ПК 4.3
план-конспект урока (3 класс) на тему

Трапезникова Надежда Александровна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

(Е.Л. Мельникова)

Фрагмент урока окружающего мира в 3-м классе по теме «Принятие христианства при князе Владимире Святославиче», ОС «Школа 2100»

– Видели в нашем городе новую церковь? Кто знает, чье имя она носит?

– Новая церковь носит имя князя Владимира Красное Солнышко.

– Когда жил этот князь?

– Давно, тысячу лет назад.

– А люди помнят его до сих пор! Как вы думаете, почему помнят князя?

– Он был хорошим человеком или великим полководцем. (Житейское представление)

– Вот вам факты. Князь, говоря современным языком, нанял киллера, чтобы убить своего брата в борьбе за власть, был многоженцем и одобрял человеческие жертвоприношения (это по поводу хорошего человека). Теперь про великого полководца: во время одной битвы князь два дня просидел под мостом, потому что боялся попасть в плен.

– Что вы сказали сначала?

- Князь был хорошим человеком или великим полководцем.

– А что оказывается на самом деле?

– И человеком был плохим, и полководцем неважным. (Осознание противоречия)

– Какой же возникает вопрос?

– Почему помнят князя? (Вопрос)

Учитель фиксирует вопрос на доске.

        



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

(Н.Н. Светловская)

Фрагмент урока литературного чтения в 3-м классе по теме «В одном счастливом детстве», ОС «Школа 2100»

1 этап. Работа с текстом до чтения.

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)

- Отгадайте, о ком будем читать?

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

- Прочитайте ключевые слова.

- Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло)

- Проверим наши прогнозы.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

- Прочитайте текст про себя.

- А теперь прочитаем вслух по частям.

Вопросы по ходу чтения:

- Что делала белка? А волк? (1 часть)

– О чём стала просить белка? (2 часть)

- Отпустил волк? С каким условием?

- Как ответила белка на вопрос волка?

– Отчего же белки так веселы? (3 часть)

- Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова?

3 этап. Работа с текстом после чтения.

- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.)

- Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)

- Что узнали, прочитав текст? (Надо быть добрым)

- Кого осуждает автор?

1) Составим модель – описание героев басни. (Работа в группах)

1 группа – Белка. Какая она?

2 группа – Волк. Какой он?

- Проверим ваши работы. (На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?

- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? (О людях)

- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро)

2) Что же такое добро? (Работа в группах)

1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?

2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

- Из наших ответов выросло Дерево доброты. Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.

Добро - 1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.

2) Хорошее доброе дело.)

3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»

- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.

- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)