Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС НОО.
статья на тему

Долгополова Виктория Александровна

Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyat_podhod._pedsovet.rar1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС НОО

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №2

Долгополова В.А.

         Слайд 2.

  Методологической основой ФГОС НОО является системно деятельностный подход. В чём же сущность деятельностного метода, являющегося ядром системно-деятельностного подхода ? Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью. Даже народная мудрость гласит:«Я слышу – и забываю, вижу – и понимаю, делаю и умею». Технология деятельностного метода  предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Слайд 3.

…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»

Г. А. Цукерман, доктор псих. Наук

Слайд 4.

     Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок.           Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно знать принципы построения, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. 

- принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;

- принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

-принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);

- принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

- принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

- принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

- принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Слайд 5.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

1.уроки «открытия» нового знания;

2.уроки рефлексии;

3.уроки общеметодологической направленности;

4.уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Слайд 6.

К современному уроку предъявляются следующие требования:

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

- максимум творчества и сотворчества;

- времясбережение и здоровьесбережение;

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- планирование обратной связи;

- урок должен быть добрым.     

Слайд 7-8.

Сравнительная таблица традиционного и системно-деятельностного подхода.

Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через:

  1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций
  2. Использование активных и интерактивных методик
  1.  Участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности
  2. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:

- работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Слайд 9.

Актуальные педагогические подходы.

Слайд 10.

      Правильное использование системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает  учёбу в школе единым образовательным процессом.

Слайд 11.

Литература

1.Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- №4, 2011.

2. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы. - №10, 2012 г.

3.http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»...

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС» презентация к сообщению...

«Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целена...

Доклад на тему: «Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС»

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целена...

Статья «Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС»

В статье «Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС»  раскрывается понятие и сущностьсистемно-деятельностного подхода....

Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС

Как выстроить систему учебно-воспитательного процесса в школе так, чтобы она соответствовала современным требованиям к качеству образования, была результативна? Прежде всего –это решение проблем...