Выступление по теме самообразования «Личностно ориентированный подход к обучению предметам гуманитарного цикла»
статья на тему

Анисимова Лариса Константиновна

           Личностно-ориентированный подход – главная идея в программе гуманизации современного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientir.doc459 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Выступление на заседании методического объединения

 учителей начальных классов

(протокол № 5   от 19.02.2013)

Выступление из опыта работы по  теме самообразования

 «Личностно ориентированный подход к обучению предметам гуманитарного цикла»

с. Панаевск 

           Личностно-ориентированный подход – главная идея в программе гуманизации современного образования. В связи с этим нуждаются в пересмотре организационный, содержательный и управленческий компоненты  образовательного процесса с точки зрения их выявления на развитие личности, повышение качества образования.  Важным аспектом реализации этой стратегии является  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание  условий для развития личности. Умелое применение  приемов и способов внутренней и внешней дифференциации делает педагогический процесс природосообразным – в максимальной степени  адекватным своеобразию индивидуальной природы личности учащегося и в значительной мере содействующим формированию его неповторимых черт и качеств.  Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким –либо признакам. Обычно это три группы: высокий уровень учебных возможностей,  средний уровень учебных возможностей и низкий уровень учебных возможностей. Наибольших усилий требует работа со школьниками                 третьей группы. Неоднородность  индивидуальных особенностей учащихся этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода к обучению внутри самой группы. Моя работа включает тему: «Повышение мотивации учения у слабоуспевающих».

         Проблема школьной неуспеваемости(слабоуспевающие учащиеся) и ее причины – одна из центральных в педагогике  и педагогической психологии. По данным различных исследований, затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных  классов общеобразовательной школы; причем для более 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития.

           Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остается актуальной в связи с многообразием причин, ее порождающих. Так выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера (семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, половозрастные особенности и др.), так и психологического характера (недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся,  несформированность процессов анализа и синтеза и др.). Многообразие причин школьной неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные занятия с ними, состоящие, в основном, в повторении пройденного  учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, как показывает опыт, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, не дает желаемого результата.

           Для того, чтобы работа со слабоуспевающими учениками стала эффективной, надо прежде всего  выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником.

Причиной низкого усвоения знаний часто является недостаточность развития мыслительной деятельности школьника, в частности, таких операций, как анализ и  синтез, слабое развитие регуляторных процессов интеллектуальной деятельности.

             Слабоуспевающие ученики, в отличие от хорошо успевающих, характеризуются неравномерностью развития отдельных показателей интеллектуальной и двигательной сфер, что и является в большинстве случаев причиной их отставания в учебе. Система учебно-коррекционных воздействий и должна быть направлена на устранение выявленных недостатков, при этом опираться следует на те стороны познавательной деятельности, которые у данного учащегося развиты лучше.

Мне для работы в своем классе пришлось провести большую работу по исследованию особенностей анализа синтеза, исследование зрительной памяти, изучение уровня осмысления проблемной ситуации, изучения сообразительности, умение понимать связь событий, строить последовательность умозаключений, исследование кратковременной и долговременной слуховой памяти учащихся.

         Для этого я использовала такие методики, как «Заучивание 10 слов».(методика А. Г. Лурия); «Сравнение понятий», «Последовательность событий»,(А. Н. Бернштейн) «Запомни и найди 10 картинок».

Изучив показатели своих  учащихся, стала строить свою работу так, чтобы их очень неустойчивое внимание привлекать к изучаемому материалу хоть на небольшой промежуток времени, для этого использую такие методы, средства и формы обучения.

- дидактический материал;

- нестандартные домашние задания;

- нетрадиционные формы уроков (урок-сказка, урок-путешествие, урок-викторина, урок-игра, урок-соревнование, коллективный урок(сильные объясняют слабым)).

- игры-упражнения, (карточки)

- создание на уроке проблемных ситуаций

- ТСО

У слабоуспевающих обучающихся снижена работоспособность,  неустойчивое внимание, ограниченный  кругозор, низкий уровень развития речи и познавательной активности. Чтобы вовлечь этих детей в процесс обучения, я стремлюсь как можно чаще использовать игровые моменты на уроках, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие, развивающие формы работы – дидактические игры,  которые непосредственно связаны с темой урока. Игра воспитывает, развивает в ребенке милосердие и память,  честность и внимание,  трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, речь и быстроту – словом все, что составляет богатство человеческой личности. Я использую игры и игровые моменты на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства и трудового обучения.

                       Например:

  --- игровые упражнения для развития логической и механической памяти, которые я включаю в урок:

   Дети читают на доске пары слов, связанные по смыслу, через 10 секунд стираю, ребенок быстро должен продолжить      нож – резать

                                                      ручка – писать

                                                      ученик – школа

                                                       лед – коньки

Теперь пары слов не связанные по смыслу    рыба – песня

                                                                             дерево - крыша

                                                                             дорога - река

                                                                             спички – кровать

 --упражнения для развития зрительной памяти

                  На доске расположено 10 картинок , предлагаю запомнить. Затем эти картинки перемешиваю с другими картинками – надо выбрать картинки. Которые были сначала.

--упражнения для развития мышления

3-4 картинки, связанные по смыслу,  расположены в нужной последовательности. Составить и продолжить рассказ.

---упражнения на нахождение аналогий

Лимоны кислые, а сахар …..

Ты ходишь ногами, а бросаешь …..

Мальчики вырастают в мужчин, а девочки ….

--упражнения на нахождение сходства

Слива – персик (это плоды, похожей формы, сладкие на вкус)

Кошка – мышка (это звери, у них по 4 лапы, ушки, хвост, усы)

 --использую игровые моменты для активизации внимания. «Внимание, -писал К. Д. Ушинский, -есть та единственная дверь нашей души,  через которую все из внешнего мира, что только входит  в сознание, непременно проходит; следовательно этой двери не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка. Понятно, что приучить дитя держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения».

     Внимание слабоуспевающих учащихся привлечь очень трудно, а удержать на длительный промежуток времени просто не возможно. Поэтому необходимо очень часто менять один вид деятельности на другой. Чередовать вид деятельности опять помогает игра, например игра на внимание «Заметь всё»

       На наборном полотне в один ряд выставляются 7-8 предметных  картинок с изображением предметов (домик, мяч, зайчик, гриб, пирамида, слон и т. д.). Предлагаю запомнить за 10 секунд. Предлагаю затем назвать их «день» и «ночь» Кто потерялся? То же самое с геометрическими фигурками, цифрами.

  Работа  сложна тем, что ученики очень быстро теряют интерес  к какому либо виду работы. Особенно трудно работать на уроке литературного чтения. Я подобрала различные виды упражнений для развития техники чтения, на одном уроке приходится пользоваться сразу несколькими:

1. Чтение вслух.

2. Чтение про себя.

3. Чтение жужжащее.

4. Чтение хором.

5. Чтение в темпе скороговорки.

6. Динамическое чтение. (на доске  столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением  количества букв  в словах).

7. Чтение «цепочкой».

8. Бинарное чтение. (один текст читают два ученика одновременно).

9. «Очередь»    (Сначала читает учитель, а затем дети).

10. «Буксир» (учитель читает вслух, изменяя скорость чтения, дети читают вслух, стараясь догнать учителя).

11. «Буксир»  (учитель читает вслух, дети про себя, дети должны показать где остановился учитель)

12. «Ловушка»  (учитель читает текст заменяет слова, дети должны увидеть и назвать заменённое слово).

13. «Прыжки» (чтение через слово).

14. «Голова и хвост»   (начинает читать учитель, дети быстро находят и хором дочитывают до конца предложение)

15. «Прятки» (нахождение в тексте слова с определенным признаком: состоит из 2 слогов, начинается на а, самое длинное слово)

16. Круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом)

17. «Кто быстрее?»   (найти и прочитать до конца начатое учителем предложение)

18. «Фотоглаз» (на доске написаны слова, дети читают и запоминают, затем надо вспомнить эти слова).

19. «Найди меня» (на листочках написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, надо их найти и прочитать)

20. «Сканирование» (найти ответ на вопрос в тексте)

21. «Счет слов» (чтение на время).

        «Солнце не занимается отдельными предметами, будь то дерево или животное, оно освещает, согревает и наполняет испарениями всю Землю. Одними и теми же лучами оно освещает всё. Подобно солнцу и учитель должен распространять свои лучи на  всех учеников».

Нельзя не согласиться со словами великого педагога, который справедливо верил в «природные силы детей». На своих уроках стараюсь сочетать дифференцированные формы работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, что является основным фактором эффективного осуществления личностно-ориентированного подхода. Это позволяет мне максимально учитывать индивидуальные возможности и потребности каждого ученика и обеспечивает неплохой уровень обученности школьника

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся"

Личностно-ориеннтированный подход в обучении учащихся...

Личностно-ориентированный подход к обучению предмету" Окружающий мир" младших школьников.

Обобщение темы по самобразованию "Личностно-ориентированный подход к обучению предмету "Окружающий мир"...

Тема самообразования «Личностно - ориентированный подход к обучению предметам гуманитарного цикла»

План работы учителя начальных классов Анисимовой Л.К.  над темой самообразования «Личностно-ориентированный подход к обучению предметам гуманитарного цикла»...

Доклад учителя английского языка, Колпиковой Натальи Викторовны, по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в начальной школе»

Доклад учителя английского языка, Колпиковой Натальи Викторовны, по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в начальной школе»...

Выступление по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников"

Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников...