Программа внеурочной деятельности "Живое слово"
календарно-тематическое планирование на тему

Рындина Инна Владимировна

   Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает  число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zhivoe_slovo.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БИРЮЧЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Долгова В.М._________

Протокол № ___

«___» ______201___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Рындина И.В.______________

 «___»________________201___г.

«Утверждаю»

Директор школы

Долгов В.И.  __________

Приказ № ___ от «___»_________201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Живое слово»

Разработчик: Рындина И.В.

учитель русского языка и литературы

2016 – 2017 учебный год

   Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает  число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.

    Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус,  формировать культуру чувств, общения.

   Задачи: 

• развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения.

Формы организации  занятий: 

  • занятие-спектакль
  • занятие-праздник
  • занятие-интервью
  • интегрированное занятие
  • устный журнал
  • конкурсы
  • викторина

Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).

Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

В результате реализации программы учащиеся  должны:

  • Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста.
  • Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа.
  • Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение.
  • Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования.
  • Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания.
  • Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения.
  • Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ.
  • Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Содержание программы

Содержание программы

Кол - во

часо в

Основное содержание работы

Стихи о школе и детях     С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц», А.Плещеев «Чему в школе учат»

2

Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.  Выучить одно стихотворение о школе наизусть.

Здравствуй, осень!

Стихи русских поэтов об осени.

4

Определять жанр произведения и тему. Подготовка рисунков «Здравствуй, осень золотая!».  Выучить одно стихотворение об осени наизусть. Конкурс чтецов

Сказки о животных

3

Определение особенностей жанра сказок о животных.  Пересказ по иллюстрациям. Викторина по сказкам

Русские народные загадки.

3

Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок сборника.

Стихи о Родине.

3

Чтение и рассуждение о прочитанном. Подготовить выразительное чтение стихотворений  о Родине. Конкурс чтецов.

Весёлые стихи.                                                            Д.Хармс «Иван Торопышкин»,

Э.Мошковская «Хитрые старушки»,

С.Маршак «Пудель», «Багаж»

3

Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведению.

«На ярмарке»

Малые фольклорные жанры.

2

Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить  потешку, считалку, небылицу.

Здравствуй, зимушка-зима!

3

Определять жанр произведения и тему. Подготовка рисунков «Здравствуй, зимушка-зима!».  Выучить одно стихотворение о зиме наизусть. Конкурс чтецов

Сказки и стихи  о приключениях и волшебстве.     Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

5

Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Сочинить стихи о своих друзьях

Рассказы и стихи о подвигах.

 М.Зощенко «Самое главное»

Емельянов «Храбрая девочка» и др.

3

Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт. Характеристика поступка, героев. Викторина.

Тебе смешно, а мне до сердца дошло.       

Е. Чарушин «Кошка Маруська»,

В.Осеева « Кто всех глупее».

3

Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости.

О героизме и трусости.

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова« Трусиха»,

С.Михалков «Прививка»,                                       К.Ушинский «Трусливый Ваня»

3

Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки. Викторина.

Здравствуй, весна-краса!

3

Определять жанр произведения и тему. Подготовка рисунков «Здравствуй, весна-красна!».  Выучить одно стихотворение о весне наизусть. Конкурс чтецов

Нет лучше дружка, чем родимая матушка.

Е.Благинина «Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов «Рассказы о маме»,

Панькин «Легенда о матерях»,   Трутнева «Проталинки»

4

Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания. Сочинение стихов о маме и для мамы. Конкурс чтецов.

Жизнь дана на добрые дела.       

 Б.Житков «Помощь идет»  

Е.Пермяк  «Пичугин мост»

3

Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя.  Закрепление всех приобретенных знаний. Составление рассказа о своём добром поступке.

Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков  «Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»

3

Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений. Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя.

Родину – мать учись защищать.       

 А.Гайдар «Поход», «Сказка о военной тайне»   С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»

3

Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. Подобрать пословицы и поговорки  о Родине. Выделение для себя нравственных качеств. Инсценирование.

Весна, весна на улице, весенние деньки! 

3

Передача весеннего настроения при выразительном чтении. Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин

Знай и люби родную природу!

4

Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Пересказ по плану.

Произведения о растениях.                   

3

Устанавливать  связь « автор – книга – тема». Выделение ключевых эпизодов произведений. Викторина.

Все  за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.                                                Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек»

2

Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. Составление вопросов по произведению.

Здравствуй, лето красное!

3

Определять жанр произведения и тему. Подготовка рисунков «Здравствуй, лето красное!».  Выучить одно стихотворение о лете наизусть. Конкурс чтецов. Подведение итогов

Итого

68

Календарно-тематическое планирование «Живое слово»

Дата

Тема  занятия

Кол - во

часо в

план

факт

1-2

Стихи о школе и детях     С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц», А.Плещеев «Чему в школе учат»

2

3-5

Здравствуй, осень!

Стихи русских поэтов об осени.

3

6

Конкурс чтецов

1

7-8

Сказки о животных

2

9

Викторина по сказкам

1

10-12

Русские народные загадки.

3

13-14

Стихи о Родине.

2

15

Конкурс чтецов

1

16-18

Весёлые стихи.                                                          

 Д.Хармс «Иван Торопышкин»  

 Э. Мошковская «Хитрые старушки»

С.Маршак «Пудель», «Багаж»

3

19-20

«На ярмарке»

Малые фольклорные жанры.

2

21-22

Здравствуй, зимушка-зима!

2

23

Конкурс чтецов

1

24-28

Сказки и стихи  о приключениях и волшебстве.     Е.Благинина «Чудесные часы», «Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

5

29-30

Рассказы и стихи о подвигах.

 М.Зощенко «Самое главное»

Емельянов «Храбрая девочка» и др.

2

31

Викторина

1

32-34

Тебе смешно, а мне до сердца дошло.       

Е. Чарушин «Кошка Маруська»,

В.Осеева «Кто всех глупее».

3

35-36

О героизме и трусости.

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова« Трусиха»,

С.Михалков «Прививка»,                                       К.Ушинский «Трусливый Ваня»

2

37

Викторина

1

38-39

Здравствуй, весна-краса!

2

40

Конкурс чтецов

1

41-43

Нет лучше дружка, чем родимая матушка.

Е.Благинина «Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов «Рассказы о маме»,

Панькин «Легенда о матерях»,   Трутнева «Проталинки»

3

44

Конкурс чтецов

1

45-47

Жизнь дана на добрые дела.       

 Б.Житков «Помощь идет»  

Е.Пермяк  «Пичугин мост»

3

48-50

Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков  «Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»

3

51

Родину – мать учись защищать.       

 А.Гайдар «Поход», «Сказка о военной тайне»   С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»

1

52-53

Инсценирование произведения

2

54-56

Весна, весна на улице, весенние деньки! 

3

57-60

Знай и люби родную природу!

4

61-62

Произведения о растениях.                   

2

63

Викторина

1

64-65

Все  за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.                                                Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек»

2

66

Здравствуй, лето красное!

1

67

Конкурс чтецов

1

68

Подведение итогов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность программа Удивительный мир слов Школа 21 век

Программа по внеурочной деятельности составлена с учетом ФГОС по Школе 21 век 2 класс...

Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок "Живое слово" для учащихся 1-4 классов (научно - познавательное направление)

Программа внеурочной деятельности для младших школьников кружок  "Живое слово" для учашихся 1-4 классов. Цель кружка: создать условия для формирования личности, полноценно владеющей устной и пись...

Программа внеурочной деятельности "Звуки,буквы и слова"

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста. Задачи:упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе «Искусство слова»

Программа внеурочной деятельности по изучению русского фольклора в начальной школе «Искусство слова»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Удивительный мир слов"

«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его по...