Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики
статья на тему

Милёшина Надежда Викторовна

Статья рассказывает о формировании познавательных учебных действиях на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики.

“Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, – я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда”

Древняя восточная мудрость

               Мы часть общества, в котором новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования с учетом ФГОС второго поколения является формирование совокупности “универсальных учебных действий”. Для решения данной задачи мы должны перейти от традиционного подхода обучения к системно-деятельностному, который базируется на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД) ,которые в свою очередь формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.    Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской,И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон.)

                Что же такое УУД? Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.   Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

 Познавательные действия включают: общеучебные, логические, знаково-символьные, информационные. Математика,  как наука и как учебный предмет играет важную  роль в процессе формирования познавательных УУД.

Современному человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка, необходимо быть  творческим, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать новую информацию, трактовать её и применять в конкретных условиях. Главное стратегическое направления образования мною видится в организации  образования, где ученики включаются в деятельность по самостоятельному добыванию знаний, и это обучение   связано  с реализацией  интерактивного обучения. Главной особенностью использования методов интерактивного обучения является вынужденная интеллектуальная активность, данные методы стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний. (на слайд) По этому поводу А.Франц говорил: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».)

Практика работы в школе показала, что обучающиеся не  всегда умеют сравнивать, анализировать, выделять главное, применять знания на практике, делать выводы, формулировать и решать проблемы, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контроль и оценку процесса и результатов деятельности,  для них главным методом оперирования идеями является синтез. Учебная  деятельность учащихся по формированию ПУУД  строится на основе системно- деятельностного подхода, с опорой на современные образовательные технологии деятельностного типа.

Современные педагогические технологии:


   -проблемное обучение

Обучение школьников ставить вопросы (проблемы) –  важнейший  фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. Как известно, проблемой называют задачу, которую невозможно разрешить с помощью известных знаний и способов действий. Она обычно выглядит как противоречие, возникающее в ходе развития познания.

   -игровые технологии;

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

   И здесь на помощь приходят  игровые моменты, вносящие  элемент  занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

   -проектный метод;

Учебный Проект  – это относительно новый вид школьной работы, который позволяет развивать специфические проектные умения:

  1. Распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы определить перспективу и спланировать необходимые шаги (в том числе смотивировать других людей на участие в своем проекте)
  2. Найти и привлечь нужные ресурсы точно реализовать имеющийся план, а, при необходимости, оперативно внести в него обоснованные изменения
  3. Оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки, чтобы избежать их в будущем
  4. Осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетентности.

Умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структуировать тексты, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать, навыки работы со справочниками, слушание речи, наблюдение, избирательное запоминание, обобщение. Защита проекта, защита результатов и оценивание полученных результатов, их применение к новым ситуациям – все это компоненты проектной деятельности, которая ведет к развитию познавательных УУД.

 В начальной школе  дети охотно выполняют  разнообразные проекты по математике. Я хотела бы показать,  какие проекты по математике выполняются в моём классе.

   -дифференцированное обучение;

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности.
Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти.
Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.
Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.
Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход называется дифференцированным. Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.

Показаны возможности формирования познавательных логических универсальных учебных действий в начальной школе....

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе»

УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупност...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе»

УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупност...

«Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе»

Статья об особенностях формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.Сегодня УУД придается огромное значение. Это совоку...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. (Логическое действие сравнение)

Особенностью содержания современного начального образования является не только то, что ученик должен знать, запомнить и воспроизвести, но и формирование универсальных учебных действий. Именно они созд...