ФГОС начальной школы
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Тунгусова Светлана Викторовна

Материалы для ФГОС  начальная   школа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательная деятельность

Система умений формируемых у учащихся в процессе учебной деятельности

Примеры упражнений.

  • Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование )
  • определять структуру объекта, находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого;
  • сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
  • разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно-следственные связи;
  • уметь логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения и приводить контр примеры;
  • выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки на практике; умение действовать по алгоритму, а также в нестандартных ситуациях, не сводящихся к применению известных алгоритмов.
  • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
  • Сравнивать явления, величины, приборы, законы.
  • Выбрать из ряда предложенных объектов или характеристик, параметров наиболее существенные.
  • Найти в тексте параграфа пояснение к зрительному ряду, то есть рисункам, схемам, которые иллюстрируют текст.
  • Выделить в параграфе учебника главную мысль, математический вывод, доказательство, вывод.
  • Указать основные составные части приборов, конструкций, рабочие органы.
  • Разобрать условие задачи и выделить участвующие в «событии» тела, описать, что происходит с каждым.
  • Указать в наблюдаемом процессе причину и следствие.
  • Составить план исследования, выделив наиболее важные этапы работы.
  • Выделить инвариантные и вариативные составляющие исследования.
  • Предложите различные способы  решения задачи. Выберите наиболее рациональный

1.Указать в электрической цепи основные элементы электрической схеме -источник тока, потребители, -коммутирующие устройства, измерительные приборы.

2.Выбери одну из причин и объясни свой выбор. Снег начал таять потому, что

.. .ярко светит солнце.

... .наступила весна.

... .- повысилась температура воздуха.

.... .подул южный ветер.

... ..температура воздуха стала выше нуля

3.Проведите классификацию, то есть разделите предложенные понятия на группы по какому-либо признаку, подберите к каждой группе обобщающее слово: термометр, круг, дождь, мензурка. Земля, килограмм. Марс, ромб, Венера, пятиугольник, динамометр, град, палетка. Юпитер, снег, метр, прямоугольник, иней, секунда, градус Цельсия

4.Рассмотрите приборы, расположенные на ваших столах и разделите их на группы по какому либо основанию (признаку).: термометр, колба, динамометр                        зеркало, весы,   пробирка, линейка,                          лампочка, мензурка,   брусок

- Как определить цену деления измерительного прибора

- Каков верхний предел измерения?

- Чему равна погрешность измерения при пользовании данным прибором?

Информационно-коммуникативная деятельность

Система умений формируемых у учащихся в процессе учебной деятельности

Примеры упражнений на предметном уровне

  • Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
  • Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста.
  • Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
  • Владение монологической и диалогической речью.
  • Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
  • Создание письменных высказываний (кратко, выборочно, полно).
  • Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
  • Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»).
  • Выбор знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.)
  • Использование различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • Умение слушать,  запоминать, владеть приемами рационального запоминания.
  • Работа с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником).
  • Представление информации в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывание из одного вида в другой,
  •  Внимательное восприятие  информации, управление вниманием, наблюдением,
  • Умение вести диалог, поддерживать дискуссию.
  • Пересказывать  прочитанный текст, высказывать свое отношение,  передавать прочитанное в сжатом или развернутом  виде.
  • Составлять план, конспекты, тезисы, создавать письменные высказывания, Анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки,  модели, схемы составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать и отвечать на прямые, уточняющие  и другие виды вопросов  вопросы.
  • Прочитайте абзац  и разделите технические устройства, основной частью которых является электродвигатель, на три группы области их применения.

«Жизнь современного человека невозможно представить без электрических двигателей. Ведь электрический двигатель это «сердце» автомобиля, троллейбуса, трамвая, электропоезда, лифта, электрических швейных и стиральных машин, кухонных комбайнов, миксеров, кофемолок, мясорубок. Всего не перечислишь! На производстве все станки - токарный, шлифовальный и другие -приводятся в действие электрическими двигателями.»

  • Сравнить, выделить черты сходства и различия, заполнить сравнительную таблицу: сил трения, упругости, тяжести, свойства и строение  жидкостей, газов и твердых тел;
  • Прочитайте фрагмент текста используя   «Чтение с пометками»:

+  - знаю

V – узнал новое

? – вызывает затруднение.

Прочитайте фрагмент  текста и ответьте  на вопросы  тонкие или толстые  

Рефлексивная деятельность

Система умений формируемых у учащихся в процессе учебной деятельности

Примеры упражнений на предметном уровне

  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
  • Поиск и устранение причин возникших трудностей.
  • Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
  • Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
  • Согласование и координация деятельности с другими ее участниками.
  • Объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
  • Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
  • Осознание учебной задачи, постановка целей, построение алгоритма деятельности.
  • Планирование деятельности на уроке и дома. организация рабочего места, рациональное размещение  учебных средств.
  • Рациональное использование учебного времени, определение порядка способов учебной работы.
  • Владение  методами решения творческих  задач (мозговой штурм, разрешение противоречий, от противного, контрольных вопросов).
  • Овладение способами самоконтроля,   взаимоконтроля, самооценки,  
  • Соотнесение результатов своей деятельности с правилом, образцом.
  • Рефлексия деятельности,  определение причин затруднений, преодоление  затруднений.

1.Продумайте план проведения исследования  по теме: « Зависимость  сопротивления проводника от температуры».

2.Знаменитый английский ученый Резерфорд любил по вечерам обходить лаборатории своего университета. Однажды, он увидел в одной из них свет и заглянул. Он увидел в ней одного из своих учеников за приборами.

- Что вы делаете так поздно? –удивился Резерфорд.

- Работаю - ответил ученик

- А что же вы делает днем?

 И днем работаю, и рано утром - ответил ученик, рассчитывая на похвалу учителя.

Помилуйте, а когда же вы думаете?

 Так что же больше всего ценил в своих учениках Э. Резерфорд?

3. Выберите из предложенных способов решения задачи наиболее рациональный?

4.  Составьте рассказ о  явление диффузии используя   вопросы   Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как ? Зачем?



Предварительный просмотр:

Общеучебные умения и навыки,  и способы деятельности

Основная школа

Средняя школа

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

 Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Характеристика  структурных компонентов содержания образования

Компоненты содержания образования

Общеучебные умения и навыки

Опыт познавательной деятельности

Учебно-интеллектуальные: анализировать, сравнивать,  классифицировать, обобщать, систематизировать,  выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи,  выявлять закономерности, строить умозаключения.

Учебно-информационные: слушать,  запоминать, владеть приемами рационального запоминания,  работа с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой,  внимательное восприятие  информации, управление вниманием, наблюдением, работа с компьютером.

Учебно-исследовательские: проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать  и обобщать результаты наблюдения опыта  исследования, представлять результаты наблюдений в различных видах

Учебно-коммуникативные: владеть монологической и диалогической речью, пересказывать  прочитанный текст,   составление плана текста,  передавать прочитанное в сжатом или развернутом  виде, составлять план, конспекты, тезисы, создавать письменные высказывания, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки,  модели, схемы составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать и отвечать на прямые  вопросы.

Опыт осуществления способов деятельности,

Учебно-организационные: осознание учебной задачи, постановка целей, построение алгоритма деятельности, планирование деятельности на уроке и дома, организация рабочего мест, рациональное размещение  учебных средств, рациональное использование учебного времени, определение порядка способов учебной работы..

Опыт творческой деятельности

Учебно-интеллектуальные:  определять структуру объекта, устанавливать функциональные связи и отношения,  логически обосновывать и аргументировать суждения,   доказывать  и опровергать, ставить и решать проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные пути решения проблемной ситуации,  оценивать событие, явление с различных точек зрения.

Учебно-организационные: владеть  методами решения творческих  задач (мозговой штурм, разрешение противоречий, от противного, контрольных вопросов), находить закономерности.

Учебно-исследовательские: знать основные этапы научного исследования, выполнять  учебные   задания проблемного и исследовательского характера.  

Учебно – коммуникативные:  писать реферат, доклад, научно-исследовательскую работу, выступать с сообщением.

Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений.

Учебно-организационные: владение способами самоконтроля,  взаимоконтроля, самооценки,   соотнесение результатов своей деятельности с правилом, образцом,  рефлексии,  определение причин затруднений, преодоление  затруднений и их преодоление

1. Начальная школа

Название группы

Общеучебные умения и навыки, входящие в группу

Учебно-информационные

  • умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства;
  • замечать изменения, происходящие с объектом;
  • умения соотносить результаты наблюдения с поставленной целью;
  • умения проводить измерения разными способами для решения учебных и практических задач;
  • умение использовать готовые модели (глобус, карта, рисунок и др.) для изучения свойств и качеств предметов;
  • адекватно воспринимать содержание и смысл устной речи;
  •  сознательное чтение текста разного типа (художественный, научно-популярный, учебный) вслух и про себя;
  • выделять главные мысли текста;
  • нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение);
  • умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

Учебно-коммуникативные

  • формирование монологической речи учащихся;
  • совершенствование диалогической речи учащихся; умение составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения;
  • способность выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией;
  • адекватно воспринимать устную речь;
  • безошибочное списывание;
  • написание под диктовку;
  • пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов;
  • составление плана текста;

Учебно-организационные

  • умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания;
  • умение определять последовательность действий, называть в последовательности действия для решения учебной задачи;
  • владеть способами контроля и оценки деятельности, соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом;
  • определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок;

Учебно-интеллектуальные

  • умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения;
  • владение способами объединения предметов по общему признаку;
  • определение общих свойств, признаков предметов (по результатам наблюдения, опытов, объяснений учителя, высказываний сверстников), распределять объекты в группу по общему признаку;
  • формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Учебно-организационные

 

  • умение планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий;
  • владеть способами контроля и оценки деятельности;
  • определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок, пытаться предвидеть трудности;

Учебно-интеллектуальные  

  • определять структуру объекта, находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого;
  • сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
  • разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно-следственные связи;
  • уметь логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения и приводить контр примеры;
  • выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки на практике;
  • умение действовать по алгоритму, а также в нестандартных ситуациях, не сводящихся к применению известных алгоритмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

общеобразовательная программа ФГОС начальная школа

Изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октяб...

ФГОС Начальная школа

Материал для педсовета...

тематическое планирование по литературному чтению 1 класс ФГОС,"Начальная школа 21 века"

№ П/ПСодержаниеЧасыДата по плануДата по фактуУчебно-наглядное оборудованиеОсновные виды учебной деятельности  Добуквенный период13     1Введение понятия «...

Рабочие программы 1 класс ФГОС "Начальная школа 21 век"

Рабочие программы 1 класс :технология,окружающий мир, изобразительное искусство...

Рабочие программы 1 класс ФГОС "Начальная школа 21 век"

Рабочие программы : литературное чтение, математика, русский язык....

Рабочая программа по русскому языку во 2 классе ФГОс Начальная школа 21 века

В работе содержатся: пояснительная записка, содержание, оценка знаний, тематическое планирование, планируемые результаты ....

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе ФГОс Начальная школа 21 века

В программе содержится тематическое планирование, пояснительная записка, содержание программы, система оценки  достижений учащихся...