Аналитическая записка профессиональной деятельности учителя Шаповаловой А.Н (2016-2017 уч.г.).
статья по теме

В данном материале представляю самоанализ своей профессиональной деятельности за последние 3 учебных года с указанием методов и технологий, используемых в обучении, результатами применения данных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska.docx79.67 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка  

Шаповаловой Аллы Николаевны,

учителя начальных классов МБОУ ОСОШ №2

Орловского района Ростовской области

Когда нет здоровья, молчит мудрость,

не может расцвести искусство, не играют силы,                                                                                   бесполезно богатство и бессилен ум.

Геродот

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, которое подразумевает разностороннюю гармонию физических, психолого-педагогических, социальных качеств человека, то всё остальное бессмысленно.

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.

По этой причине сохранение здоровья подрастающего поколения является основным содержанием большинства государственных здоровьесберегающих инициатив:

- Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 41. Охрана здоровья обучающихся.;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – о формировании экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

- Концепция национальной стратегии действий в интересах детей (на 2012-2017г.г.) – об использовании здоровьесберегающих технологий.

Совершенно очевидно, что при таком государственном подходе к созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, ребёнок является главным богатством нации. Современная школа непосредственно с решением образовательных задач призвана решать задачи повышения работоспособности и укрепления здоровья учащихся, особенно младших классов.

МБОУ ОСОШ№2  с 2012 года является «пилотной площадкой» по созданию в образовательном пространстве школы качественной здоровьесберегающей модели образовательного процесса. Она предполагает использование современных педагогических технологий, средств, методов и форм здоровьесберегающей педагогики, интеграцию школьного общего и дополнительного образования. Чтобы модель школы работала эффективно и показывала положительный результат, необходима качественная работа всех её преподавателей. Как построить образовательный и воспитательный процесс в классе с маленькими детьми? Какие разработать мероприятия, уменьшающие риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с аспектами жизни младших школьников? Как помочь ребёнку осознать свои способности и создать условия для их развития?

В этих вопросах я увидела задачи своей деятельности и поэтому обозначила проблему, над которой я работаю, так: «Организация обучения и воспитания младшего школьника на основе здоровьесберегающих технологий как фактор развития его интеллекта и познавательной активности».

В 2012 году мною был разработан здоровьесберегающий проект «Здоровье детей – богатство нации, здоровая нация – сила государства» на 2012–2016г.г. Полное его содержание – в публикации в разделе психологии (Web-адрес её: http://nsportal.ru/node/331525). С этой работой я приняла участие на региональной научно-практической конференции «Защита детства на Дону» в г. Ростове-на-Дону, после которой в 2013 году вышел дидактический сборник материалов конференции с моей работой «Применение технологий здоровьесбережения в начальной школе». 

В течение четырёх лет я корректировала проект, подключала различные структуры, разрабатывала дополнительные составляющие, и на сегодняшний день оформила всё в единую методическую систему, которая направлена на создание здоровьесберегающего пространства в урочной и внеурочной деятельности, в воспитательной работе:

  1. Организация учебно-воспитательной работы в начальной школе по развивающей системе Л.В.Занкова с применением здоровьесберегающих технологий доктора В.Ф. Базарного и доктора А.А. Сметанкина.
  2. Применение современных педагогических технологий на основе здоровьесбережения как средств реализации учебной программы.
  3. Создание здоровьесберегающей среды во внеурочной деятельности по курсу «Разговор о правильном питании».

4. Особенности организации содержания воспитания и социализации          обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО.

Я работала 12 лет по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. В последние годы ФНМЦ имени Л.В. Занкова возводит особо в ранг нового принципа положение - «постоянная забота о физическом и психическом здоровье всех учащихся». И если говорить о том, какие технологии могут быть отнесены к здоровьесберегающим, то нужно назвать технологию развивающего обучения Л.В. Занкова. При её использовании наблюдается мотивация познавательной деятельности ученика при создании условий, пробуждающих и поддерживающих интерес к процессу  и результату деятельности. К технологии развивающего обучения Л.В. Занкова относятся и технологии общения, которые обеспечивают необходимый положительный эмоциональный фон учения, повышают качество коммуникативных компетенций ученика. Для себя я исключила факторы, негативно влияющие на психологическое здоровье учащихся: крик, монотонность речи, однообразие приёмов обучения, безразличие к пассивной позиции ученика.

Учебные комплекты по Занкову работают на развитие ребёнка, на повышение положительной мотивации обучающихся к изучению предметов начальной школы. Об этом свидетельствуют данные опроса школьным психологом «Рейтинг популярности учебных предметов в 4 «А» классе» (2015-2016 уч.г.):

У детей есть желание учиться, они сами стремятся формулировать основные правила и выводы, ведут особенно активную созидательную деятельность на уроках литературного чтения и окружающего мира. Это развивает положительную динамику обучения у учащихся, я для них не назидатель, а друг, наставник, помощник. Дети открыто высказывают своё мнение, не боясь ошибиться. Значит, развивающая система Л.В. Занкова предназначена для формирования и развития коммуникативной компетенции. Для достижения этих целей мне помогает обучение на дистанционных курсах ФНМЦ им. Л.В. Занкова по темам:

- «Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса «Русский язык» системы развивающего обучения Л.В. Занкова» (в объёме 24 часа) в 2013 году; 

- «Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса «Литературное чтение» системы развивающего обучения Л.В. Занкова» (в объёме 24 часа) в 2014 году;

Работая по системе Л.В. Занкова, я определила и другие технологии здоровьесбережения, связанные с его системой. Одной из них является здоровьесберегающая методика доктора В.Ф. Базарного (г. Новосибирск). Целью обучения по Занкову является оптимальное общее развитие каждого ребёнка; цель обучения по Базарному – формирование, сохранение и укрепление здоровья всех учащихся; согласованность в действиях специалистов разных профессий.

По методике В.Ф. Базарного я работаю пятый год. Применение его педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье, требует специального оборудования кабинета и выполнения следующих правил:

1) учебные занятия провожу в режиме динамических поз, для чего использую конторки – специальную ростомерную мебель с наклонной поверхностью;

2) модель урока по Базарному – подвижная – это важнейшая её особенность. Уроки проводятся мною в режиме подвижного материала;

3) использование на стене «Экологического букваря» или панно с изображением природных объектов местности, на котором разворачиваются сюжеты уроков;

4) использование зрительно-координаторных тренажей  с целью смягчения зрительных нагрузок – «потолочный тренажёр»;

5) для снижения напряжения глазных мышц использую «сенсорные кресты»- деревянные планки, подвешенные к потолку в четырёх углах кабинета, на которых располагаются дидактические материалы.

6) дифференцированные физминутки – выполняются  по группам или индивидуально с учащимися: для профилактики плоскостопия (массажные коврики для ног на деревянной основе или связанные из натуральных нитей с нашитыми пуговицами разных размеров); для глаз – стихи-потешки; для улучшения осанки – упражнения, выполняемые  стоя вплотную к стене; самомассаж; упражнения для развития мелкой моторики рук.

Эффективность проведения уроков с использованием методики В.Ф. Базарного такова:

- сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма;

-сохраняется  пространственно-метрический обзор, активизируется зрительное сосредоточение вдаль;

- снимается напряжение, психологическая утомляемость, улучшается чувство гармонии и ритма, развивается зрительно-ручная координация.

- улучшается острота зрения учащихся (на основании результатов обследования на аппарате для контроля физиологических параметров «Армис») – это важнейший показатель эффективности использования данной методики:

Группы здоровья

2012-2013 уч.г.

1 класс

2013-2014 уч.г.

2 класс

2014-2015 уч.г.

3 класс

2015-2016 уч.г.

4 класс

Ι- с нарушением зрения

36%

32%

28%

24%

ΙΙ – здоровые

64%

68%

72%

76%

       Занимаясь методологическим изучением здоровьесберегающей технологии - технологии «БОС – дыхание» - совершенно новой для меня системой доктора А.А. Сметанкина (г. Санкт-Петербург), я остановились на использовании специально-разработанных электротренажёров. Со спецификой работы  на  этих тренажёрах познакомилась на специализированных курсах по теме «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС-здоровье для системы дошкольного и общего образования» (в объёме 72 часа) в 2013 году, и свидетельство, полученное на курсах, подтверждает право работы с данными тренажёрами в общеобразовательных и коррекционных учреждениях.

Мною используются такие формы работы на электронных тренажёрах «БОС-дыхание»:

1) проведение дыхательной гимнастики – через компьютер на экран интерактивной доски появляется текст со стрелками, показывающими детям, в какой части текста нужно делать вдох, в какой – выдох. Режим скорости чтения устанавливаю я сама, исходя из скорости чтения учащимися (провожу такую гимнастику по группам: медленно читающие, быстро читающие).

Цель такой зарядки - выработка в себе навыка диафрагмального дыхания с максимальной ДАС (дыхательной аритмии сердца).

2)проверка техники чтения – один из важных показателей обучения чтению в начальной школе. Но на сегодняшний день эта форма работы – на этапе моего изучения.

3) для снятия перевозбуждённости, гиперактивности, особенно после уроков физической культуры или перемены с целью усиления работы защитных сил (иммунной системы) – считаю вполне уместным применение тренажёрных заданий БОС-дыхания.

Необходимым условием реализации технологии БОС  на уроках   является включение игры с целью повышения мотивации  ученика. 

Только благодаря использованию игры в здоровьесберегающей технологии «БОС-здоровье», я могу увидеть подтверждение практической значимости высказывания великого педагога В.А. Сухомлинского, что «игра действительно как огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий», что «игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 Результат  эффективного использования данной методики – качественное улучшение показателей работы дыхательной системы у учащихся класса (согласно показателям диагностического аппарата «Армис»):

Группы  здоровья

2012-2013  уч.г.

1  класс

2013-2014 уч.г.

2  класс

2014-2015 уч.г.

3 класс

2013-2014

уч.г.

2  класс

Ι- с нарушением дыхания

27%

21%

17%

10%

ΙΙ – здоровые

73%

79%

83%

90%

В настоящее время изучаю систему естественного оздоровления академика Г.С.Шаталовой. В своей деятельности уже использую её элементы: во внеурочной деятельности – по курсу «Разговор о правильном питании» о лечебном питании школьников (по книге Г.С.Шаталовой «Лечебное питание»); в урочной деятельности – разные формы работы по группам и парам, например, «Вертушка».

По результатам диагностики «Адаптация первоклассника» в конце 1 года обучения (2012-2013 уч.г.) в классе были выявлены учащиеся с разным учебным потенциалом. Это не только потребовало от меня  дополнительной ответственности, но и открыло передо мной перспективы в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, где центром образовательной системы является личность ребёнка, комфортные условия её развития и реализация природных возможностей. Ученик получает право самостоятельно решать, ограничиваться ему уровнем образовательных требований или двигаться дальше, т.е. самостоятельно выстраивать индивидуальные образовательные траектории или маршрут.

Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу, поэтому, чтобы все дети усвоили программу 2 класса, я своевременно  скорректировала  образовательный и воспитательный процесс. Для этого я прошла обучение на дистанционном курсе Виртуального университета в социальной сети работников образования (nsportal.ru) по теме “Игровые методы коррекции обучения младших школьников» в 2013 году и на вебинаре проекта «Инфоурок» по теме «Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребёнка в процессе обучения и воспитания» в 2016 году.  

Для  индивидуальной коррекционно-развивающей работы я использую методы личностно-ориентированной технологии:

- листы индивидуальных достижений (на «Электронном дневнике»), чтобы ребёнок видел своё продвижение и у него формировался навык самоконтроля и самооценки. Это позволяет мне наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей;

- анкетирование, по результатам которого определяю, с каким эмоциональным настроем дети ходят в школу. В этой работе оказывает помощь школьный психолог Женовачёва Е.Д.

Свои результаты в данном направлении я изложила в статье по теме «Практическое применение личностно-ориентированного обучения в начальной школе» на сайте социальной сети работников образования «Nsportal», в которой я привожу примеры заданий по разным предметам с использованием личностно-ориентированной технологии и  свои рекомендации по обеспечению более комфортных условий каждому ученику -  http://nsportal.ru/node/103865.

Реализацию программ коррекционно-развивающей работы  считаю невозможной без применения дифференцированного подхода, так как её цель – оказание психологической и методической помощи учащимся в их успешной  учебной и здоровьесберегающей деятельности. Я осуществляю его на любом этапе урока: на первичном закреплении нового материала, на этапе применения знаний и способов действий, этапе контроля и самоконтроля знаний и способов действий, на этапе информации о домашнем задании. Благодаря этой технологии я обеспечиваю каждому ученику базовый уровень подготовки и создаю благоприятные условия тем, кто проявляет больший интерес к обучению.

В условиях введения ФГОС в начальной школе уделяется внимание проектной и исследовательской технологиям как средствам формирования метапредметных умений и навыков. Эти технологии я использую в образовательном процессе на основе здоровьесбережения. В выборе здоровьесберегающих форм и методов работы с учащимися по обучению исследованию помогли курсы Международного Института Развития «Эко Про» по теме «Организация исследовательской деятельности учащихся» (в объёме 52 часа) в 2014году. Пример исследовательской работы учащейся  по теме “Лечение больных людей с помощью кошек» – на сайте http://nsportal.ru/node/2550729 

Применение знаний этого курса позволило повысить результативность и качество уроков за счёт усиления мотивации всех участников образовательного процесса, активизации познавательной деятельности. Теперь мои уроки отличаются интенсивностью, хорошим темпом, логичной завершенностью, разнообразием и неординарностью форм: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. У учащихся возрастает объем усваиваемого материала и его  глубина, увеличивается познавательная активность и творческая самостоятельность, меняется характер взаимоотношений в процессе исследования между учениками, исчезает безразличие, растет самокритичность, формируются умения сотрудничать, т.е. дети коммуникабельны и общительны, а это – положительный показатель здоровья ребёнка в социальном и интеллектуальном плане.

Свои рабочие уроки, открытые уроки на школьном и муниципальном уровне я часто провожу интегрированным курсом, т.е. использую в качестве здоровьесбережения - интегративную технологию. Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, способствуют снятию перенапряжения и утомляемости. Значит, интегративная технология – способна помочь в оздоровлении детей.

Например: - http://school2.lbihost.ru/files/pitanie/integrirovann urok 1 klass.docx - интегрированный урок-обобщение по окружающему миру и русскому языку в 1 классе с применением технологий здоровьесбережения;

- http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/testi/116070 - «Интегрированная проверочная работа для 2 класса».

Мои разработки интегрированных уроков – победители Всероссийских дистанционных педагогических конкурсов:

- во II Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» в номинации «Творческие работы и методические разработки педагогов» - методическая разработка «Интегрированный урок по русскому языку и информатике в 4 классе» (1место) в 2014 году;

- во II Всероссийском интернет-проекте «Эрудит» – победитель в конкурсах «Урок+» (1место) в 2015 году; «Урок здоровья» (1 место) в 2016 году;

- Благодарность от ФНМЦ имени Л.В. Занкова за участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде педагогов начальной школы по разработке интегрированной проверочной работы в 2014 году.

Моя разработка урока с применением интерактивной технологии – победитель в муниципальном этапе конкурса «Лучший урок письма-2014»  (1 место) в 2014 году.

Как современный учитель в современной школе использую компьютерную технологию, преимущества которой обоснованы: в расширении возможностей предъявления информации; в объективности оценки при использовании компьютерных тестов; в повышении эффективности урока за счёт использования мультимедиасредств, интернета; в развитии компьютерных умений.

Для этих целей я использую интерактивные комплекты, сеть Интернет (школа подключена к сети). Кабинет оборудован техническими пособиями: компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Board, принтер. Из материалов школьной медиатеки применяю электронные образовательные ресурсы фирмы 1с – тесты и учебные диски, способствующие двустороннему общению между учителем и учеником. Систематическое использование данного продукта способствует накоплению опыта работы для меня, как учителя, а для учеников – тренажёрные тестовые занятия – выявлению пробелов в знаниях по предметным темам.

Результативность применения данной технологии: моя методическая разработка урока  по окружающему миру во 2 классе по теме «Материки и океаны» с применением ЭОР программы «1с» - призёр областного конкурса  «Лучший урок с использованием электронных образовательных продуктов 1С» в 2016г.

На сайте www.dnevnik.ru  на странице класса была создана группа «Не-болей-ка». (Web-адрес её:  https://groups.dnevnik.ru/group.aspx?group=237440) В её состав входят учащиеся, временно отсутствующие в школе по болезни. Я ежедневно размещаю на этой странице новую информацию об уроках, материалы уроков, изучаемых темах, домашние задания, консультирую учащихся по разным вопросам (использование «кейс-технологии», основанной на комплектовании наборов текстовых материалов и рассылки их обучающимся для самостоятельного изучения), также для родителей учащихся ежедневно заполняю страницы электронного журнала.

Участие в Международных дистанционных конкурсах и олимпиадах в сети Интернет способствует не только повышению учебной мотивации у моих учеников, но и дают мне, учителю, объективный материал по уровню сформированности у них тех или иных навыков и компетенций, что является основанием для планирования дальнейшей деятельности. В течение трёх последних учебных лет учащиеся моего класса приняли участие в международных конкурсах и проектах: международный конкурс-игра по математике «Кенгуру»-2014г., 2015г.»; международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» - 2014г., 2015г., 2016г.»; международный проект Videouroki.net, олимпиада по русскому языку в 2014 году; международный проект «Инфоурок» в 2016 году - олимпиады по русскому языку, математике, I международный конкурс «Мириады открытий» - в 2016 году. Мне как учителю-организатору – благодарности за организацию проведения этих конкурсов.

Учащиеся моего класса успешно приняли участие и победили в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2014»: Сухоносов Денис, Филимендик Настя – 1 место; Ковтун Полина, Полухин Даниил, Дубинская Полина – 3 место. (приказ  от 03.06.2014г. №321   ) и приняли участие и победили в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2015» - Ковтун П. - 3 место.

Чтобы правильно построить уроки для достижения учащимися предметных результатов в контексте ФГОС, мне как учителю-предметнику многих основных дисциплин начальной школы (а в сельской школе – тем более) необходимо знать методы и приёмы, применимые ко многим предметам, поэтому я совершенствую своё образование в вебинарах издательства «Дрофа»: «Методика обучения решению простых и составных задач» и «Современные способы мотивации детей к чтению: инновации для учителей, инструментарий для библиотекарей» в 2014 году и издательства «Просвещение» по теме «Музыка в системе начального общего образования» в 2015 году, прошла обучение на дистанционных курсах сайта «Фоксфорд учителям» по теме «Русский язык. Общая грамотность учащихся» (в объёме 72 часа) в 2016 году.

За последние 3 года наблюдается позитивная динамика качества обучения в моём классе, а результативность – на стабильно высоком уровне. В ходе проведения  административного контроля, который проводится в соответствии с планом работы  МБОУ ОСОШ №2, мои учащиеся показывают следующие результаты:

- максимально высокий и стабильный уровень обученности:

Предмет

2013-14 уч.г.

2 кл.

2014-15 уч.г.

          3 кл.

2015- 16уч.г.

4 кл.

Русский язык

100%

100%

100%

математика

100%

100%

100%

- высокая положительная динамика качества знаний учащихся:

Предмет

2013-14 уч.г.

2 кл.

2014-15 уч.г.

3 кл.

2015-16 уч.г.  

4 кл.  

Русский язык

76%

80%

85%

Математика

80%

83%

85%

Учащиеся 4 класса ежегодно участвуют во Всероссийских олимпиадах школьников. На муниципальном уровне в 2015-16уч.г. учащиеся моего класса показали  высокие результаты:

- по окружающему миру – 1 победитель (Ковтун П.), 2 призёра (Филимендик Н. и Кобякова А.);

- по математике – 1 победитель (Ковтун П.), 1 призёр (Филимендик Н.);

- по русскому языку – 2 призёра (Ковтун П. и Филимендик Н.)                                       (приказ УО Орловского района от 27.04.2016г.  №264)

Моя деятельность по обучению учащихся на высоком уровне отмечена грамотами и благодарностями: от Управления образования Орловского района (приказ от 21.08.2015г. №323); от МБОУ ОСОШ №2 (приказ от 31.03.2016г. №151/од); Грамота от Главы Орловского района в 2013 году , статьи в районной газете «Степные зори» - «Основание для гордости» и «Ученик вертится? На здоровье!» в 2014 году.

Внеурочная деятельность, проводимая мною в классе, служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование учащихся, развитие у них творческих и интеллектуальных способностей, позволяет раскрыть потенциал школьников, потому что это – необходимое условие для моей проблемы «Организация обучения и воспитания младшего школьника на основе здоровьесберегающих технологий как фактор развития его интеллекта и познавательной активности».

В выборе курса внеурочной деятельности я определилась ещё во время работы в подготовительном классе, обратив внимание на то, чем питаются «шестилетки» на переменах. Через игровые занятия выяснила, каким продуктам они отдают предпочтения и обнаружила, что мои ученики  отдают предпочтение продуктам, которые активно рекламируются с экранов телевизора.

По данным медицинского осмотра в  классе  выявлено 9% учащихся с уже хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Одной из причин такого печального результата является неправильное питание: безрежимность принятия пищи, еда всухомятку, незнание свойств полезных и вредных продуктов.

Во внеурочной деятельности я стараюсь создать здоровьесберегающую среду, поэтому, взяв за основу авторскую программу по курсу «Разговор о правильном питании» (1-4 класс), я разработала модель её реализации в учебно-воспитательном процессе интегрированным курсом с подробным описанием разных здоровьесберегающих форм работы, с учётом рекомендаций составителей методических пособий авторов М.М. Безруких, Т.А. Филипповой.  

Данная работа - «Модель реализации программы «Разговор о правильном питании»  одобрена в ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО кандидатом педагогических наук Сухаревской Е.Ю., доцентом кафедры начального образования и рекомендована для использования в образовательном процессе в начальной школе в общеобразовательных учреждениях; размещена на сайте (Web-адрес её: http://school2.lbihost.ru/usloviya-obucheniya/publikatsii )

Результатами системной работы в рамках программы «Разговор о правильном питании» считаю:

1) проявление  активности   и   информированности: количество детей, охваченных рамками программы  -  не  уменьшилось за 2 учебных года; получение представления о правильном питании – на должном уровне; высокая культура поведения за столом (во время обедов в школьной столовой, в гостях, дома и пр.); уровень активности  участия всех сторон воспитательного процесса в реализации программы – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы по программе.

Диаграмма  :  «Уровень  участия детей и родителей  в  программе «Разговор о правильном питании»:

2) изменение организации питания в семье: обогащение знаний детей и родителей о рациональном питании; изменение организации режима питания дома; выбор полезных продуктов питания в семье; владение способами формирования положительного отношения к приёму пищи и  культуре питания; заинтересованность всех участников программы «Разговор о правильном питании» в положительных результатах;

3) охват обучающимися класса горячим питанием – 100%;

4) снижение процента заболеваемости  (большинство семей включают в рацион лук и чеснок в момент эпидемии гриппа):

           Группы  здоровья

2013-2014 уч. г.

 2014-2015 уч. г.

2015-2016 уч. г.

Ι- относительно здоровые

28%

               28%

         

38%

ΙΙ – состоят на учёте у педиатра

34%

               38%

         

38%

ΙΙΙ – состоят на особом учёте у группы узких специалистов

38%

               34%

         

24%

5) положительная  динамика  показателей  психофизического  развития  учащихся (по  методике  Овчинниковой Т.И.):

        Уровень  развития

2013-2014 уч. г.

 2014-2015 уч. г.

2015-2016 уч. г.

Высокий  уровень

17%

                20%

         

24%

Стабильная  середина

70%

                68%

           

72%

Группа  риска

13%

                8%

         

 4%

6) совершенствование структуры школьного питания (дети получают горячий завтрак, горячий обед - бесплатно, молоко - бесплатно).

Дети разносторонне развиваются, растёт их мотивация к познавательной деятельности, её продуктивность выглядит так:

Год участия

Уровень мероприятия

Наименование мероприятия

Итог участия, победитель

2013г.

муниципальный

Турнир по греко-римской борьбе

1 место, Сухоносов Д.

2013г.

муниципальный

Конкурс «Рождество Христово»

1 место, Ковтун П.

2014г.

муниципальный

Новогодние соревнования по пионерболу

1 место, Еремеенко Д.

2015г.

муниципальный

Турнир по волейболу «Весенние надежды»

1 место, Волкова А.

2015г.

муниципальный

Открытый турнир по греко-римской борьбе

3 место, Сухоносов Д.

2014г.

областной

9 Фестиваль-конкурс детско-юношеского творчества «Южный ветер-2014»

1 место, Ковтун П.

2014г.

областной

8 Детско-юношеский Фестиваль «Вера. Дон. Отечество»

1 место, Ковтун П.

2015г.

областной

2 тур Кирилло-Мефодиевской олимпиады по Священной истории

3 место, Ковтун П.

2015г.

областной

3 тур Кирилло-Мефодиевской олимпиады по Священной истории

3 место, Ковтун П.

2014г.

Всероссийский

Проект «Эрудит.ру» конкурс по математике «Нестандартные задачи»

1место, Филимендик А.

2014г.

Всероссийский

Проект «Эрудит.ру» конкурс по русскому языку»

1место, Филимендик Н.

2015г.

Всероссийский

Проект «Эрудит.ру» конкурс по окружающему миру «Весенние загадки»

1место, Ковтун П.

2016г.

Всероссийский

Проект «Эрудит.ру» конкурс по основам безопасности жизнедеятельности «Поезд здоровья!»

1место, Персикова А.

Особую радость мне и родителям доставили успешные результаты конкурсов, в которых участвовали дети, занимающиеся со мной по коррекционной программе: Босяков Стас – 3 место в Международном дистанционном блиц-турнире по окружающему миру (2016г.), Машенцев Евгений – 3 место  во Всероссийском дистанционном  конкурсе «Мелодии весны» в 2015г.

Своим опытом работы по внеурочной деятельности я делюсь в сетевых сообществах: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vneklassnaja-rabota/166527-planirovanie-kruzhka-volshebnye-ruchki.html- «Планирование кружка «Волшебные ручки»; http://videouroki.net/filekom.php?fileid=98709168 – «Конспект занятия и презентация для начальных классов по теме «Здоровое питание» в кружке «Волшебные ручки».

Моя работа во внеурочной деятельности с учащимися отмечена: Благодарственным письмом Управления культуры и спорта Орловского района в 2014 году; Дипломом портала «Сетевичок.рф» за участие в онлайн-квесте «Сетевичок 2014», посвящённом основам кибербезопасности; Дипломом 1 степени за победу во Всероссийских дистанционных конкурсах «Педагог - педагогу» и дипломом 1 степени в конкурсе «Педагогическое восхождение» в 2015 году.

За последние годы в обществе произошло немало перемен, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях.

В течение 6 лет я являюсь руководителем школьного методического объединения классных руководителей. В 2013 году мною была организована инициативная группа классных руководителей по разработке комплексной программы духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся.

Программа  воспитания и социализации обучающихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС НОО, где личность выпускника начальной школы трактуется как активная, социализированная,   умеющая адаптироваться к изменяющимся общественным условиям.

Цель программы - организация деятельности по формированию воспитывающей здоровьесберегающей среды, способствующей становлению и развитию высоконравственной, творческой, компетентной личности, знающей духовные и культурные традиции народа, успешно адаптирующейся в современном мире, способной к самоопределению и самореализации.

Достижение цели мы определили через решение следующих задач:

- формировать у обучающихся способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе взаимодействия основного и дополнительного образования, самовоспитания и саморазвития;

- совершенствовать здоровьесберегающую среду, способствующую формированию у школьников осознанного отношения к собственному здоровью и потребности в ведении здорового образа жизни;

- воспитывать у обучающихся социальную ответственность и компетентность, толерантность, экологическую культуру,  трудолюбие.

В соответствии с целями и задачами программы я разработала социально-значимые проекты, которые отражают систему  здоровьесберегающей деятельности с обучающимися в воспитательном аспекте и направлены на достижение учащимися личностных результатов.

Познавательная активность моих воспитанников многогранна, так как полученные знания и умения на внеклассных занятиях нашли отражение в их участии и победах во многих мероприятиях:

 - учащиеся класса демонстрируют опыт публичного выступления, самоорганизации на районной конференции «Культурное наследие моей семьи», посвящённой 100-летию Орловского района;

- публикуют свои статьи в районной газете «Степные зори»: Арутюнов А. – рассказ «Истории и легенды моей семьи» в 2014 году, Локтионова Я. – рассказ «Чем интересен край, в котором я живу» в 2014 году, Сосновская Н. – «Письмо в 1941 год» в 2014 году;

- публикуют свои творческие работы на сайтах в сети Интернет: Шаповалов Я. – «Стихи о государственной символике России» в 2014 году, web-адрес публикации - http://nsportal.ru/node/518234; и творческая работа «Заповеднику», http://nsportal.ru/node/518234; Коростилёва Ю. - стихи «Письмо-благодарность учителю», http://nsportal.ru/node/331523.

Формирование ценностного отношения  к здоровью и здоровому образу жизни, формирование компетентности здоровьесбережения у обучающихся – цель моего  здоровьесберегающего проекта «Здоровье детей – сила государства».

Реализация проекта «Здоровье детей – сила государства» ещё не закончена, но его эффективность доказывается высокими результатами:

- по результатам анкетирования психологом  - наблюдается положительный эмоциональный настрой, с которым дети ходят в школу;

- моя публикация проекта по здоровьесбережению во внеклассной работе – на Дистанционном образовательном портале «Продлёнка» http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/administrativnaja-rabota/4139-proekt-po-ispolzovaniju-tehnologij-zdorovesbe.html;

- мне как руководителю команды класса - Благодарственное письмо Международного конкурса «Безопасный мир» проекта «Кругозор» в 2016 году.

В течение 20 лет наше учебное учреждение – МБОУ ОСОШ №2 – является школой экологического направления. Моя задача в ней как воспитателя - воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, готовить учащихся к трудовой деятельности, формировать у них ценностное отношение к природе, окружающей среде.

Эти задачи раскрываются мною в реализации  экологического проекта «Человек и окружающая среда».

В реализации этого проекта мне помогают знания об экологических компетенциях педагога, полученные на дистанционном вебинаре Проекта «Инфоурок» по теме «Внеурочная деятельность как компонент формирования экологической грамотности школьников» в 2016 году. Здесь я узнала о новых формах работы по формированию важных экологических ценностей человека.

Благодаря моей эффективной работе по данному проекту учащиеся приняли участие и победили в районном конкурсе стенгазет по теме «Человек, его здоровье и окружающая среда» в 2015 году; победили в конкурсе листовок «Крик журавля» на областном фестивале экологического туризма  «Воспетая степь» в 2014 году; приняли участие во Всероссийском экологическом «Уроке воды» и «Мобильные технологии для экологии» в 2016 году;  приняли участие и победили в муниципальном конкурсе «Старая сказка на экологический лад» (1 место) в 2016 году. (приказ от 21.04.2016г. )

Я отмечена свидетельствами за организацию учащихся в экологической деятельности: дипломами Международной экологической общественной организации «Зелёное движение России Эка» за проведение Всероссийского экоурока «Мобильные технологии для экологии» и «Урок воды» в 2016 году;   приняла участие и победила в муниципальном конкурсе методических разработок «Экодетство» (1 место) в 2016 году, победила в региональном конкурсе методических разработок «Экодетство» (3 место) в 2016 году;  разместила в сетевых сообществах следующие публикации по экологии: - http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/303752 - «Сценарий выступления агитбригады по экологии, 4 класс»; - http://infourok.ru/prezentaciya-po-vneurochnoy-deyatelnosti-na-temu-vesna-v-stepi-967859.html - «Презентация по внеурочной деятельности на тему «Весна в степи».

Благодаря всему комплексу и системе моей работы по проблеме «Организация обучения и воспитания младшего школьника на основе здоровьесберегающих технологий как фактор развития его интеллекта и познавательной активности» я достигла результатов, которые позволили мне как учителю:

- увеличить плотность урока; повысить двигательную активность учащихся; улучшить их физическое и нравственное здоровье; обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья; повысить работоспособность, внимание, активность учащихся; оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность; сформировать у детей устойчивый интерес к знаниям и навыки самоконтроля; создать психологический комфорт в классе, образовательном учреждении и семьях учащихся, и, думаю, повысить рейтинг и конкурентноспособность образовательного учреждения; позволило привлечь дополнительные средства спонсоров путём включения их в общую задачу улучшения здоровья детей в стенах нашего образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы ШМО учителей начальных классов в 2016-2017 учебном году

Дано планирование  ШМО учителей начальных классов в 2016-2017 учебном году....

План работы ШМО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год

В статье представлен график проведения секционных заседаний, темы самообразования учителей, работа по наставничеству, внеклассная работа по предметам...

План работы районного методического объединения учителей начальных классов на 2016 - 2017 учебный год

Построение образовательного процесса на начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС; повышение эффективности и качества образования в начальной школе; совершенствование педагогического мастер...

План работы ШМО учителей начальных классов на 2016-2017 уч. г.

Основная тема работы МО учителей начальных классов в 2016-2017 г.     «Развитие творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска оптимальных средств, методов и ...

Аналитический отчёт по итогам коррекционно-развивающей работы за 2016 – 2017 учебный год.

Аналитический отчёт по итогам коррекционно-развивающей работы за   2016 – 2017  учебный  год детей с ОВЗАнализ результатов коррекционно-педагогической работы за 2016-2017 учебный год да...

Информационно- аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности учителя начальных классов Шороховой Оксаны Михайловны

Данный отчёт содержит общие сведения о деятельности учителя, его достижениях и результатах...

Дополнительная информация к аналитическому отчету профессиональной деятельности учителя начальных классов Потемкиной Людмилы Леонидовны за 2017-2021год

Дополнительная информация к аналитическому отчету профессиональной деятельности учителя начальных классов Потемкиной Людмилы Леонидовны за 2017-2021год...