Главные вкладки

    Мастер-класс по теме "Использование рефлексии на уроках в начальных классах"
    учебно-методический материал на тему

    Минаева Светлана Анатольевна

    В матриале приводится классификация приемов рефлексии, способы их реализации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass.docx21 КБ
    Файл master-klass.pptx1.54 МБ

    Предварительный просмотр:

    МАСТЕР-КЛАСС на тему «Использование рефлексии на уроках в начальных классах»

    Подготовила учитель начальных классов МКОУ «Песковская ООШ №2 им. Д.А.Теплякова»

    Минаева Светлана Анатольевна

    Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

    Задачи:

    • Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
    • Дать представление о классификации рефлексии;
    • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
    • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

    М.П.: Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

    I. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

    В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

    Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

    А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

    В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым,

     нужным,

     а главное – успешным.

    Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

    В нашей школе решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я”.

    Уважаемые коллеги, в моей презентации будут вам встречаться буквы ярко-красного цвета. В ваших конвертах они лежат. Просьба: доставать и выкладывать их по мере появления на экране. Спасибо!

    В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

    физическую (успел – не успел)

    сенсорную (комфортно – дискомфортно)

    интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

    - духовную (стал лучше – хуже)

    Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Первокласснику, к примеру, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), оценивать себя (правильно ли я думаю, размышляю?).

    Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

    Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

    Уважаемые коллеги, а сейчас предлагаю “поиграть в пазлы”,

     из букв попробуйте собрать слово. И мы получили слово: Р Е Ф Л Е К С И Я

    II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:

                  Тема моего мастер – класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)

    III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

    Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

                  А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

    Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

    Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

                   В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

                      Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

    Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

    • рефлексия настроения и эмоционального состояния

    (целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

    Что можно применять?

    Это: карточки с изображением лица;                                                                                    показ большого пальца вверх или вниз;  

     «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

    «радостный мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плоховато;

     «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.

                       

    • рефлексия деятельности

    (это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)          

    Какие варианты?

    Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

     «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

    Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

    Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

    • рефлексия содержания учебного материала

           используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

                          Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

    Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока».  

     IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

                         Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.                        А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так  в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «человечков» (они вложены в конверты).      

    У «человечка» руки опущены – Ваш вариант мне не понравился,                                                        у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант,                                                            у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.              

    V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

                          В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.

                       


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    1 Мастер-класс учителя начальных классов Ивлеевой Натальи Александровны МАСТЕР-КЛАСС учителя начальных классов МКОУ «Песковская ООШ №2 им. Д.А.Теплякова» Минаевой Светланы Анатольевны

    Слайд 2

    2 ТЕМА: Использование рефлексии на уроках в начальных классах

    Слайд 3

    3

    Слайд 4

    4

    Слайд 5

    5

    Слайд 6

    6

    Слайд 7

    7

    Слайд 8

    8

    Слайд 9

    9

    Слайд 10

    10

    Слайд 11

    11

    Слайд 12

    12

    Слайд 13

    13

    Слайд 14

    14

    Слайд 15

    Рефлексия 15

    Слайд 16

    16 Что такое рефлексия? Обращение назад Размышление о внутреннем состоянии Самопознание Самоанализ

    Слайд 17

    17 Классификация приёмов рефлексии: 3.Рефлексия содержания учебного материала 2. Рефлексия деятельности 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

    Слайд 18

    18 Классификация приёмов рефлексии: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

    Слайд 19

    19

    Слайд 20

    20 Рефлексия настроения и эмоционального состояния

    Слайд 21

    21 Веселый мишка Грустный мишка Рефлексия настроения и эмоционального состояния

    Слайд 22

    22 Маятник настроения

    Слайд 23

    23 2. Рефлексия деятельности Классификация приёмов рефлексии:

    Слайд 24

    24 "Лесенка успеха"

    Слайд 25

    25 Дерево успеха

    Слайд 26

    26 3. Рефлексия содержания учебного материала. Классификация приёмов рефлексии:

    Слайд 27

    27 Приемы рефлексии содержания учебного материала Своей работой на уроке я... доволен не совсем доволен я не доволен, потому что...

    Слайд 28

    28 Сегодня на уроке я... научился … было интересно … было трудно … мои ощущения … больше всего понравилось...

    Слайд 30

    30 Всем спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"

    Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....

    Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

    Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

    Методический продукт «Рефлексия на уроке в начальных классах»

    Тема: Рефлексия на уроке в начальных классах Цель: Умение оценивать свою деятельность на уроке, мотивация к познанию нового. Задачи: Учить детей размышлять, заниматься самонаблюдением, выполнять сам...

    Мастер-класс " Рефлексия на уроках в начальных классах"

    Мастер -класс " Рефлексия на уроках в начальных классах "  проводился на районном  методобъединении учителей начальных классов.Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлекси...

    Презентация к мастер-классу на МО " Рефлексия на уроках в начальных классах"

    Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников....

    Рефлексия на уроках в начальных классах

    Выступление на педсовете...

    Мастер-класс « Рефлексия на уроках в начальных классах»

    За окном весенняя слякоть, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Возьмите бабочку  и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:Жи...