Воспитание нравственных чувств и этического сознания как одно из направлений ценностных основ воспитания младших школьников, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами
презентация к уроку по теме

Федорова  Лидия Сергеевна

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников требует:

- создания условий для становления социально адаптированной личности, индивидуального самовыражения, содействия всестороннему развитию, формирования толерантной личности;

- разработки комплекса учебно-воспитательных воздействий, реализуемых в ходе совместной деятельности ученика, педагога и родителей.

Огромное значение в плане воспитания нравственных чувств и этического сознания младших школьников имеет внеурочная работа, грамотно спланировав которую можно достичь положительных результатов в появлении эффектов воспитания и социализации детей.

Нормативно-правовой и документальной основой внеурочной деятельности в направлении воспитания нравственных чувств и этического сознания младших школьников являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Внеурочнаяная деятельность рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)

Цели:

1) укрепление нравственности;

2) формирование основ морали;

3) формирование основ нравственного самосознания личности;

4) принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей;

5) осознание младшими школьниками ценности человеческой жизни;

6) формирование нравственного смысла учения.

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности:

- нравственный  выбор;

- смысл  жизни;

- справедливость;  

- милосердие;  

- честь;  

- достоинство; - любовь;

- почитание  родителей;  

- забота  о  старших  и  младших;

- свобода совести и вероисповедания;

- представления  о  вере,  духовности,  религиозной  жизни человека и общества, религиозной картине мира.

Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает следующие уровни результатов:

1) приобретение учащимися социального знания;

2) формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

3) приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.

Поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.  Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеучебной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

Формы проведения занятий: беседа; сюжетно-ролевая игра; подвижная игра; учебная игра; конкурс; праздник.

В 1 «а» классе в течение учебного года были проведены:

1) беседы о правилах поведения в школе:

- «Мы стали школьниками»;

- «Как надо разговаривать со взрослыми» (в игровой форме);

- «Что такое правила хорошего тона» (учебная игра).

2) Уроки этики:

- «Учимся быть вежливыми и благодарными»;

- «Учимся дружить».

3) Уроки этикета:

- «Основы этикета»;

- «Я и моя семья»;

- «Мы в кино».

4) Мероприятия:

- «День знаний»;

- «День учителя»;

- «До свидания, 1 класс!»

В результате внеклассной работы,  к окончанию 1-го класса обучающиеся  усвоили:

1) отличие понятий «этика» и «этикет»;

2) правила вежливости и красивых манер;

3) заповеди и соответствующие притчи.

Младшие школьники научились:

1) уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими;

2) соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах;

3) придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми;

4) быть доброжелательными;

5) соблюдать заповеди;

6) придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома;

7) быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради;

8) не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

Таким образом, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами воспитание нравственных чувств и этического сознания является одним из основных направлений ценностных основ воспитания и социализации младших школьников.

Планируемые результаты воспитательной деятельности к окончанию начальной школы:

- учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;

- учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;

- учащиеся уважительно  относятся к традиционным религиям;

- учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

 

 

Список литературы

 

1.     Белоусова, Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. / Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казаченок; под ред. А.Я. Данилюк. – В 2-х ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011. – 142 с. – (Серия «Работаем по новым стандартам»).

2.     Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 2009.

3.     Горбунова, Н.А. Классные часы. / Н.А. Горбунова. – Волгоград: Учитель АСТ, 2009.

4.     Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельность и пробемно-ценностное общение детей. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2011. – 96 с. - (Серия «Работает по новым стандартам»).

5.     Максимова, Т.Н. Классные часы: 1 класс. – М.: Вако, 2009.

6.     Смирнов, Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов. / Н.А. Смирнов. – М.: Школьная Пресса, 2010.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация кдокладу560.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание -нравственных чувств и этического сознания, как одно из направлений ценностных основ воспитания младших школьников , в соответствии с ФГОС.

Слайд 2

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников требует: - создания условий для становления социально адаптированной личности, - разработки комплекса учебно –воспитательных воздействий, реализуемых в ходе совместной деятельности ученика, педагога и родителей.

Слайд 3

Цели: - укрепление нравственности; - формирование основ морали; формирование основ нравственного самосознания личности.

Слайд 4

Воспитание нравственных чувств и этического сознания - первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; - представления о правилах поведения; - уважительное отношение к родителям, старшим; - бережное гуманное отношение ко всему живому; - знание правил этики, культуры речи.

Слайд 5

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда; - элементарные представления об основных профессиях; - первоначальные навыки коллективной работы;

Слайд 6

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Формы деятельности: - праздники труда, конкурсы; - сюжетно –ролевая игра; - учебная игра.

Слайд 7

Воспитание нравственных чувств и этического сознания Формы деятельности: - проведение открытых семейных праздников; - мероприятия «Учимся быть вежливыми и благодарными».

Слайд 8

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде - участие в разработке и реализации различных проектов; - элементарный опыт природоохранительной деятельности; - развитие интереса к природе, понимание активной роли человека в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование проектно-исследовательских умений младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья будет полезна педагогам, применяющим в работе метод проектной деятельности в начальной школе....

Основные направления оказания психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (методические рекомендации)

Приведены рекомендации по орагнизации  коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в русле ФГОС. Информация может быть полезной для специалистов ТПМПК, п...

Материалы республиканской научно-практической заочной конференции. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...

Выступление на МО. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Дж

Рабочая программа по  окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с :  -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования; -О...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной п

Рабочая программа по  внеурочной деятельности  по спортивно-оздоровительному   направлению   для 1 класса составлена в соответствии с :  -Федеральным государственным...