Выступление на ШМО "Работа над словарными словами"
материал на тему

Максютова Гульсасяк Юлаевна

В выступление описана работа по развитию речи, правописания слов с непроверяемыми гласными в корне слова. Даны примеры методов и приемов по  работе над словом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstuplenie_na_shmo_rabota_nad_slovarnymi_slovami.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа - детский сад «Аркаим»

Тема вступления на ШМО:

Работа

над

словарными

словами

( Из опыта работы)

Учитель начальных классов

Давлетбердина

Гульсасяк Юлаевна

Сибай -2015 год.


Дитя, которое не привыкло вникать

 в смысл слова, темно понимает

или вовсе не понимает его настоящего

 значения и не получило

 навыка распоряжаться им свободно

в устной и письменной речи,

всегда будет страдать от этого коренного

 недостатка при изучении всякого

другого предмета.

К.Д.Ушинский

       В работе с детьми в начальной школе столкнулась с проблемой, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употреблять в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарём.  Часто встречаются такие проблемы: речь детей бедная, ответы односложные; имеют ограниченный словарный запас;  они пассивны на уроках, что самым отрицательным образом сказывается на успешности  их обучения и на их речевом развитии.

      Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися курса родного языка: орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

     Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

         В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

     Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1.   Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением  новых для них слов  (словосочетаний),  значение  которых дети понимают неправильно или неточно.

2.    Она   может   преследовать   грамматические   цели:   усвоение   некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например,   родительный   падеж   существительных   множественного   числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

3.Словарные   упражнения   могут   проводиться   с   целью   обучения   детей орфоэпическому    произношению    слов    и,    прежде    всего,    соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.)

4.   Для   усвоения   правописания  слов   с   непроверяемыми   орфограммами необходимо проводить словарно орфографическую работу.

      Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

         Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное - это учить детей правильному и точному употреблению слова. Словарно - орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно - орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

                   На уроках учу детей пользоваться словарем. Использую следующие виды работы над словом по словарю:

1.  Найти слово в словаре;

2.   Определить место ударения в слове;

3.  Найти и выписать гласную, правописание которой следует запомнить;

4.  Доставить к слову вопрос, и определить к какой части речи относится выписанное слово. Затем учащиеся записывают слова различных грамматических категорий, которые могут быть употреблены с выписанным словом;

5.  Устно    составляют   словосочетания, предложения, небольшие рассказы.

       Также работаю методом  орфографического чтения:

1) Установление разницы в произношении и написании;

2) Решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?» (ученики пробуют подобрать проверочные слова — очень полезное задание для осознания общего способа действия);

3)   Запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;

4)    Подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;

5)    Определение   лексического   значения   однокоренных   слов.

Для предупреждения возможных ошибок обращаю внимание на единообразное написание всех однокоренных слов.

   На уроках использую такой алгоритм введения нового словарного слова:

1)  Активирую мышления учащихся, выявляю интерес к изучаемому слову

( с помощью ребуса)

2)  Осознаем   лексическое   значение  слова   (с   помощью   картинки, загадки);

3)  Проводим звуковой анализ слова (произносим — выделяем слоги — ставим ударение — интонируем все звуки);

 4) Рисуем зрительный образ слова.

      На этапе закрепления использую разнообразные приёмы с использованием тренажеров «Словарные слова», «Словарные слова с пропуском букв». При этом  группирую  по тематическому принципу (птицы, инструменты, мебель, школа и т.д.), по алфавиту.

                       Составляю индивидуальные задания      по использованию орфографического тренажера;

•зрительный диктант по тренажеру— «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать их по памяти;

•картинный диктант с использованием презентаций — учитель молча показывает слайд с изображением предмета, название которого включено в группу словарных слов, ученики записывают слова в тетрадях;

•диктант «Самоконтроль» или  «Проверяю себя».

    Так над одной группой слов работаем неделю.

   Но работа с этими (знакомыми детям) словами не прекращается. Всегда предлагаю  детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений использую  пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.

    При работе над словами с трудным написанием, все  словарные слова ввожу единым потоком. Потом на каждом уроке прорабатываем группу слов.

 Предлагаю такие виды работ:

выписывание слов с мягкими и твердыми согласными;

 составление чайнворда;

запись по количеству слогов;

составление игры «Выпали гласные»;

создание «Волшебных домиков»;

 подбор слов к схеме;

составление ступенек;

 письмо словарных диктантов в парах и другие виды работ.

      Сильным ученикам даю дополнительные задания:

 составить сказку с использованием данных слов;

приготовить карточки для работы над ошибками для слабых учащихся;

провести диктант для слабых учащихся.

   Перед диктантом готовим черновики.  Лист тетради делим на три части:

1столбик: умею писать;

 2столбик: не знаю;

3 столбик сомневаюсь.

 Ученики диктуют друг другу словарные слова, распределяют их в три столбика. Затем проверяют правильность написания по словарю; ставится оценка самими учащимися. С каждым разом слов во втором и третьем столбике становится меньше. Это повышает мотивацию детей.               

    В работе использую такой объём словарных диктантов (по четвертям):

II        класс — 4-6-6-8 слов;

III класс — 8-8-10-10 слов;

VI класс — 10-10-12-12слов.

   Используемые виды работ  помогают в течение короткого времени запомнить и  правильно употреблять слова с непроверяемыми согласными в корне. Эта работа помогает расширить словарный запас детей, предупредить

ошибки в диктантах.  

   Работая над развитием речи делаю выводы. Ищу рациональные приемы решения возникших проблем. Продумываю методы их решения. Не всегда все получается. Но я не отчаиваюсь. Ведь я работаю, нарабатываю опыт. В дальнейшем хочу совершенствовать методы преподавания, уделять большее внимание работе с сильными учениками, индивидуальной работе с учащимися.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Выступление на ШМО "Формирование у детей интереса к работе со словарными словами"

Выступление на ШМО "Формирование у детей интереса к работе со словарными словами"...

Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами» 26.12.2013г.

"Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами"...

Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка» 25.12.2014г.

"Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка"...

Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.

Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....