Презентация "Использование ТРКМЧП"
презентация к уроку на тему

Полякова Екатерина Викторовна

«Технология развития критического мышления,как средство    формирования коммуникативных   универсальных  учебных   действий у младших    школьников».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация "Технология РКМЧП"2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Тогучинского района «тогучинская средняя школа № 5» «технология развития критического мышления, как средство формирования Коммуникативных универсальных учебных Действий у младших школьников». Подготовила учитель начальных классов: Полякова Екатерина Викторовна г.Тогучин, 2017 год

Слайд 2

Цель: способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Задачи: изучение психолого-педагогической литературы ; изучить влияние использования приёмов и методов технологии развития критического мышления на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников; адаптировать технологию критического мышления к условиям своей практической деятельности; показать результативность приёмов технологии развития критического мышления для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников; представить результаты работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через ТРКМ.

Слайд 3

Актуальность: В федеральном государственном образовательном стандарте сказано , что стандарт «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Это – гражданин: … креативный и критически мыслящий , активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества». Следовательно , развитие критического мышления не только необходимо, но и обязательно в современной школе .

Слайд 4

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий Технология РКМЧП - система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

Слайд 5

« Критическое мышление – это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата». Д.Халперн « Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю». Г.К. Селевко

Слайд 6

Особенности технологии РКМЧП: 1) Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего , которое рождается в процессе обучения. 2) Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим. 3) Умение мыслить критически ( объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте). 4 ) Партнерские отношения между педагогом и обучаемыми. Позиция педагога – координатор, консультант-помощник.

Слайд 7

Базовый дидактический цикл, положенный в основу технологии РКМЧП , состоит из 3-х этапов : 1). «Вызов» ( этап актуализации имеющихся знаний). 2). «Осмысление» ( этап взаимодействия на основе содержания текстов). 3). «Рефлексия» (этап размышления, оценки).

Слайд 8

Стадии Методические приемы Коммуникативные УУД I стадия Вызов (пробуждение интереса к получению новой информации) «Загадка» Таблица «З-Х-У». «Верные и неверные утверждения». Корзина идей. Кластер. Умение работать в группах, парах. Умение задавать учебные вопросы. Умение анализировать и отбирать необходимую информацию. Представлять себя и слушать других. II Осмысление. (получение новой информации) « Инсерт ». «Знаю - хочу узнать - узнал». Чтение с остановками. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» «Тонкие» и «толстые» вопросы. «Дерево предсказаний» Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи. Строить диалогические и монологические высказывания с учётом ситуации и конкретных речевых задач. Умение осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и со сверстниками. Работать с информацией. III Рефлексия ( рождение нового знания) Синквейн Кластер Эссе Дискуссия Умение формулировать собственное мнение и позицию, строить речевое высказывание. Умение принимать решение и его реализовывать. Учитывать интересы других. Сдерживать эмоции. Умение поддерживать разговор

Слайд 9

Монологические формы Диалогические формы Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Пересказывать Учебная беседа в группах Спрашивать и задавать вопросы Дискуссия Сообщать Ответы на вопросы

Слайд 10

Учебная стратегия – это совокупность методов, выстроенных в определённой последовательности и направленных на достижение определённых ориентиров. Учебные стратегии в технологии РКМЧП: 1) Чтение с остановками. 2) Тщательное чтение. 3) Стратегия « Инсерт ». 4) Стратегия З Х У. 5) Стратегия Р А Ф Т. 6) Стратегия «Кластеры». 7) Стратегия «Пирамида критика». 8) «Толстые» и «тонкие» вопросы. 9) Стратегия «Шесть шляп критического мышления».

Слайд 11

Чтение с остановками. Схема реализации данной стратегии: Искренний рассказ учителя о личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом , сказкой, былиной и т.д.). Это должен быть сюжет, а не описание своих чувств. Длится не более трех минут. 2. Обсуждение названия произведения. - Почему именно так называется произведение? - Что, как кажется, учащимся может произойти в рассказе с таким названием? 3. Учитель заранее выделяет в тексте 2-3остановки. Размер текста не должен превышать 4-6страниц. Во время остановок учитель задаёт заранее заготовленные вопросы, которые побуждают учеников к критическому мышлению: « Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний». 4. После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор 2-4 цитаты (или пословицы), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Детям нужно выбрать одну из пословиц – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту и обосновывать свой выбор.

Слайд 12

Тщательное чтение . Стратегия « Инсерт ». Маркировка текста условными значками по мере его чтения. Данная стратегия помогает отделить известную информацию от неизвестной (знание от незнания ). Схема реализации данной стратегии: Вдумчиво прочитать текст. Прочитать текст ещё раз, дела пометки на каждой строчке. Ответь на вопрос «Что нового ты узнал ? Условные знаки: «V» - уже знал «+» « ! » - новое «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы Для 1 класса печатать текст по строчкам и ввести только 2 условных знака – «уже знал», «новое».

Слайд 13

Стратегия Р А Ф Т: Р – роль (в какой роли ученик выступает на уроке?) А – аудитория (кем является аудитория?) Ф – форма (в форме чего проводится?) Т – тема (какая тема выступления?) Стратегия «Кластеры»: графический прием систематизации материала .

Слайд 14

Стратегия «Пирамида критика»: Пирамида является основой для создания связного текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей. Вопросы – план текста: О чем произведение? (одно слово) Какой у произведения характер? (два слова) Место и время действия. (три слова) Главные события. (четыре слова) Главные герои, какие они? (пять слов) Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов) О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку) Ваша реклама /антиреклама/) ( восемь слов).

Слайд 15

«Толстые» и «тонкие» вопросы: учит грамотно формулировать вопросы к тексту и умело их ставить. Задания учащимся могут быть предложены следующие: группировка вопросов (разбивка в 2 столбика: толстые/ тонкие), постановка к тексту вопросов( сначала – 3 тонких, потом- 3 толстых), замена тонких вопросов на толстые и наоборот и др. Различие «толстых» и «тонких» вопросов : ? Толстые вопросы ? Тонкие вопросы В эту графу записываем вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Почему? Зачем? Как ты думаешь? Какова связь между ……? и т.д . В эту графу записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Который сейчас час? Что произошло? Где? Когда ? Сколько?

Слайд 16

Стратегия «Шесть шляп критического мышления»: Класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на один и тот же текст. Белая шляпа − факты. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах. (Назовите главных героев, ответьте на «тонкие» вопросы, составьте подробный пересказ). Красная шляпа − эмоциональная. Ответ ученика: «Вот что я чувствую по поводу данного текста». (Какие чувства испытывали? Изобразите чувства в цвете, в радуге). Черная шляпа − критическая. Ученик занят поисками того, что в данном тексте неправильно, ошибочно. (С чем не согласны в тексте? Что не понравилось? Назовите отрицательных героев). Желтая шляпа − позитивная. Ученик занят поиском положительных моментов в тексте. (Что понравилось? Что полезного узнали? Какие герои положительные?) Зеленая шляпа − творческая. (Придумайте другое название, составьте «Пирамиду критика», « Синквейн », отзыв). Синяя шляпа − аналитическая. (Назовите главную мысль текста, разделите на части, составьте план, ответьте на «толстые» вопросы»).

Слайд 18

« Синквейн » Правила написания синквейна : 1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет¸ о котором идет речь. 2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Слайд 19

Технология критического мышления дает ученику : повышение эффективности восприятия информации; повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; умение критически мыслить; ответственно относиться к собственному образованию; умение работать в сотрудничестве с другими; повышение качества образования учеников; желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Слайд 20

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму ». Конфуций

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ТРКМЧП в начальной школе

В презентации раскрываются некоторые приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

«Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП)

Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику...

ТРКМЧП на уроках окружающего мира

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду,...

Использование ТРКМЧП на уроках изобразительного искусства

Помещаю текст выступления на семинаре по теме "Использование ТРКМЧП на уроках изобразительного искусства" на примере фрагмента урока в 4 классе по программе Б.М.Неменского в 3 четверти - "Страна восхо...

Урок литературного чтения. 1 класс с применением ТРКМЧП. Л. Н. Толстой «Не лениться», «Косточка». УМК Перспектива.

Цели урока: обучение детей осмысленному и вдумчивому чтению, стимулирующему к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.   Развивать способность дет...

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся...

Использование приёмов ТРКМЧП на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, учит детей анализировать,синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Данная технология отвечает целям образования на современном этап...