Воспитание нравственных чувств и этического сознания как одно из направлений ценностных основ воспитания младших школьников, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами
презентация к уроку по теме
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников требует:
- создания условий для становления социально адаптированной личности, индивидуального самовыражения, содействия всестороннему развитию, формирования толерантной личности;
- разработки комплекса учебно-воспитательных воздействий, реализуемых в ходе совместной деятельности ученика, педагога и родителей.
Огромное значение в плане воспитания нравственных чувств и этического сознания младших школьников имеет внеурочная работа, грамотно спланировав которую можно достичь положительных результатов в появлении эффектов воспитания и социализации детей.
Нормативно-правовой и документальной основой внеурочной деятельности в направлении воспитания нравственных чувств и этического сознания младших школьников являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Внеурочнаяная деятельность рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)
Цели:
1) укрепление нравственности;
2) формирование основ морали;
3) формирование основ нравственного самосознания личности;
4) принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей;
5) осознание младшими школьниками ценности человеческой жизни;
6) формирование нравственного смысла учения.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности:
- нравственный выбор;
- смысл жизни;
- справедливость;
- милосердие;
- честь;
- достоинство; - любовь;
- почитание родителей;
- забота о старших и младших;
- свобода совести и вероисповедания;
- представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает следующие уровни результатов:
1) приобретение учащимися социального знания;
2) формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
3) приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
Поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеучебной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Формы проведения занятий: беседа; сюжетно-ролевая игра; подвижная игра; учебная игра; конкурс; праздник.
В 1 «а» классе в течение учебного года были проведены:
1) беседы о правилах поведения в школе:
- «Мы стали школьниками»;
- «Как надо разговаривать со взрослыми» (в игровой форме);
- «Что такое правила хорошего тона» (учебная игра).
2) Уроки этики:
- «Учимся быть вежливыми и благодарными»;
- «Учимся дружить».
3) Уроки этикета:
- «Основы этикета»;
- «Я и моя семья»;
- «Мы в кино».
4) Мероприятия:
- «День знаний»;
- «День учителя»;
- «До свидания, 1 класс!»
В результате внеклассной работы, к окончанию 1-го класса обучающиеся усвоили:
1) отличие понятий «этика» и «этикет»;
2) правила вежливости и красивых манер;
3) заповеди и соответствующие притчи.
Младшие школьники научились:
1) уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими;
2) соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
3) придерживаться «золотого правила» в общении с другими;
4) быть доброжелательными;
5) соблюдать заповеди;
6) придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома;
7) быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради;
8) не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Таким образом, в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами воспитание нравственных чувств и этического сознания является одним из основных направлений ценностных основ воспитания и социализации младших школьников.
Планируемые результаты воспитательной деятельности к окончанию начальной школы:
- учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;
- учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;
- учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям;
- учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Список литературы
1. Белоусова, Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. / Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казаченок; под ред. А.Я. Данилюк. – В 2-х ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011. – 142 с. – (Серия «Работаем по новым стандартам»).
2. Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 2009.
3. Горбунова, Н.А. Классные часы. / Н.А. Горбунова. – Волгоград: Учитель АСТ, 2009.
4. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельность и пробемно-ценностное общение детей. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2011. – 96 с. - (Серия «Работает по новым стандартам»).
5. Максимова, Т.Н. Классные часы: 1 класс. – М.: Вако, 2009.
6. Смирнов, Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов. / Н.А. Смирнов. – М.: Школьная Пресса, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация кдокладу | 560.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников требует: - создания условий для становления социально адаптированной личности, - разработки комплекса учебно –воспитательных воздействий, реализуемых в ходе совместной деятельности ученика, педагога и родителей.
Цели: - укрепление нравственности; - формирование основ морали; формирование основ нравственного самосознания личности.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания - первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; - представления о правилах поведения; - уважительное отношение к родителям, старшим; - бережное гуманное отношение ко всему живому; - знание правил этики, культуры речи.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда; - элементарные представления об основных профессиях; - первоначальные навыки коллективной работы;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Формы деятельности: - праздники труда, конкурсы; - сюжетно –ролевая игра; - учебная игра.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Формы деятельности: - проведение открытых семейных праздников; - мероприятия «Учимся быть вежливыми и благодарными».
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде - участие в разработке и реализации различных проектов; - элементарный опыт природоохранительной деятельности; - развитие интереса к природе, понимание активной роли человека в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование проектно-исследовательских умений младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Данная статья будет полезна педагогам, применяющим в работе метод проектной деятельности в начальной школе....
Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Об организации исследовательской деятельности младших школьников....
Основные направления оказания психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (методические рекомендации)
Приведены рекомендации по орагнизации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в русле ФГОС. Информация может быть полезной для специалистов ТПМПК, п...
Материалы республиканской научно-практической заочной конференции. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...
Выступление на МО. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Дж
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -О...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной п
Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным...