Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности
статья (1 класс) на тему

Бурякова Елена Анатольевна

Данная разработка поможет при организации урока и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Использование дидактической игры на уроках.

                                                                                                                учитель: Бурякова Е.А.

Введение

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре; как средству воспитания, придавал А.С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда подрастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» (Ю.П.Азаров, Искусство воспитывать, с.180).

А.М.Пышкало акцентировал внимание на игре, как методике обучения. Он сказал, что игру на уроке многие учителя понимают по-разному, хотя все придают ей большое значение. Часто учитель применяет приемы развлекательности, занимательности. А называет это дидактической игрой. Виноват ли в этом учитель? «Прежде всего это вина наша,- сказал А.М.Пышкало, - так как ученые еще не дали до сих пор школе четких критериев дидактической игры как метода обучения». (Из доклада на учительском форуме, Ж.Начальная школа № 10, 1988 г. С.17.)

Педагоги-практики обнаруживают разный подход к игре. Так, одни считаю, что игра не отвлекает детей от содержания урока, а подчиняясь учебным целям, помогает детям лучше усвоить учебный материал и что игра должна найти место на большинстве уроков в течение всего учебного года. Другие уверены, что игра должна широко применяться на уроке лишь в начале обучения, особенно в адаптационны период, методам обучения. А игры же должны применяться только при закреплении учебного материала. Но те и другие сходятся во мнении, что дидактическая игра способствует формированию интереса к учебе – главной цели обучения (материалы педагогических чтений, ж.Начальная школа № 10, 1988, с.18)

Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В ней происходит развитие важнейших психологических новообразований ребенка; усвоение мотивов деятельности, становление элементов поведения, развитие умственно значимой деятельности, формирование воображения. В ролевой игре осуществляется ориентация детей в смыслах и мотивах деятельности взрослых и первичное овладение нравственными нормами.

С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении надо широко использовать игровые формы активности детей – учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.

Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью дидактическая игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности. Постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает свободному освоению знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, - мышления, внимания. Памяти и т.д.

Так как ведущий тип деятельности младших школьников – учебная деятельность, дидактическая игра должна обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирования собственно учебной деятельности.

И, наконец, игра – это средство, снимающее неприятные или запретны для школьника переживания.

«Учебный процесс надо «строить» таким образом. Чтобы от выступал как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, является игра (ж.Начальная школа № 10, 1988, с.39).

Дидактические уроки Л.Н.Толстого

Л.Н.Толстой с большим интересом изучал своих учеников, стремился сделать все возможное для того, чтобы раскрыть их индивидуальные особенности и дарования. Критикуя основные пороки современной ему школьной системы, Толстой указывал что «всякое учение должно быть только ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Но школа не только не возбуждает вопросов, она даже не отвечает на те, которые возбуждены жизнью, что школа постоянно отвечает на одни и те же вопросы, поставленные человеком несколько веков назад, а не детским возрастом, до которых ребенку еще нет дела». (Свободное воспитание, 1907 – 1908 № 3, с.2).

У писателя-педагога выработалась своя точка зрения на отношение детей со взрослыми, учителей с учениками. В ее основе провозглашенный Руссо и развитый Песталоцци принцип уважения личности в маленьком человеке, бережное отношение к его особенностям. Учитель должен владеть ключиком от души своего воспитанника. Иначе она окажется запертой для него.

Современные медики и психологи доказали, что положительные эмоции являются могучим стимулом человеческой деятельности. Уже в те годы, Л.Н.Толстой создал методику разнообразных эмоциональных воздействий на детей. Эмоции обогащают психику детей, способствуют развитию их творчества, заставляют глубоко переживать, что способствует усвоению знаний.

В целях развития эмоций у детей Толстой широко использует творческие сочинения, вечерние уроки и прогулки, яркие исторически и географические впечатления, игры, уроки рисования, музыки, пения.

Толстой считал: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, для того, чтобы он учился охотно, нужной; чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно» (Толстой Л.Н., Полное собрание сочинений. Т-8, с.347). Таким образом, методы, применяемые Толстым в своей школе, были по сути противоположны тем, которые использовались в государственных колах России. Но в процессе свободного развития, учитывая врожденные природные качества, стремление детей к игре, он добился того, что у детей появилась потребность к знанию.

Успешность обучения находится в прямой зависимости от отношения учащихся к учебной деятельности.

К.Д.Ушинский предостерегал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое Толькой силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не пойдет». (Ушинский К.Д., Соч. – М.-Л.-1950, Т.-10, с.429).

Особенности использования дидактических игр

способствующих воспитанию организованности

у первоклассников

Если в те годы передовые педагоги уделяли огромное внимание игре, как способу активизации умственной деятельности; то в современной школе рядовой учитель, посредством игры, помогает сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность.

Перешагнув порог школы, ученик порой «теряется» от обилия новых требований. Непросто приучить ребенка планировать и организовывать свой труд, работать четкой, ритмично. «Воспитывая организованность, мы воспитываем у детей самостоятельность « (Мельничук И.А., ж.Начальная школа № 6, 1991 г., с.8).

«От ребенка, его хотений не зависят ни содержание образования, ни формы его организации, ни методы, ни общий порядок школы. Это – как правила ролевой игры: их надо принять, им надо подчиняться». (Амонашвили Ш.А., «Школа жизни», с.19).

В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка (роль учителя, роль контролера, роль ученика). Например, функция освоения социальных ролей может реализоваться в большинстве игр, так как дидактические игры чаще всего носят коллективный характер и предполагают то или иное разделение ролей.

Компонентами организованности являются:

- четкое представление о цели деятельности, поскольку осознанный смысл деятельности позволяет предвидеть ее результат.

- составление программы действий, ее реализация, контроль, оценка и коррекция, т.е. проверка качества сделанного и исправление ошибок, если они допущены.

В этом ученикам помогут игры: «Минутка» - дети научатся быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку. Цель игры: знакомить первоклассников с учебными принадлежностями, учить быстро подготавливать все необходимое к уроку. Оборудование: кукла Минутка, школьные принадлежности.

Содержание игры: кукла Минутка ежедневно напоминает детям: «Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книги, ручка и тетрадки?». У Минутки – циферблат. Пока стрелка пройдет круг (10 – 15 секунд), дети проверяют готовность к уроку.

Подобная игра проводится и в конце урока. «Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги, руку и тетрадку». Элемент соревнования – «Какой ряд быстрее выполнит задание Минутки?»

Интересны игровые упражнения, в процессе которых дети учатся отбирать необходимые принадлежности и рационально располагать их на парте. «Есть у нас девиз такой; все, что нужно, - под рукой,» - говорят дети и по сигналу Минутки отбирают нужные для урока принадлежности, располагая их так, чтобы ими было удобно пользоваться.  Минутка оценивает задание.

Целесообразно «передать» роль Минутки ученику. С закрытыми глазами он пытается отгадать: какой ряд сел, какой ряд собирает портфели, и т.д.

Игра «найди ошибку» поможет детям исправить допущенную ошибку, научит контролировать свои действия.

Цель: воспитывать наблюдательность, любовь к порядку.

Оборудование: школьные принадлежности, которые следует использовать при выполнении конкретного задания.

Содержание: учитель предлагает детям осуществить взаимопроверку рабочего места: как расположены необходимые для выполнения задания школьные принадлежности, нет ли на парте лишних предметов.

Итак, основная цель перечисленных дидактических игр – способствовать воспитанию организованности у первоклассников. Эта форма обучения соединяет познавательное и занимательное. Именно это сочетание обеспечивает переход от одной ведущей деятельности к другой и позволяет детям овладевать навыками играя.

Но, игра не является панацеей от все бед: ребенок развивается, взрослеет и дидактические игры не являются постоянными для детей различного возраста, при их отборе учитель учитывает, как ребенок усваивает новые знания.

Возрастное развитие ребенка предполагает формирования содержания форм игр, которые зависят от основных функций. Одной из которых является страсть к взрослению. Ш.А.Амонашвили утверждает: «… возвести исполнение педагогических процессов до искусства, что и поможет ребенку чувствовать себя взрослым там, где он еще вовсе не взрослый. А ребенок». (Амонашвили Ш.А. «Школа жизни», с.17).

Методика организации дидактической игры на уроке.

Прежде чем предложить игру ученикам учитель знакомит с инструкцией к ней. Не менее важно продумать образовательную цель игры, а также ее воспитательные и развивающие возможности. После этого следует определить время проведения игры на уроке в соответствии с тем, на каком этапе урока она будет проведена. Затем устанавливают, как будут играть дети – индивидуально или в группе. А также способ проверки результатов и подведения итогов.

При организации игры большую роль играет инструктаж. Если игра для детей новая. То полезно не только подробно объяснить, как играть, но и провести игру у доски со всем классом, помня, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Многие игры построены таким образом, что ученики либо сами могут проверить себя (самоконтроль), либо проверяют работу друг друга (взаимоконтроль).

Самоконтроль позволяют осуществить такие игры, как «Круговые пример» (II и III классы), «Лото с разрезной картинкой». Взаимоконтроль необходим при проведении игр «Рыболовы» (I и II классы), «Домино с примерами» (II и III классы), «Почтальоны» (III класс).

Иногда дети не хотят проверять работы своего партнера по игре. Когда же по настоянию учителя они начинают проверять работы друг друга и радуются, что хорошо выполнили проверку. И затем уже проверяют работу партнера охотно и очень внимательно. Такая заинтересованность приносит большую пользу самому проверяющему, так как он лишний раз упражняется в решении примеров и в тоже время овладевает навыками контроля и самоконтроля, столь необходимыми для успешной самостоятельной работы.

При организации дидактической игры учитывается и то, как объединять учеников в пары. Предварительные выводы здесь такие: более продуктивные пары детей с разными уровнем подготовленности. В этом случае сокращается время на игру.

Дидактическую игру можно дополнить и расширить. Например: «Помоги исправить ошибку» оказалась не интересна для детей. Пришлось ввести в игру дополнительное условие: «ты учитель. Проверь работу ученика. Если найдешь ошибку, исправь. Поставь отметку за проверенную тобой работу». Такое дополнение сделало игру более интересной.

Ценность дидактической игру определяется не по тому. Какую реакцию она вызывает со стороны детей; учитывается, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к данному ученику.

Итак; подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, продумываются следующие вопросы:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения.
  2. Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
  3. Посильна ли она для учащихся моего класса?
  4. Все ли дети будут в одинаковой степени участвовать в игре?
  5. Подведение итогов игры.

Элементы занимательности при отработке навыков табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления

Изучение табличного умножения и соответствующих случае деления – центральная тема курса математики во II классе. Знанию таблицы умножения всегда придали большое знание.

Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу, но и поняли принципы ее составления, дающие возможность находить любое произведение. Ученик должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислить результат самым кратчайшим путем.

Навык, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Поэтому, чтобы избежать однообразия в шлифовке табличных случаев умножения и деления, проводятся различные дидактические игры, которые помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний таблицы умножения.

Сознавая пользу дидактических игр, не отказываются от обычных видов занятий на уроке: работы с учебником, у доски, под диктовку учителя и т.д.

Дидактические игры 0 одна из форм учебной деятельности. Поэтому на проведение игры отводится всего несколько минут – от 5 до 10. Причем игровой момент может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры.

Цель данных дидактических игр – помочь отработать вычислительные навыки табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления в интересной, увлекательной форме.

«Составь слово»

На доске записан ряд числе, под числами написаны буквы. Записав ответы арифметического диктанта в тетрадь, подписав под числами буквы, дети угадывают слово.

В данной игре осуществляются и межпредметные связи, так как могут быть составлены словарные слова или слово на какое-либо правило.

«Лучший счетчик»

На доске записаны пример: справа и слева, их количество одинаковое.

9*9; 3*8; 7*8; 9*4 и т.д.                 4*8; 9*3; 6*7; 7*3 и т.д.

По команде учащиеся записывают ответы; один – слева, другой – справа. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Во время проведения физминуток тоже можно проводить игры, способствующие прочному запоминанию таблицы умножения. Учитель называет пример, бросает ученику мяч, тот возвращает мяч с ответом.

«Делится – не делится».

Учитель называет различные числа, а ученики поднимают руку, если число делится, например, на 3 (на 4, на 5) без остатка.

«Сорбонки» - это маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых написаны отдельные элементы таблицы, а на другой – ответ.

Играя, ученик перебирает карточки: угадал, не угадал? Угадал, карточка ложится в одну сторону. Забыл, карточку откладывает в другую Постепенно остаются карточки с неусвоенными элементами таблицы. С ними-то и продолжается тренировка.

Высокая эффективность применения «сорбонок» объясняется тремя важными свойствами:

- концентрируется внимание на тех элементах таблицы, которые плохо усвоены.

- увеличивается число тренировок.

- раскрепощается память, что обеспечивает легко запоминание.

 Итак; использование таких игр на уроке помогает воспитывать у детей неподдельный интерес к изучению табличных случаев умножения и деления, активизирует внимание учащихся и способствует прочному усвоению материала.

Формирование в процессе игры общеучебных умений

и навыков самостоятельного решения задач

«Организация дидактической игры на материале составления задач возможна при глубоком понимании структуры задачи и этапов ее решения» (Земцова Л.И., ж. «Начальная школа» № 10, 1988) Например, при изучении темы «Цена, количество, стоимость» целесообразно организовать игру «Магазин». Играя, учащиеся составляют задачи, в которых следует определить цену (количество, стоимость). Составленные задачи решаются, а затем внимание акцентируется на графической модели, изображенной на плакате. При этом учащиеся формируют правило, по которому они находили искомое

Затем учитель просит привести пример аналогичных зада, соответствующих данной модели, и путем варьирования несущественных признаков, т.е. изменения конкурентных чисел и ситуации, рассмотреть эту модель и составить задачи, обратные данной.

Такая схема работы над задачей реализуется не только на материале данной зависимости, но и других. Например: «Время, скорость, расстояние».

Таким образом, через дидактическую игру реализованную на различном учебном материале, идет активное овладение учащимися способов решения типовых задач.

Особенности использования игровых приемов

при изучении слов с непроверяемыми написаниями

Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называют словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запомнить. Среди множества способов, для запоминания слов, дают хороший эффект, разнообразят урок, вносят элемент игры, делая его более интересным и привлекательным различные дидактические игры и элементы занимательности.

Например, прибегают к помощи ребусов и кроссвордов.

О

О

О

К такому кроссворду дается пояснения-загадка:

Хочешь бегать далеко,

Хочешь прыгать высоко,

Пей почаще … (молоко)

В данном случае кроссворд или ребус не только забавный материал, но и способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить ее написание в памяти.

А

У

А

Две гласных «А» и «У» одна

Угадайте-ка, друзья,

Очень много хруста

Издает … (капуста)

На первом этапе изучения слов с безударной гласной, которую нельзя проверить ударением, очень важно, чтобы внимание детей было максимально сконцентрировано на изучаемой орфограмме. Для этого выделяют цветным мелом нужную орфограмму.

О

Р

О

Прошу Вас все слова назвать.

Где-ОРО-надо написать

(мороз, горох, город)

Для правильного закрепления написания слов используются шуточные вопросы-подсказки, например:

  1. В каких словах живет рак? (завтрак, ракета)
  2. В каких словах спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога).
  3. Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель)
  4. Какие слова любит лягушка? (квартира, Москва).

Интересна работа по подбору слов с общим признаком. Учитель диктует слова (или записывает на доске), предлагает детям подобрать и записать еще одно слово.

Капуста, морковь … (картофель) – овощи (общий признак). Село, город, …  (деревня) – населенные пункты. Воробей, ворона .. (сорока) – птицы. Заяц, лиса, … (медведь) – дикие животные и т.д.

Последним, завершающим этапом изучения словарного слова является самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно писать изученное слово. С этой целью применяются такие виды дидактической игры, как:

  1. написать все словарные слова, используя сюжетную картинку.
  2. Учитель читает стихотворения, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова, например:

Однажды, в студеную зимнюю пору.

Я из лесу вышел; был сильный мороз.  (Однажды, мороз)

Итак, словарная  работа в начале урока, построенная на системе разнообразных дидактических игр, вносит элемент неожиданности, позволяет включиться ученику в активную умственную деятельность. Использование занимательного материала позволяет разнообразить уроки, делает их более интересными, что способствует общему развитию школьника.

Дидактические игры и упражнения

на уроках изобразительного искусства

«Использование дидактических игр в руководстве детской изобразительной деятельностью продиктовано своеобразными связями игры и художественного творчества. Именно в этих играх уже проявляются художественные способности учащихся: игра как бы предшествует творчеству и способствует ему». (Зеленина Е.Л., ж.Начальная школа № 11, 1990 г.).

Полагается. Что в методике руководства изобразительной деятельностью учащихся важно сохранить игровой способ, так как он дает возможность решать специфические задачи изобразительной деятельности. Опыт, приобретаемый учащимися в дидактических играх, поможет им на уроках изобразительного искусства.

Главная задача дидактических игр – эстетическое воспитание учащихся. Достигается оно путем развития у детей наблюдательности, образного мышления, художественного видения красоты формы и цвета. Изобразительное искусство как продуктивный вид деятельности создает  все условия для совершенствования зрительного восприятия учащихся. Дидактические игры могут стать эффективным средством для активизации этого процесса.

Понятие «форма» и «цвет» - это первое, с чем должен познакомиться учащиеся. Для правильного восприятия формы предмета ее следует соотнести с соответствующим геометрическим образом, а если форма предмета более сложная, то «разделить» предмет на составляющие его отдельные элементы. И определить соотношение элементов между собой Аналитическое восприятие цвета связано с выделением элементов, из которых состоит цветовое сочетание, и связей между ними. Решению этих задач и призваны помочь определенные дидактические игры и упражнения.

Большое значение в развитии художественного творчества имеют уроки тематического и декоративного рисования. Но творчество учащихся без знаний, умений и навыков, полученных на уроках рисования с натуры, было бы неполным. Особое внимание следует уделять упражнениям, направленным на развитее графических умений и навыков. Слабые графические навыки сдерживают творческую активность учащихся.

Длительность одной игры – 3-5 минут. Объяснение содержания – кратко, понятно, эмоционально. Все дидактические игры согласуются с последующей изобразительной деятельностью.

Например, игра «Палитра осени» - проводится в начале любого урока, связанного с осенней тематикой.

Цель: развивать зрительную память, цветовую зоркость, формировать знания по названию цветов, какие цвета следует смешать чтобы получить третий и наоборот.

Материал: карточки – задания с указанием, какие цвета надо смешать и наоборот: дан цвет, нужно определить, какие два цвета следует смешать, чтобы получить данный цвет.

Содержание: каждый ученик получает карточку – задание, где он выполняет задания:

  1. два прямоугольника раскрашены, например, один желтым, а другой коричневым цветом, между ними поставлен знак «+», а третий прямоугольник остается нераскрашенным.  Учащиеся смешивают на палитре два указанных цвета, получают третий и раскрашивают им прямоугольник.
  2. Прямоугольник раскрашен желто-зеленым цветом, рядом с ним – два нераскрешнных прямоугольника, соединенные знаком «+». Учащиеся раскрашивают их зеленым и желтым цветом, так как, смешивая именно эти цвета, можно получить зеленовато-желтый.

Для развития наблюдательности и памяти проводится игра «Что бывает осенью?». Материал: карточки с изображением различных времен года.

Содержание игры: учитель демонстрирует карточки с признаками разных времен года, учащиеся должны определить признаки осени.

Правило игры: Учащиеся сидят согнув руки в локтях и установив их на парту. При показе карточки с изображением признака осени учащиеся хлопают в ладоши. Если учащиеся неверно определили признак осени, они выбывают из игры (опускают руки на парту).

Итоги игры проводятся как индивидуальные, так и коллективные – по рядам.

Перечисленные дидактические игры – только небольшая часть из возможных структур игровых действий на уроках изобразительного искусства. Зная программные требования, своеобразие дидактических игр и упражнений, владея искусством руководства игрой, учитель может разрабатывать новые варианты знакомых детям игр и создавать новые игры, которые помогут активизировать художественно-творческую деятельность учащихся на уроке и более успешно решать вопросы эстетического воспитания.

Особенности использования наглядного материала

при организации дидактических игр

Подготовленный к игре наглядный материал должен полностью соответствовать целям и задачам дидактической игры. «Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма задания побуждают к развитию мышления и внимания, а за тем переходят на второй план, когда сюжет перестает быть основой активности учащихся.

Напротив, чрезмерное увлечение внешней занимательностью и перенасыщение урока броским наглядным материалом нередко мешают ученику выделить то основное, во имя чего организуется игра, - собственно учебное задание.

Порой в дидактических играх можно увидеть огромные красочные плакаты, на изготовление которых затрачено много труда и времени, но которые обладают малой методической емкостью (их можно использовать лишь к одной задаче или игре)» (Земцова Л.И., ж.Начальная школа № 10, 1988 г.).

Отсюда встает вопрос: «А каковы условия организации дидактических игр, обеспечивающих активизацию познавательных интересов учащихся на уроке?». Вероятнее всего, такие игры должны быть построены таким образом, чтобы незавершенность сюжета обеспечивала бы легкий переход от заинтересованности в игре к заинтересованности в выполнении собственно учебных заданий. Одной из условий этого – простота и емкость наглядности и редуцированный сюжет игровой ситуации.

Психологические исследования показывают, что место и роль наглядного материала в процессе обучения определяются отношением деятельности учащихся с наглядным материалом к той деятельности, которая составляет суть процесса обучения. Целесообразность использования тех или иных средств наглядности зависит от того, способствует ли деятельность, непосредственной целью которой является освоение этой наглядности, основной деятельности по овладению учащимися знаниями, ради усвоения которых и используются эти средства наглядности. Если эти две деятельности не связаны между собой, то наглядный материал бесполезен, а иногда даже может играть роль отвлекающего фактора.

По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль; если ранее игра являлась предпосылкой для включении учащихся в учения, то через освоение в игровых ситуациях элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, т.е. игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактической прием. При этом все чаще и чаще следует использовать не явную наглядность, а переход к более символическим формам. Примером этого являются такие игры, как «Догони число и вернись обратно», «Заселяем дома», «Молчанка».

Особым видом игр, реализующихся функцию включения учащихся в учение, являются разнообразные игры – соревнования и эстафеты, в которых предлагается, например, записать все пример на сложение к заданному числу, вставить в пример недостающее число и др. Но к таким играм следует относиться с осторожностью: неграмотно сформулированная игровая ситуация может стать серьезным барьером в овладении собственно учебной деятельностью. Положительная роль таких игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений. Но, проводя подобные игры, следует строго учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы, поощрять развитие коллективистической, а не конкурентной направленности учебной работы.

Заключение

«Система дидактических игр в процессе обучения позволяет решить воспитательные и образовательные задачи. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника». (Земцова Л.И. ж.Начальная школа № 10, 1988 г.).

Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однотипные упражнения, необходимые для формирования определенных навыков.

В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.

Но, не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания.

Итак, когда игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к запланированному результату. Основное внимание при проведении любой дидактической игры должно быть направлено на обучение основам изучаемого материала, реализующееся в различных формах работы учащихся; в процессе которой дети осваивают стороны учебной деятельности, традиционно закрепленные за учителем, - оценку и контроль. Этому способствует взаимоконтроль и взаимооценка, а игра в учителя – важное средство выработки адекватной самооценки, повышающее ответственность учащихся и позволяющее творчески овладевать учебным материалом.

Использование дидактических игр позволяет рассматривать ученика не как объект обучения, а как формирующуюся в процессе обучения личность с присущими ей психическими особенностями.

«… без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». (Амонашвили Ш.А., «Школа жизни»).


Использование детской художественной литературы для наполнения содержания дидактической игры.

В.А.Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал на основе художественных текстов не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.  «Использование такого материала на уроках природоведения помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Умело подобранный дидактический материал развивает  воображение, образное мышление, снимает утомление у детей. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание сохранять растения и животных». (Сопранова, ж.Начальная школа № 7-8, 1992 г.).

Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового, при его закреплении. Хорошо «подслушанные в природе разговоры» записать на магнитофон, а затем прослушивать их.

Тема урока «В гости к осени» (Плешаков А.А. 1 кл.).

Разобрав с учащимися, какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени, устанавливается основной фактор, который повлиял на эти изменения - температура. Изменения в неживой природе приводят к изменению в жизни животных.

- Как готовятся звери к зиме? Послушайте, как рассказали об этом кабанчик и лисенок.

- Ай, яй, яй, ты же совсем голы, Кабанчик! Щетинка редкая да еще жестка. Как же ты зимовать будешь?

- Худой ты до чего, лисенок! – Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?

- У меня шерстка густая, шубка теплая – не замерзну!

- А у меня ху-хуже думаешь? У меня под кожей-то жир. Жир лучше всякой шубы греет!

- Что помогает перезимовать дикому кабану?

- Как готовится к зиме лисенок?

- Видали? Видали? Я грибы на сучок сушить повесила, а мышь их у меня таскает … Ах злодейка!

- Кто у кого больше стащил! Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они у тебя, Белка, в дупле оказались!

- Какие звери на зиму запасают корм?

Так в интересной форме «подслушанные разговоры» помогли детям разобраться, что у зверей на зиму меняется окраска шерсти, мех становится густым, откладывается жир. Все это поможет им перенести зиму[1]*.

Но, сознавая пользу дидактического материала, не отказываются от обычных видов занятий на уроке: работы с учебником, у доски и т.д.


Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., Просвещение, 1985
  2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М., Издательский дом Амонашвили, 1998
  3. Андрущенко А.В. Элементы занимательности при отработке навыков табличных случаев умножения. -//Начальная школа № 10, 1991
  4. Вапняр Н.Ф. Использование дидактической игры на уроках математики. -//Начальная школа № 3, 1991.
  5. Гамезо М.В. Возрастная психология. М., Просвещение, 1984
  6. Зеленина Е.А. Дидактические игры и упражнения на уроках изо. -//Начальная школа № 11, 1990.
  7. Земцова Л.И. Роль дидактической игры на уроках математики.-//Начальная школа № 10, 1988.
  8. Кабанова Л.В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков.-//Начальная школа № 1, 1992.
  9. Мельничук И.А. Игровые приемы, способствующие воспитанию организованности у первоклассников. -//Начальная школа № 6, 1991.
  10. Рыжикова Г.И. Использование игровых приемов при изучении слов с непроизносимыми написаниями.-//Начальная школа № 1, 1995.
  11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., Просвещение, 1950, том 10.
  12. Фоменко Н.В., Л.Н.Толстой о природосообразности воспитания детей. -//Начальная школа № 1, 1994.


[1]* Возможно изменение: учитель заранее готовит инсценировки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.

Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером ...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся

Эта презентация была использована на педсовете, посвященном учебно-дидактическим играм,которые нужно использовать на уроках и не надо относиться к ним как к устаревшим формам работы....

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащизся

Одним из требований ФГОС является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусмативали бы целеноправленное развитие мыслительных способно...

Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Дидактические игры, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дидактические игры на уроках ру...

Дидактические игры как средства развития познавательной активности младших школьников

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Их применение направлено на решение конкретных задач в обучени...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности (доклад на МО учителей начальных классов).

Данный методический материал можно использовать на заседаниях МО учителей начальных классов и педагогических советах.Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школь...

Презентация "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности"

1. Понятие дидактическая игра.2.Примеры дидактических игр для детей.3. Вывод....