Главные вкладки

    Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Лепка". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Нина Леонидовна Захарина

    Рабочая программа "Лепка" для детей с ОВЗ 1 класс соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ для детей с ОВЗ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhka_lepka.docx36.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    Ковернинского муниципального района Нижегородской области

    «Скоробогатовская средняя школа»

    Принято на педсовете                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

    приказом по школе от  

    О.В.Кострова, директор школы

    Дополнительная общеобразовательная программа

    «Лепка»

    Возраст детей::8 лет

    Срок реализации: 1 год

    Составитель:

    Захарина Нина Леонидовна,

    педагог дополнительного образования          

    д. Сухоноска

    2016 год

    Пояснительная записка

           1. Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся  с ОВЗ.

            Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ОВЗ на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

    Необходимо научить ребёнка видеть прекрасное в простом, тогда у него появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного.  И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

          Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

         Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

    2.Направленность программы:   художественная

    3.Новизна дополнительной общеобразовательной программы  «Лепка» заключается в  том, что она  обеспечивает благоприятные  условия  для социального и  культурного самоопределения детей с ОВЗ и отвечает потребностям детей, родителей, общества.

    4.Актуальность предлагаемой программы определяется возможностью вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления  здоровья, преодоления комплекса неполноценности.

    Она даёт возможность каждому ребенку реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства                                                                                           и возможность общения и творческой деятельности,  развивает  коммуникативные навыки.

    5.Педагогическая целесообразность данной программы определяется применением разработок современных педагогов  при работе с детьми с ОВЗ с учётом индивидуальных особенностей таких детей: доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы.

    6.Цель программы:

    всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей с ОВЗ в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.

    7.Задачи программы:

    Обучающие:

    - знакомить с основными видами лепки;

    - формировать умения следовать устным инструкциям;          

    - формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;

    - создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.

    Развивающие:

    - развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

    - развивать конструктивное мышление и сообразительность;

    - формировать эстетический и художественный вкус.

    - развивать  способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

    Воспитательные:

    - вызвать  интерес к декоративно-прикладному искусству.

    - формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

    - совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

    Отличительной особенностью данной программы   является лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:

    1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

    2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия.

    3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий.

    4. Контроль исполняемого учащимся с ОВЗ действия.

    8.Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы  «Лепка» для детей с ОВЗ – 8 лет

    9.Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы  «Лепка» для детей с ОВЗ

    Программа составлена на 1 год обучения, для детей 8 лет с ОВЗ.

    Работа организована по заявлению опекуна.

    10.Форма и режим занятий 

    Форма занятий  индивидуальная.  

    Основной вид занятий – практический.

    Проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 35 минут.

    34 занятия в год.

    11.Ожидаемые  результаты и способы определения их результативности

    Предметные результаты

    Знать:

    -правила организации рабочего места;

    -правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.

    -названия и назначение инструментов;

    -названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

     -исходные формы  изделий;

     -последовательность технологических операций.

    -культуру поведения и труда.

    -правильно организовать рабочее место;

    -пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

    - соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

    -выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;

    -правильно использовать приемы доработки исходных форм;

    -использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;

    -пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;

    -самостоятельно выполнять несложное изделие;

    -оформлять готовое изделие;

    Личностными результатами изучения дополнительной общеобразовательной программы  «Лепка» для детей с ОВЗ являются:

    - развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимания, воображение, речь)

    - формирование личностных качеств: трудолюбия, терпения, аккуратности, усидчивости.

    Метопредметные результаты

    Коммуникативные УУД:

    - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

    - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

    - участвовать в обсуждении учебной проблемы.

    Регулятивные УУД:

    - организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

    - осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

    - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

    - в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

    Познавательные УУД:

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    -  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

    Способами определения результативности успешности овладения содержания программы являются следующие методы:

    педагогический мониторинг (наблюдение, опрос).

    мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка, оформление фотоотчёта).

    Виды контроля

    Время проведения

    Цель проведения

    Формы контроля

    Начало учебного года

    Определение уровня развития,  способностей

    Беседа, опрос

    В течение учебного года

    Определение степени усвоения материала и готовности к восприятию нового материала

    Педагогическое наблюдение, опрос

    По окончании изучения темы

    Определение степени усвоения материала

    Педагогическое наблюдение, опрос

    В конце учебного года

    Определение уровня развития детей

    Педагогическое наблюдение, опрос, фотоотчёт

    Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы  «Лепка» для детей с ОВЗ являются  самостоятельные работы репродуктивного характера, защита творческих работ.

    Диагностика результативности

    Методика Н. И. Гуткиной "Домик".

    Задания А. Л. Венгера "Дорисуй мышкам хвосты" и "Нарисуй ручки для зонтиков".

    Методика  Д. Б. Эльконина - А. Л. Венгера: графический диктант и "образец и правило".

    Методика А. Л. Венгера "Лабиринт"

    Учебный план

    п/п

    Наименование темы

    Количество часов

    Форма аттестации/контроля

    Всего часов

    Теория

    Практика

    1

    Вводный блок

    1

    0,5

    0,5

    Педагогическое наблюдение

    2

    Выполнение изделий самых простых объёмных форм

    3

    1,5

    1,5

    Опрос

    3

    Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм.

    15

    7,5

    7,5

    Педагогическое наблюдение

    Опрос

    4

    Выполнение сложных изделий

    14

    7

    7

    Педагогическое наблюдение

    Опрос

    Итого:

    33

    Содержание учебного плана

    Вводный блок(1час)

    Теория. Инструменты и материалы.

    Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.

    Материал — пластилин.

    Выполнение изделий самых простых объёмных форм (3 часа)

    Теория. Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.

    Практика

    2. Изделие «Неваляшка».

    3. Изделие -дерево.

    4. Изделие-пирамидка.

    Выполнение более сложных изделий.

    Доработка исходных форм (15 часов)

    Тема: « Урожай»

    Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

    Практика

    5. Изделия «Апельсин», и «Лимон»

    6. Изделия «Вишня» и «Виноград»

    7. Изделие «Корзина». Композиция

    Тема: «Большой праздник»

    Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

    Практика

    8. Изделия «Торт»

    9. Изделия « Пирог

    Тема: « Дары леса»

    Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

    Практика

    10. Изделия «Подосиновик» и «Травка»

    11. Изделия «Мухомор» и «Лисичка».   Композиция по теме

    Тема: «Подарок маме»

    Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

    Практика

    12. Изделия «Ваза» и

    « Нарцисс»

    13. Изделия «Тюльпан» и  «Кувшинка». Композиция по теме.

    Тема: «С новым годом!»

    Практика

    14. Изделие «Снеговик»

    15. Изделие «Ёлочка пушистая»

    16. Изделие «Снегурочка»

    17. Изделие Дед Мороз». Композиция по теме.

    Тема: «Кто на листике живёт?»

    Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

    Практика

    18. Изделия «Гусеница» и Сороконожка»

    19. Изделия «Улитка» и  «Бабочка»

    4.Выполнение сложных изделий (14 часов)

    Тема: «Озеро»

    Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

    Практика

    20. Изделия «Утка» и «Гусь».

    21. Изделие «Лебедь» и  «Улитки».

    Тема: « Пасха»

    Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

    Практика

    22. Изделие «Кулич»

    23. Изделие «Яйцо»

    Композиция по теме.

    Тема: « Птичий двор»

    Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

    Практика

    24. Изделие «Курица с цыплятами»

    25. Изделия «Петушок» и  «Индюк».

    Композиция по теме.

    Тема: « Море»

    Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

    Практика

    26. Изделия «Морская звезда» и  «Осьминог».

    27. Изделия «Рыбка» и Морской конёк». Композиция по теме.

    Тема: « Джунгли»

    Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

    Практика

    28. Изделие «Слон»

    29. Изделие «Черепаха»

    30. Изделие «Пальма». Композиция по теме

    Тема «Картина  из пластилина»

    Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

    Практика

    31. «Ночное небо»

    32. «Портрет»

    33.Экскурсия. Посещение выставки народного творчества

    Приложение 1

    Календарно-тематическое планирование

    Месяц

    Число

    Время

    проведения

    Форма

    занятия

    Кол-во

     часов

    Тема занятия

    Место проведения

    Форма контроля

    Вводный блок (1час)

    1

    сентябрь

    6

    13.45-14.30

    Беседа

    1

    Инструменты и материалы. Правила техники безопасности

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    Педагогическое наблюдение,

    Выполнение изделий самых простых объёмных форм (3 часа)

    2

    сентябрь

    13

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Неваляшка»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    3

    сентябрь

    20

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие

     «Дерево»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    4

    сентябрь

    27

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Пирамидка»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    Выполнение более сложных изделий.  Доработка исходных форм(15 часов)

    5

    октябрь

    4

    Беседа. Практическое занятие

    Изделия «Апельсин» и «Лимон»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    Педагогическое наблюдение

    6

    октябрь

    11

    Беседа. Практическое занятие

    Изделия «Вишня» и «Виноград»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    7

    октябрь

    18

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Корзина».

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    8

    октябрь

    25

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Торт»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    9

    ноябрь

    8

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Пирог»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    10

    ноябрь

    15

    Беседа. Практическое занятие

    Изделия «Подосиновик» и «Травка»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    11

    ноябрь

    22

    Беседа. Практическое занятие

    Изделия «Мухомор» и «Лисичка».  

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    12

    ноябрь

    29

    Беседа. Практическое занятие

    Изделия «Ваза» и « Нарцисс»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    13

    декабрь

    6

    Беседа. Практическое занятие

    Изделия «Тюльпан» и  «Кувшинка».

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    14

    декабрь

    13

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Снеговик»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    15

    декабрь

    20

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Ёлочка пушистая»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    16

    декабрь

    27

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Снегурочка»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    17

    январь

    9

    Беседа. Практическое занятие

    Изделия «Гусеница» и Сороконожка»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    18

    январь

    16

    Беседа. Практическое занятие

    Изделия «Улитка» и  «Бабочка»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    Выполнение сложных изделий (14 часов)

    19

    январь

    23

    Беседа. Практическое занятие

    Изделия «Утка» и «Гусь».

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    Педагогическое наблюдение

    Опрос

    20

    январь

    30

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Лебедь» и  «Улитки».

     Композиция по теме.

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    21

    февраль

    7

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Кулич»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    22

    февраль

    14

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Яйцо»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    23

    февраль

    21

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Курица с цыплятами»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    24

    февраль

    28

    Беседа. Практическое занятие

    Изделия «Петушок» и «Индюк».

    Композиция по теме.

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    25

    март

    7

    Беседа. Практическое занятие

    Изделия «Морская звезда» и  «Осьминог».

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    26

    март

    14

    Беседа. Практическое занятие

    Изделия «Рыбка» и Морской конёк». Коллективная работа. Композиция по теме.

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    27

    март

    21

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Слон»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    28

    март

    28

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Черепаха»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    29

    апрель

    4

    Беседа. Практическое занятие

    Изделие «Пальма».

    Коллективная работа. Композиция по теме.

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    30

    апрель

    11

    Беседа. Практическое занятие

    Картина «Ночное небо»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    31

    апрель

    18

    Беседа. Практическое занятие

    Картина «Портрет»

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    32

    апрель

    25

    Экскурсия

    Посещение выставки народного творчества

    МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

    каб.№38

    33

    май

    2

    33

    ИТОГО

    7.Список литературы

    1. Глазова М. «Я леплю из пластилина»

    2. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах»

    3. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Наш край" (ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование)

    Рабочая программа по краеведению в рамках внеурочной деятельности ФГОС, календарно-тематическое планирование "Край наш Тульский" 4 класс...

    Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс. Составитель Захарина Нина Леонидовна

    Олимпиадные задания по математике 4 класс могут использоваться на школьном этапе олимпиады школьников...

    Олимпиадные задания по математике 4 класс. Составитель Захарина Нина Леонидовна

    Предлагаемые олимпиадные задания по математике для учащихся 4 класса могут использоваться на школьном этапе олимпиад по любому УМК....

    Программа кружка "Росинка" 2-й год обучения. Составитель Захарина Нина Леонидовна

    Программа кружка "Росинка" 2 класс соответствует требованиям ФГОС НОО по составлению программ дополнительного образования....

    Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Весёлый карандаш"". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна

    Рабочая программа "Весёлый карандаш" 1 класс для детей с ОВЗ соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ....

    План работы ШМО учителей начальных классов. Составитель Захарина Нина Леонидовна.

    План работы ШМО учителей начальных классов содержит в себе цели и задачи, приоритетные направления работы, план работы заседаний ШМО учителей начальных классов....

    План ШМО учителей начальных классов. Составитель Захарина Нина Леонидовна.

    План ШМО учителей начальных классов содержит в себе цели и задачи работы на год, планирование заседаний ШМО, план работы на год....