

    Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

    • обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
    • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
    • улучшить условия для развития ребёнка;
    • учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
    • развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

    Для достижения целей необходимо строить внеурочную деятельность  в соответствии со следующими принципами:

    1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения,  самореализации, самоутверждения.
    2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
    • всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
    • основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
    • урочной и внеурочной деятельностью;
    • региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
    1. Принцип вариативности.  Несколько направлений, форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности.
    2. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
    3. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и  ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

    1. Содержание внеурочной деятельности

    В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).

     Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать такие виды деятельности:

    1. игровую деятельность;
    2. познавательную деятельность;
    3. проблемно-ценностное общение;
    4. досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);
    5. художественное творчество;
    6. социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);
    7. трудовую (производственную) деятельность;
    8. спортивно-оздоровительную деятельность;
    9. туристско-краеведческую деятельность.
    1. Организация внеурочной деятельности

    В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:

    1. проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;
    2. организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;
    3. аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.

    Целесообразно позаботиться о включении в проект широкого спектра видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие. Для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей.

     В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

    В соответствии с содержанием образовательной деятельности принято выделять такие направления программ дополнительного образования:

    1. художественно-эстетическое;
    2. физкультурно-спортивное;
    3. научно-техническое (техническое творчество);
    4. туристско-краеведческое;
    5. эколого-биологическое;
    6. научно-познавательное;
    7. военно-патриотическое;
    8. социально-педагогическое;
    9. культурологическое.

    1. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности

    Наиболее сложной задачей является выяснение продуктивности внеурочной деятельности младших школьников.

    Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребенка, метод незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др.

    Второй критерий – удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Заметим, что философы и психологи рассматривают удовлетворенность как ключевую (сущностную) характеристику счастья. Оценивая эффективность внеурочной деятельности по второму критерию, субъект анализа и оценки фактически занимается поиском ответов на такие вопросы:

    1. Насколько счастлив ребенок, что он занимается в том или ином кружке (клубе, секции, студии), участвует в тех или иных делах?
    2. Счастливы ли родители от того, что их сын или дочь посещает объединение дополнительного образования, принимает участие в жизнедеятельности класса (школы)?
    3. Становится ли более счастливым педагог от приложения своих усилий для организации внеурочной деятельности своих воспитанников?

    Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, принимающих участие во внеурочной деятельности можно использовать такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок, цветопись, незаконченный рассказ, неоконченный тезис и др.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО

    УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО...

    « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

    проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

    Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС

    В статье указаны подходы в обучении в рамках ФГОС...

    Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС

    Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС...

    УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО

    Вся педагогическая деятельность учителя начальных классов разбита на периоды, когда с каждым классом проживаешь четыре счастливых года, расстаешься с учениками, гордишься их успехами, после каждого вы...

    Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Сентябрь 2018 год.

    В презентации сформулированы задачи и направления внеурочной деятельности. Дано примерное расписание занятий, перечислены формы и виды деятельности....

    Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО.

    Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая  цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и к...