РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
рабочая программа (2 класс) на тему

Ганжа Светлана Давыдовна

Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ  в соответствии с рекомендациями  программы курса «Я - исследователь» автор А.И. Савенкова.в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процессаи реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»

Учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в основной школе.

       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_issledovatel.docx44.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол № ___ от  ___ августа 20__ г.

«Утверждаю»

Приказ № ___ «___» ______  20__ г.

Директор МБОУ «СОШ № 2»

_______________В.А. Гавриленко

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Назарово Красноярского края

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Общеинтеллектуальное направление

ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

(А. И. Савенков. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников.-

Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Разработчик программы:

учитель начальных классов

Ганжа Светлана Давыдовна

Педагогический стаж -32год

Квалификационная категория –высшая

Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  • Общая характеристика учебного предмета
  • Описание места учебного предмета в учебном плане
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
  1. Содержание учебного предмета
  2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
  3. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
  4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ « СОШ № 2», в соответствии с рекомендациями  программы курса «Я - исследователь» автор А.И. Савенкова.в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процессаи реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»

Учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в основной школе.

       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д..

Цель курса - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Цель на 2 класс: - способствовать развитию у детей умений и навыков исследовательского поиска.

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

  • тренинг исследовательских способностей;
  • самостоятельная исследовательская практика;
  •  мониторинг исследовательской деятельности.

Задачи:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На реализацию программы курса «Я-исследователь» в федеральном базисном учебном плане предусмотрено во 2 классе 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На реализацию программы   в   учебном плане предусмотрено

Раздел

2 класс

3 класс

4 класс

Итого

Тренинг исследовательских способностей

16

10

10

36

Самостоятельная исследовательская практика

10

18

16

44

Мониторинг исследовательской деятельности

8

6

8

22

Итого

34

34

34

102

Тренинг исследовательских способностей        

Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных

научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

 

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).  Практические задания-  тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

 

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

 

Тема 4 «Эксперимент - познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов.  Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

 

Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

 

Тема 6 «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез.  Практические задания на анализ и синтез. 

Практические задания «Как делать обобщения».

 

Тема 7 «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

 

Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы».  Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

 

Тема 2 «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

 

Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

 

Тема 4 «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью

вопросов. Бывают ли вопросы глупыми.  Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

 

Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей».  Практическая работа «Выявление логической структуры текста».  Практические задания типа «Что сначала, что потом».

 

Тема 6 «Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

 

Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы.  Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

 

Тема 8 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.  Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

 

Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

 

                                                                                                   Самостоятельная исследовательская практика

Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

 

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я  -исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

 

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях.  Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

 

Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

 

Тема 5 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

 

                                                                              Мониторинг исследовательской деятельности

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

 

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления.  Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

 

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

 

Описание ценностных ориентиров содержания  учебного предмета

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности

3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО   КУРСА

Раздел курса

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Метапредметные

Личностные

Тренинг исследовательских способностей

16

Регулятивные

- принимает учебную задачу;

- планирует свои действия;

- адекватно воспринимает оценку учителя;

- различает способ и результат действия;

- вносит коррективы в свои действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполняет учебные действия в материале, речи, в уме;

- проявляет познавательную инициативу;

- самостоятельно находи варианты решения познавательной задачи.

освоит практику презентаций результатов собственных исследований,

Познавательные

- осуществляет поиск нужной информации;

- использует знаки, символы, модели, схемы;

- высказывается в устной и письменной формах;

- осуществляет анализ, синтез;

- даёт определение понятиям;

- классифицирует;

- наблюдает;

- проводит эксперименты;

- делает умозаключения и выводы;

- структурирует материал;

- готовит тексты собственных докладов;

- объясняет, - проводит сравнения;

- устанавливает аналогии, причинно-следственные связи;

- обобщает;

- ставит вопросы;

- выдвигает гипотезы;

- проводит наблюдения и эксперименты;

Коммуникативные

- допускает существование различных точек зрения;

- договаривается в общем решении;

- соблюдает корректность в высказываниях;

- осуществляет взаимный контроль;

- оказывает партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

проявляет положительное отношение к исследовательской деятельности, интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- оценивает успешность своей и коллективной исследовательской деятельности на основе предложенных критериев;

- проявляет устойчивый интерес к новым способам познания;

- способен к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Имеет личностные достижения

Самостоятельная исследовательская практика

10

Мониторинг исследовательской деятельности

8

Формы контроля

 участие в конкурсах исследовательских работ.Защита исследовательских работ,научно-исследовательская конференция

В качестве промежуточных и итоговых результатов: мини исследования, участие в групповых  и коллективных исследованиях .

        Оценка достижений планируемых результатов

Критерии оценки

  1. Качество оформления презентации

-        полнота и лаконичность раскрытия темы презентации

-        композиционная завершенность презентации (введение, основная часть, заключение)

-        наличие ссылок на источники информации (в т.ч. интернет-ресурсы)

-        целесообразность распределения содержания работы по слайдам

Оформление        

-        единство и  обоснованность дизайна всей презентации

-        уместность использования эффектов мультимедиа:

графики, анимации, видео, звука

-        качество навигации: наличие оглавления, кнопок перемещения по слайдам или гиперссылок

Грамотность        

-        отсутствие орфографических, пунктуационных , смысловых ошибок, ошибок и неточностей в понятийном аппарате исследования

-        наличие научного стиля изложения

2. Практическая значимость работы

-          актуальность и новизна                                                                                              

  -          логичность (последовательное изложение материала)

-        достоверность исследования и полученных результатов

Критерии защиты работы

1. Качество доклада

-        свободное владение материалом;

-         системность;

-         ясность формулировок;

-         краткость, чёткость.

2.  Личностные  качества   докладчика

-        уверенность, владение собой;

-         настойчивость в отстаивании своей точки зрения;

-         культура речи, поведения;

-         удержание внимания аудитории;

-        импровизационность, находчивость;

-         эмоциональная окрашенность речи.

3. Ответы на вопросы

-         адекватность ответов поставленным вопросам;

-         аргументированность;

-         полнота, убедительность;

-         содержательность, краткость.

4.  Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Дата

Тема урока

Деятельность учащихся

Виды контроля

Рубрикатор

1.

Научные исследования и наша жизнь

самостоятельно конструирует свои знания, ориентируется в информационном пространстве.

выставка

Презентация, тетради «Я-исследователь»

2.

Методы исследования

самостоятельно конструирует свои знания, ориентируется в информационном пространстве использует методы исследования

консультация

Условные знаки.

3.

Наблюдение и наблюдательность

самостоятельно ведет наблюдение и ориентируется в информационном пространстве.

доклад

4.

Эксперимент – познание в действии

Самостоятельно проводит эксперименты

выступление

Лук, вода,баночка, семена, земля, опилки.

5.

Гипотезы и провокационные идеи

Называет гипотезы

выступление

Презентация.

6.

Анализ и синтез

Анализирует, обобщает, делает выводы.

выступление

7.

Как давать определения понятиям

Находит, составляет, сравнивает.

доклад

Загадки.

8.

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

Планирует, моделирует, наблюдает и проводит эксперимент.

презентация

Алгоритм проведения эксперимента.

9.

Наблюдение и экспериментирование

Воспроизводит, наблюдает и проводит эксперимент.

доклад

10.

Основные логические операции

Работает по алгоритму, поясняет, формулирует.

выступление

Алгоритм.

11.

Гипотезы и способы их конструирования

Формулирует, поясняет, объясняет.

Выступление, презентация

Презентация.

12.

Искусство задавать вопросы

Строит и задает вопросы.

Выступление

Игра «задай вопрос»

Игра. Вопросы.

13.

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

Анализирует, находит, интерпретирует

Работа по инструкции

Инструкция .

14.

Ассоциации и аналогии

Называет, ориентируется в понятиях

ассоциация

Примеры ассоциаций.

15.

Суждения, умозаключения, вывод

Сравнивает, анализирует.

выступление

16.

Искусство делать сообщения

Осознает, делает сообщение.

доклад

17.

Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

Составляет план своего доклада.  Делает сообщение.

консультация

Презентация.

18.

Как выбрать тему собственного исследования

Анализирует, объясняет, отстаивает свою точку зрения.

консультация

19.

Как выбрать тему собственного мини-исследования

Мотивирует свой выбор, отстаивает свою точку зрения.

Анализирует и делает выводы.

Консультация, выставка

20

Индивидуальная работа проведению самостоятельных исследований

Обосновывает суждения, дает определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объясняет изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

консультация.Игра«Что произойдет, если...»).

Игра.

21.

Индивидуальная работа по планированию

самостоятельных исследований

Обосновывает суждения, дает определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объясняет изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

консультация, выступление,

Примеры исследовательских работ.

22.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Обосновывает суждения, дает определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объясняет изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

выступление, презентация

Примеры исследовательских работ.

23.

Коллективная игра-наблюдение

Владеет навыками организации и участия в коллективной деятельности, наблюдает.

Игра

Игра.

24.

Коллективная игра- исследование

Владеет навыками организации и участия в коллективной деятельности, исследует.

игра

Игра.

25.

Индивидуальная работа

по проведению самостоятельных исследований

Обосновывает суждения, дает определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объясняет изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

консультация, выставка, презентация.

Примеры исследовательских работ.

26.

Консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

Обосновывает суждения, приводит доказательства

консультация, доклад,

Примеры исследовательских работ.

27.

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

Обосновывает суждения, приводитдоказательстваОбъясняет

консультация, презентация,

Примеры исследовательских работ.

28.

Семинар

по защите исследовательских работ

Объясняет свой выбор, отстаивает свою точку зрения.

Анализирует  и делает выводы

выступление, презентация,

Презентация.

29.

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей

Слушает, оценивает.

Мини конференции

30

Обсуждение   процедур защит исследовательских работ в качестве зрителей

Объясняет, сравнивает.

Исследовательская работа.

Примеры исследовательских работ.

31.

Коллективная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

Мотивирует свой выбор, отстаивает свою точку зрения.

Анализирует  и делает выводы

Исследовательская работа.

32.

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

Работает по плану, алгоритму, офомлять работу, корректирует.

Исследовательская работа.

33.

Занятия со всей группой учащихся

Участвует  в защитах исследовательских работ в качестве зрителей

доклад

34

Мини-конференция Защита собственных исследований в классе

Выступает.

Исследовательская работа.

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Для учителя

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Для  обучающихся:

  1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  3. Интернет  - ресурсы
  4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина"Всё узнаю, всё смогу".Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС

        5.Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие  принадлежности:

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР по проектной технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь", 4-ый год реализации...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 1 класс.

Программа внеурочной деятельности в начальных классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - исследователь»

Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - исследователь»

Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора...