Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Сергеева Галина Юрьевна

Как выстроить систему учебно-воспитательного процесса в школе так, чтобы она соответствовала современным требованиям к качеству образования, была результативна? Прежде всего –это решение проблемы создания условий для формирования универсальных способностей личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг . Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2034 ВАО г. Москвы Сергеева Галина Юрьевна

Слайд 2

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Слайд 3

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний , а в том, чтобы научить учиться . При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности . Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

Слайд 4

Проблема : снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Слайд 5

Факторы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Начальная школа и основная школа кардинально отличаются друг от друга тем, что устроены по-разному. В начальной школе один учитель, который отвечает за результат работы четырех лет. Кризис основной школы связан с несколькими причинами. Одна из главных — трудный пубертатный возраст, взросление, гормональная перестройка. Вторая : на смену одному главному учителю, отвечающему за «целое», приходит множество предметников. Третья – усложнение учебного материала. На это накладываются достаточно резкие перемены в жизни школьников - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с учителями-предметниками, со сверстниками.

Слайд 6

Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую . Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий , которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования.

Слайд 7

Цели урока Планируемые результаты Воспитывающая Личностные результаты Развивающая Метапредметные результаты Обучающая Предметные результаты

Слайд 8

Тема Планируемые результаты : Этап урока Содержа-ние Деятель-ность учителя Деятель-ность учащихся ПР

Слайд 9

Новые подходы к образованию ЗУНовский Компетентностный Системно - деятельностный

Слайд 10

ИННОВАЦИЯ – нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы. Среди зарубежных ученых – Э.Колли, А.Комбс, А.Маслоу и др. Среди отечественных известные еще с 20-х годов русские ученые: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.

Слайд 11

2 3 1 Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД.

Слайд 12

Text Text Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Слайд 13

развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируются: теоретическое мышление и творческие способности

Слайд 14

Традиционное обучение Инновационное Развивающее обучение 1 Базируется на принципе доступности Опирается на зону ближайшего развития 2 Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной УД 3 Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения 4 Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания 5 Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6 В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Слайд 15

Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные унив.д. знаково-символические д. логические унив.д. постановка и решение проблемы самоопределение вопросы общения

Слайд 16

Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям

Слайд 17

Упражнение. Интересно (смотрю) соревнования пловцов. Летом мы решили (хожу) в походы. Пора (делаю) уроки. Брат помогал мне (решаю) задачу. Надо (вскипячу) воду в чайнике. Товарищ обещал (принесу) мне интересную книгу. Книги надо (беречь).

Слайд 18

ФГОС н.п. парадигма ЗУН ТО 1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении 3. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учеб. процессе Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно) 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы)

Слайд 19

ФГОС парадигма ЗУН 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки Контроль и оценку осуществляет сам учитель 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно

Слайд 20

ФГОС парадигма ЗУН 10. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие Личностное воздействие не реализуется

Слайд 21

СДП развитие личности формирование гражданской идентичности Ценностные ориентиры УУД ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Слайд 22

Концептуальная идея формирования УУД Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение Как сформировать у ребенка умение переходить через дорогу? Контроль Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Приобретение знаний о способе выполнения действия Представление о действии. первичный опыт и мотивация

Слайд 23

КАК ПРОВОДИТЬ УРОКИ? Нужно создать условия для того, чтобы ученик приобретал опыт самоизменения. Таким образом, он будет выполнять весь комплекс УУД, входящих в ФГОС. 1-й этап формирования УУД

Слайд 24

КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТ СЕБЯ, ПОЗНАЕТ НОВОЕ? 1 где 1 − действие, в котором возникло затруднение; 2 − фиксирование затруднения; 3 − анализ этапов действия и определение места затруднения (исследование − И); 4 − определение причины затруднения (критика − К); 5 − постановка цели и проектирование (П); 6 − реализация проекта. 2 6 3 И 4 К 5 П Схема-аксиома « Рефлексивная самоорганизация »

Слайд 25

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности. Технология деятельностного метода (ТДМ)

Слайд 26

УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ Требования к этапу УУД, выполняемые учащимися На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель , выбирают способ , строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки , согласовывают тему урока. – формулирование цели учения ( Р ); – выбор способов решения задач ( Р ); – планирование ( Р ); – проектирование ( Р ); – осознанное построение речевого высказывания ( П ); – аргументация своего мнения ( К ); – учет разных мнений ( К ); – смыслообразование ( Л) .

Слайд 27

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика. Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения .

Слайд 28

Последовательная реализация СДП повышает эффективность образования по показателям : придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

Слайд 29

существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 30

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Слайд 31

Решению продуктивных задач надо учить: Осмысли задание (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя За что Петра I называли «великим»? Перескажи текст о Петре I = Почему корабли сделанные из железа не тонут? Перечисли основные свойства воды. = Личностные результаты Познавательные УУД

Слайд 32

Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно-диалогический урок 1.Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем ( ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми Е.Л.Мельникова Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

Слайд 33

Технология критического мышления Цель : развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни Характерные особенности : оценочность; открытость новым идеям; собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.

Слайд 34

Другие педагогические технологии Информационная технология Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах Игровые технологии Проблемно-развивающая технология Рейтинговая технология Технология модульного обучения Технология коллективного способа обучения (авторская) Здоровье-сберегающая технология Личностно-ориентированная технология



Предварительный просмотр:

Выступление на МО.

Тема : Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях  ФГОС

  Повышения качества образования…

               Как выстроить систему учебно-воспитательного процесса в школе так, чтобы она соответствовала современным требованиям к качеству образования, была результативна?

             Прежде всего –это решение проблемы создания условий для формирования универсальных способностей личности.

            Что такое “качество образования”?

Давая определение, в основном повторяется распространённая ошибка, что качество-это только результат деятельности, выраженный в числовых показателях.

Однако, иной подход к определению качества- это способность организации достигать результата, необходимого потребителю (иными словами-это свойство не продукта, а организации).

               Почему-то именно на современном этапе одной из задач образования, стала- повышение эффективности урока как средства повышения качества образования.

              При этом важно определить:

-основные положения в оценки качества,

- определить проблемы, мешающие этому движению.

               Слово “эффективность” в переводе означает- результат, какого-либо действия. Урок является основным компонентом школьного образования.

              Что мы знаем об уроке?

               Каким должен быть эффективный урок?

              Каким он должен быть, если грамотность и мастерство учителя соединяются?

              Как в эффективном уроке соседствуют традиционное и новое?

Эффективный урок имеет своё лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства-в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

-Знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока.

- умение планировать, проводить и анализировать урок.

Реальная эффективность урока – его результат, степень усвоения материала учениками.

Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался учитель, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные знания и умения.  Дома знания расширяются,  углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Новые методические требования к уроку в рамках ФОГОС нового поколения:

1. Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы своих уроков.

2. Знание учителем типологии уроков и обоснованный выбор типа урока учитывающий особенности класса, темы, раздела.

3. Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей.

4. Учет умственных и психологических особенностей обучающихся.

5. Использование  в формировании темы урока афоризмов, крылатых фраз поговорок.

6. Спланированная деятельность учителя по обеспечению не только учебной но и воспитательной функции урока.

7. Выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного существенного.

8. Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.

9. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о мире.

10. Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в подобной или в полностью не знакомой ситуации.

11. Знание различных технологий развивающего обучения ( Занкова, Эльконина- Давыдова, Фаизова, Кушнера, Эрдниева, Монтессори).

12. Сочетание общеклассных форм работы, с групповыми и индивидуальными.

13. Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам.

14. Дифференциация домашних заданий по содержанию, объему для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими.

15. Знание и использование учителем психосберегающих, здоровьесберегающих  технологий.

16. Обеспечение благоприятных для работы на уроке гигиенических условий.

17. Общение с учащимися на уроке только на основе сочетанию высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.

18. Оценка работы учителя по совпадению реальной успеваемости с её прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.

Представленные требования, характеризующие общие подходы к проектированию урока, к личности учителя, к оценке результатов охватывают практически все компоненты деятельности учителя и ведут к повышению эффективности урока, повышают качество образования.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования

Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования...

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»...

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС»

«Системно- деятельностный подход и пути его реализации в условиях введения ФГОС» презентация к сообщению...

Системно – деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС II поколения

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать...

Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС НОО.

Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС НОО....

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: «Системно-деятельностный подход и пути реализации в условиях ФГОС»

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:«Системно-деятельностный подход и пути реализации в условиях ФГОС»...