Выступление
методическая разработка на тему

Ларина Светлана Николаевна

«Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»

Ларина С.Н.,

учитель начальных классов,

первая категория.

1. Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС ООН 

     Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета.

 Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.      

Что же такое проект?  Проект – это по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблемы, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, модель, презентация и т.д.

Что такое проектная деятельность? Это метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

 Метод проектов – это совместная деятельность учителя, учащихся, родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы.  Мы видим, что роль учителя и родителя совпадают, они должны помочь в поиске нужных источников информации, координируют весь процесс. 

Проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы.

Овладение обучающимися  проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников:

  • формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, диагностических умений,
  • становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. Однако, учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения проектной деятельности.
  • обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.

В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. 

Проектная деятельность позволяет:

  • формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;
  • формировать у детей учебную мотивацию;
  • диагностировать интеллектуальное развитие детей.

Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни.

Подготовка к проектной деятельности ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные  умения и навыки:

-социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь;

- коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё;

 - мыслительные навыки - формируются в ходе проектной деятельности, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

- исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение;

 - информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

- презентационные навыки: навыки монологической речи; умение выступать перед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения;

 - рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»;

- оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.

   Главными целями введения проектной деятельности в начальную школу являются:

 - развитие интереса к предмету;

 - приобретение исследовательского опыта;

-развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до заинтересованной аудитории;

- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д., получение дополнительных знаний по теме;

- развитие навыков монологической речи.

 Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий:

«Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.

Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

Классификация проектов по продолжительности:

- Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

- Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп.

 - Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

 - Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

По количественному составу различают:

-индивидуальные;

 - парные;

 - групповые проекты.

  По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:

1. Практико-ориентированный проект.

2. Исследовательский проект.

3.  Информационный проект.

4. Творческий проект.

      Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

2. Описание педагогического опыта по проблеме формирования универсальных учебных действий средствами проектной технологии.

Метод проектов я использую в своей практике третий год. Первые год эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни нашего класса. Попытки использовать метод проектов на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.

Примером этому могут служить следующие проекты:

  • Творческий проект «Край ты мой, родимый край» (оформление журнала)
  • «Моя любимая буква» (макет букв)
  • «Красота осенних листьев» (Изготовление гербария)
  • «Хлеб – наше богатство» (исследовательская работа)
  • «Чай – наш любимый напиток» (детские презентации)
  • «Моя любимая цифра» (коллективный проект) и т.д.

В ходе этой работы я пришла к выводу, что проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни.

Проектную деятельность предваряю необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагаю собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия служит одним из основных источников информации по теме. Дети знакомятся, как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на возникающие вопросы.

В итоге внеурочная проектная деятельность состоит из двух компонентов: работа над темой и работа над проектом.

При этом работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

А работа над проектами – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Основные этапы внеурочной проектной деятельности:

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентация.

6. Самооценка процесса и результата деятельности.

Выбор темы.

Работа над темой мы начинаем с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она достаточно ёмкая, а в ней выделяется много разных подтем по интересам детей. Например, в теме «Эти удивительные беспозвоночные» выделяются подтемы: «Насекомые», «Пауки», «Кораллы», «Медузы», «Медузы», «Осьминоги» и т.д.

Сбор сведений.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. В качестве источников информации выступают книги, фильмы, экскурсии в музей, на природу, родители.

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее.

Выбор проектов.

После завершения этапа сбора информации предлагаю детям принять участие в реализации проектов. При этом знакомлю детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя им возможность самим придумать свои проекты. В первом классе лучше не озадачивать детей придумыванием своих проектов, а предложить им на выбор доступные и реально выполнимые проекты.

Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (на некоторых уроках и после) и вне школы. Если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом, прихожу ему на помощь или советую обратиться к родителям.

Каждый ребёнок имеет право:

– не участвовать ни в одном из проектов;

– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

– выйти в любой момент из любого проекта;

– в любой момент начать свой, новый проект.

Презентации.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Самооценка.

Итоговым моментом в работе над любым проектом является самооценка процесса и результата собственной деятельности.

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности я использую:

- часть урока;

– внеурочное время.

Динамика продвижения учащихся.

По моим наблюдениям, откликам детей и родителей проект нашёл эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.

Но не все участники поняли суть и методику выполнения проекта, поэтому у некоторых проектная деятельность вызывала беспокойство.

Также на данном этапе работы по результатам педагогического наблюдения определялся уровень сформированности у младших школьников ключевых компетентностей. К таковым относятся: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результатов), информационная (поиск и обработка информации) и коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе). На данном этапе у учащихся были частично сформированы ключевые компетенции. Преобладал низкий уровень решения проблемы и работы с информацией, ниже среднего уровень коммуникации.

После завершения работы над проектом уровень компетентностей учащихся незначительно повысился. Наметилась тенденция роста уровня компетенции работы с информацией, однако критерии коммуникации и решения проблем остались без изменения. На мой взгляд, для повышения уровня коммуникативной компетентности необходимо многократное участие детей в проектной деятельности.

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Также в ходе проведенной работы у обучающихся были сформированы универсальные учебные действия. Научились представлять информацию в виде схемы. Проводить обобщение и классификацию предметов и объектов по признакам. Устанавливать причинно-следственные связи. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Заключение

Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.

Исследование показало, что проектная деятельность в рамках школы учит детей:

  • распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
  • ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
  • оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
  • добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
  • планировать свою работу;
  • оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • выявлять и анализировать допущенные ошибки.

В работе с проектами хочу выделить как плюсы, так и минусы.

 Плюсы: создают ситуацию успеха,  помогают строить новые отношения в сотрудничестве, способствуют проявлению организаторских способностей у детей, осуществляется преемственность, дети подготовлены к выполнению проектов в среднем звене, активизировалась роль родителей в учебной деятельности.

 Минусы: нехватка времени на уроке, пока ещё не все дети выполняют проекты.

Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого поэта, философа и драматурга  -  Готхольда Эфраима Лессинга, в первую очередь адресованные родителям, «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Предлагаю:

- шире использовать проектную деятельность по изучаемым предметам;

 - вовлекать в проектную деятельность всех учащихся;

- предлагать учащимся дифференцированные задания (по сложности);

- развивать навыки работы в группах, в парах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....