Мастер-класс по теме "Использование рефлексии на уроках в начальных классах"
учебно-методический материал на тему

Минаева Светлана Анатольевна

В матриале приводится классификация приемов рефлексии, способы их реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21 КБ
Файл master-klass.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС на тему «Использование рефлексии на уроках в начальных классах»

Подготовила учитель начальных классов МКОУ «Песковская ООШ №2 им. Д.А.Теплякова»

Минаева Светлана Анатольевна

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
  • Дать представление о классификации рефлексии;
  • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

М.П.: Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым,

 нужным,

 а главное – успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

В нашей школе решение этой проблемы мы видим в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я”.

Уважаемые коллеги, в моей презентации будут вам встречаться буквы ярко-красного цвета. В ваших конвертах они лежат. Просьба: доставать и выкладывать их по мере появления на экране. Спасибо!

В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

физическую (успел – не успел)

сенсорную (комфортно – дискомфортно)

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

- духовную (стал лучше – хуже)

Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности. Первокласснику, к примеру, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), оценивать себя (правильно ли я думаю, размышляю?).

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

Уважаемые коллеги, а сейчас предлагаю “поиграть в пазлы”,

 из букв попробуйте собрать слово. И мы получили слово: Р Е Ф Л Е К С И Я

II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:

              Тема моего мастер – класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)

III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

              А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

               В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

                  Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Что можно применять?

Это: карточки с изображением лица;                                                                                    показ большого пальца вверх или вниз;  

 «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

«радостный мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плоховато;

 «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.

                   

  • рефлексия деятельности

(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)          

Какие варианты?

Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

 «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

  • рефлексия содержания учебного материала

       используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

                      Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока».  

 IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

                     Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.                        А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так  в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «человечков» (они вложены в конверты).      

У «человечка» руки опущены – Ваш вариант мне не понравился,                                                        у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант,                                                            у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.              

V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

                      В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Мастер-класс учителя начальных классов Ивлеевой Натальи Александровны МАСТЕР-КЛАСС учителя начальных классов МКОУ «Песковская ООШ №2 им. Д.А.Теплякова» Минаевой Светланы Анатольевны

Слайд 2

2 ТЕМА: Использование рефлексии на уроках в начальных классах

Слайд 3

3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

7

Слайд 8

8

Слайд 9

9

Слайд 10

10

Слайд 11

11

Слайд 12

12

Слайд 13

13

Слайд 14

14

Слайд 15

Рефлексия 15

Слайд 16

16 Что такое рефлексия? Обращение назад Размышление о внутреннем состоянии Самопознание Самоанализ

Слайд 17

17 Классификация приёмов рефлексии: 3.Рефлексия содержания учебного материала 2. Рефлексия деятельности 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 18

18 Классификация приёмов рефлексии: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 19

19

Слайд 20

20 Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 21

21 Веселый мишка Грустный мишка Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 22

22 Маятник настроения

Слайд 23

23 2. Рефлексия деятельности Классификация приёмов рефлексии:

Слайд 24

24 "Лесенка успеха"

Слайд 25

25 Дерево успеха

Слайд 26

26 3. Рефлексия содержания учебного материала. Классификация приёмов рефлексии:

Слайд 27

27 Приемы рефлексии содержания учебного материала Своей работой на уроке я... доволен не совсем доволен я не доволен, потому что...

Слайд 28

28 Сегодня на уроке я... научился … было интересно … было трудно … мои ощущения … больше всего понравилось...

Слайд 30

30 Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"

Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....

Методический продукт «Рефлексия на уроке в начальных классах»

Тема: Рефлексия на уроке в начальных классах Цель: Умение оценивать свою деятельность на уроке, мотивация к познанию нового. Задачи: Учить детей размышлять, заниматься самонаблюдением, выполнять сам...

Мастер-класс " Рефлексия на уроках в начальных классах"

Мастер -класс " Рефлексия на уроках в начальных классах "  проводился на районном  методобъединении учителей начальных классов.Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлекси...

Презентация к мастер-классу на МО " Рефлексия на уроках в начальных классах"

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников....

Рефлексия на уроках в начальных классах

Выступление на педсовете...

Мастер-класс « Рефлексия на уроках в начальных классах»

За окном весенняя слякоть, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Возьмите бабочку  и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:Жи...

Доклад на МО _Рефлексия на уроках в начальных классах_

Доклад на МО _Рефлексия на уроках в начальных классах_...