Главные вкладки

    Мастер - класс на тему Особенности планирования и проведения уроков "Речевая практика" 1 класс
    методическая разработка на тему

    Светлана Анатольевна  Афоньшина

    В докладе представлен материал по  проведению уроков "Речевая практика" в 1 классе в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл мастер - класс24.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Краснобаковская специальная (коррекционная)

    школа-интернат VIII вида»

    Мастер- класс на ШМО начальных классов

    Тема:

    «Особенности планирования и проведения

    уроков «Речевая практика»

    Выполнила:

    руководитель ШМО

    Афоньшина С.А.

    2016 г.

    Цель мастер-класса: Повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проектирования уроков по предмету «Речевая практика» и построения урока по теме.

    Задачи мастер-класса: Познакомить коллег с программными требованиями к предмету, дать представление о предмете. Показать конкретный пример проведения урока по теме. 

    Я начну свое выступление с общей характеристики предмета и особенностей планирования по предмету «Речевая практика», а затем плавно перейду на мастер - класс по теме «Построение урока по теме «Использование громкой и тихой речи в различных речевых ситуациях» в 1 классе.

    Основная цель предмета: развитие речевой коммуникации обучающихся, способствующей использованию ими вербальных и невербальных средств общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

    Задачи:

    1. Совершенствование речевого опыта обучающихся.

    2.Коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.

    3. Формирование выразительной стороны речи.

    4.Развитие у обучающихся умений строить устные связные высказывания.

    5.Воспитание культуры речевого общения.

    Программа состоит из подразделов: «Аудирование и дикция», «Выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», «Речь и его значение в жизни», материал которых постепенно расширяется и усложняется.

    Общая характеристика учебного предмета.

    Предмет «Речевая практика» имеет практическую направленность и  способствует формированию социально значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта: развитие речи как средства общения, умения налаживать деловые и межличностные контакты.

    Содержание раздела «Аудирование и дикция»предполагает развитие у обучающихся способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи.

    Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно отрабатываются темы из других разделов. Материал раздела «Аудирование и дикция» реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других разделов. В 3 классе у большинства детей уже совершенствуются просодические умения, а большинство из них посещают логопедические занятия, содержание раздела рассчитано на 1 и 2 год обучения. Работа по совершенствованию невербальных компонентов речи обучающихся продолжается в разделе «Выразительность (эмоциональность) речи». Темы раздела «Сила голоса», «Темп речи», «Интонация», «Мимика и жесты» соответствуют основной теме урока и являются предметом отдельного разговора на нем. Для работы над каждой темой отводится несколько уроков, как в начале четверти, так и в течение её. На этих уроках идет знакомство и тренировка в использовании того или иного средства выразительности, а во время работы над речевой ситуацией проводится закрепление полученных интонационных или мимических умений. Ведущим является раздел «Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания». На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. Чтобы провести ролевую игру по теме речевой ситуации, необходима специальная подготовка, которая заключается в активизации, уточнении и обогащении словаря, совершенствования  структуры предложения и развития умения строить связное высказывание. Раздел «Культура общения» предполагает формирование у обучающих знаний основ речевого этикета и умений соблюдать их в определенной ситуации общения. Его содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями. В 3-4 классах в программу вводится раздел «Речь и его значение в жизни», задачи которого обобщение наблюдений обучающихся за речью и речевым общением как на уроках, так и в повседневной жизни.

    Я перехожу к мастер - классу и начну его с угощения, если позволите (предлагаю слушателям изюм.)

    Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?

    Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «урок «Речевая практика» в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) »

    Орг.момент. Каким он может быть?

    Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу — к определению темы урока.

    Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление.

    Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль, даже, собственно, способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и обучает.

    На уроке по теме «Использование громкой и тихой речи в различных речевых ситуациях» в этап орг.момента я включаю задание «Прослушайте запись(включаю запись тихой речи детей). Что вы слышите? (включаю запись речевых высказываний различной громкости) Что вы слышите?

    Формулировка темы и цели урока: Сегодня мы будем учиться распознавать громкую  и тихую  речь и употреблять ее адекватно речевой  ситуации.

    Актуализация опорных знаний

    Включаем запись стихотворения А.Барто «Мячик»

    Как плачет Таня?(Таня плачет громко)

    Какая речь у людей, которые её успокаивают?( Тихая)

    Какие жесты могут использовать они, успокаивая Таню? (приставляют палец к губе, гладят по голове)

    Анализ пиктограмм, изображающих громкоговорящего и тихо говорящего человека(рот в овале, рот – прямая линия). Ребята соотнося пиктограммы с героями стихотворения А.Барто.

    Артикуляционная гимнастика

    Сейчас один из вас будет в роли Тани, а другой в роли тех, кто ее успокаивает. Для этого будем произносить звуки «а», «у» так: Таня протяжно громко, успокаивающие её – протяжно тихо. (Затем дети меняются)

    Знакомство с новой темой.

    1.На доске герои сказки «Теремок»

    Из какой сказки эти герои.

    2.Обсуждение характеров героев (конструирование и переконструирование  предложений) по схемам.

    Картинка мышки и схемы размер, голос

    (Мышка маленькая, серая, пищит)

    Какой может быть речь у героя в сказке? (дети показывают нужную пиктограмму)

    Картинка лягушки – квакушки и схемы размер, цвет, повадки, голос

    (Лягушка маленькая, зеленая, квакает)

    Какой может быть речь у героя? (дети показывают соответствующую пиктограмму) и т. д. о каждом герое.

    Физкультминутка

    Вышли мышки как-то раз (шаг на месте)

    Посмотреть, который час. (повороты головы вправо – влево)

    Вдруг раздался громкий звон, (присели и свернулись в клубок)

    Убежали мышки вон! (встали, бег на месте)

    Закрепление.

    1.Прослушивание сказки «Теремок» и  обсуждение речи героев.

     2.Игра «Давай познакомимся» с использованием громкой речи

    -Меня зовут мышка, а ты кто?

    Меня зовут лягушка, а ты кто? и т.д.

    Ребята, а можно ли здороваться тихо? Только

    Рефлексия (уделяем место самооценке собственной деятельности уч-ся; оцениваем вместе с детьми урок: здесь можно использовать  метод незаконченного предложения; сравниваем успехи относительно его самого) «Сегодня ты работал лучше, чем вчера».

    Литература.

    1.Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой - Москва «Просвещение», 2011 год, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская)

      2.Комарова С.В. Устная речь. 1 класс. Учебник для специальных     (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)- М.: Просвещение, 2011.

     3.Комарова С.В., Головкина Т.М., Саакян С.В. Устная речь. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) – М.: Просвещение, 2014.

    4. Комарова С.В., Ефимова Т.А. Уроки устной(разговорной) речи в 1-4 классах специальной (коррекционной)школы 8вида// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2006.-  №6. - С.29-35.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"

    Мастер-класс как интерактивная форма профессионального взаимодействия педагогов....

    Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"

    Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагогов....

    Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

    Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

    Мастер-класс по теме: "Дифференцированный подход к восприятию темы"

    Форма проведения: фрагмент урока импровизация.Цель: показать приемы и методы  по формированию универсальных учебных действий.Задачи: 1. показать способы формирования  универсальных учебных...

    Мастер- класс на тему: Формулирование темы текста и выделение главной мысли текста.

    Понимание текста на уровне содержания.Создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением текста....

    мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

    Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

    Мастер-класс по теме "Использование рефлексии на уроках в начальных классах"

    В матриале приводится классификация приемов рефлексии, способы их реализации....