Рефлексия на уроках в начальных классах
материал на тему

Ивлева Юлия Александровна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия на уроках в начальных классах

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Достижение метапредметных результатов происходит через различные виды деятельности, в том числе и через освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия, а значит позволяет развиваться как в познавательной так и в личностной сфере. Почему-то принято считать, что рефлексия - это специально спланированный отдельный этап в конце урока. Но я считаю, что любая реакция учеников на любом этапе урока - это и есть рефлексия.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои  способы и методы с  другими.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение. Конечно, сложно к каждому уроку придумать эффектное заключение, но с развитием компьютерных технологий эта задача упростилась. Если в кабинете установлен проектор и экран, то возможно использовать программы, позволяющие за очень короткое время провести рефлексивную часть урока.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Значит, рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом важно, чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм оказывается неэффективным. В моём классе проведение рефлексии позволяет ученику осознавать свою индивидуальность и уникальность.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Мы хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. А у рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является задача воспитания человека, способного в будущем совершенствовать себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации. Ведь формированию этого и способствует рефлексия. Умение рефлексировать пригодиться человеку в течение всей жизни. Оно поможет ему выразить собственные мысли, осознать свои возможности, принять решение и всегда идти в ногу со временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"

Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....

Методический продукт «Рефлексия на уроке в начальных классах»

Тема: Рефлексия на уроке в начальных классах Цель: Умение оценивать свою деятельность на уроке, мотивация к познанию нового. Задачи: Учить детей размышлять, заниматься самонаблюдением, выполнять сам...

Мастер-класс " Рефлексия на уроках в начальных классах"

Мастер -класс " Рефлексия на уроках в начальных классах "  проводился на районном  методобъединении учителей начальных классов.Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлекси...

Презентация к мастер-классу на МО " Рефлексия на уроках в начальных классах"

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников....

Мастер-класс по теме "Использование рефлексии на уроках в начальных классах"

В матриале приводится классификация приемов рефлексии, способы их реализации....

Мастер-класс « Рефлексия на уроках в начальных классах»

За окном весенняя слякоть, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Возьмите бабочку  и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:Жи...

Доклад на МО _Рефлексия на уроках в начальных классах_

Доклад на МО _Рефлексия на уроках в начальных классах_...