ПК 4.4
статья по теме

Глазырин Данил Михайлович

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_glazyrin_danil_43_gr.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(по материалам курсового исследования)

Глазырин Данил Михайлович

Научный  руководитель — Мухина И.Г., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин высшей квалификационной категории

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Поколение, которое сейчас учится, гораздо опытнее и умеет пользоваться информационно-компьютерными технологиями. Они сами могут создать сайты, если работа будет в группе. Во многих школах есть интерактивные доски, но учителя не умеют ими пользоваться и поэтому воспроизводят там слайды. Согласитесь, если бы учителя умели пользоваться интерактивными досками, то и детям было бы интересно, они бы очень быстро освоили эту технику и сами бы создавали презентации в специальных программах. Также развитие сегодняшних детей позволяет это, ведь многие дети могут дать фору учителям в знании ИКТ. Ребята будут учиться пользоваться теми или иными файлами на определенных уроках, создавать что-то новое сами с помощью или без помощи учителей.

Поэтому эта проблема столь важна сейчас. Нужно научить в первую очередь учителей пользоваться столь новой и интерактивной техникой, а потом внедрять в школы новое.

Новые ресурсы, доски, планшеты через которые ребята будут получать информацию. На планшетах или интерактивных досках можно выводить сказки и самим пытаться рисовать к ним иллюстрации. Поэтому стоит внедрять ИКТ в школах независимо от возраста ребят, которые там учатся. Эту проблему изучали: Б.С.Гершунский, В.Г.Житомирский, Ю.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Г.В. Рубина, Ю.А. Первин и др.[21]

 Каждый учитель желает сделать свой урок интересным, ярким, запоминающимся. Использование информационных технологий становится привычным явлением в образовании.

Новые технические средства обучения создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний, помогают творчески решать учебные задачи и, тем самым, повышают качество обучаемости. Использование новых технологий должно быть методически обосновано и целесообразно, а не следовать моде. Применять ИКТ следует в том случае, если они действительно обеспечат более высокий уровень образования по сравнению с другими технологиями. Благодаря использованию новых информационных технологий улучшается концентрация внимания детей, развивается мышление, речь, лучше усваивается учебный материал. Школьники принимают активное участие в уроке, постоянно ищут новые источники информации. Ученик сам открывает путь к усвоению знаний, а учитель является помощником. На основании актуальности проблемы нами была сформулирована тема курсового исследования: «Эффективность использования ИКТ в процессе обучения младших школьников».

Целью нашей работы являлось на основе психолого-педагогической и методической литературы выявить эффективность ИКТ.

При работе над темой были определенны задачи исследования.

  • изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
  • раскрыть сущность понятий «ИКТ», «мультимедиа», «эффективность»;
  • рассмотреть использование ИКТ технологий в процессе обучения младших школьников;
  • выявить эффективность ИКТ в формировании УУД младших школьников;
  • обобщить и представить в тексте курсовой работы результаты теоретического исследования.

В ходе исследования были использованы следующие методы.

  • изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
  • классификация и систематизация материала;
  • обобщение переводного педагогического опыта.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты особенностей использования ИКТ в процессе обучения младших школьников.  Учитель должен учиться внедрять современные ИКТ технологии в учебный процесс, но так, чтобы учащиеся не подвергались ухудшению здоровья, после работы за компьютером или просто смотря на экран. А чтобы они не уставали, нужно проводить различные зарядки для глаз, физкультминутки.

Поэтому в 1 главе рассмотрены все виды ИКТ технологий и как они могут использоваться в учебном процессе.

На основе изученной литературы, анализа и обобщения мы можем сделать следующие выводы:

ИКТ - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Основными видами применения ИКТ являются:

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
  • развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
  • формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);
  • развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);
  • формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).
  • Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
  • Подготовка специалистов в области информационных технологий;
  • Подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

Необходимо обязательно учитывать условия применения компьютерных технологий.

Данные условия представлены в основном:

  • логикой построения урока;
  • методами изложения материала;
  • конкретными методическими приемами предъявления информации;
  • системностью использования ИКТ;
  • наличием и умением отбирать необходимые электронные издания (интерактивные пособия), исходя из целей и задач обучения.

ИКТ влияет на здоровье школьника, поэтому необходимо выявить возможность негативного влияния на психику ребенка неестественных, иллюзорных впечатлений от виртуальных миров и информационного взаимодействия в условиях использования технологий мультимедиа и телекоммуникации.[12]

Во второй главе, мы изучили формирование УУД с помощью ИКТ, а также использование ИКТ для развития творческой индивидуальности в учебном процессе. Следовательно, развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее. Использование ИКТ даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. [15]

Информационные коммуникационные технологии поддерживают широкий диапазон методических и организационно-педагогических нововведений: работу в группах сотрудничества, проектную работу, альтернативные методы оценки достижений учащихся т.д. Эти нововведения дают существенно более заметный эффект в развитии творческой индивидуальности личности школьника. [7]

В этой курсовой работе затрагиваются главные аспекты эффективности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Работа была направленна на изучение методов и подходов использования ИКТ в учебном процессе так, чтобы эти технологии не наносили вред учащимся.

Цели и задачи, поставленные в данной работе, были нами достигнуты.

Мы планировали изучить, как же дается в учебниках, журналах, статьях и электронных ресурсах понятие ИКТ, его использование в учебном процессе, не влияя на здоровье учащихся.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. 

Мультимедиа – технология представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности школьников и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления.

Русский педагог Константин Ушинский писал: «Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово»

        В условиях выпускного квалификационного исследования в 2016-2017 учебном году мы планируем создать комплект технологических карт по определенным темам учебника окружающего мира под ред. Плешакова. А.А и на электронном носителе дать методические рекомендации по использованию материала комплекта технологических карт на уроке окружающего мира в 3 классе начальной школы.

Список использованной литературы

  1. Коджаспирова Г.М,Технические средства обучения и методика их обучения[Текст]/Г.М. Коджаспирова.-М.:Просвящение, 2001.-256с.
  2. Кушнир А,Школьные технологии[Текст]:научно-практический журнал/А.Кушнир//Народное образование.-2010№1.-с.118-120.
  3. Трайнев В.А,ИКТ педагогические технологии[Текст]/В.А. Трайнев,И.В.Трайнев.-М.:Издательско-торговая коррпорация «Дашков и К»,2007.-280с.
  4. О детстве [Электронный ресурс]:портал для детей, родителей и учителей. Режим доступа: http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/12121.html 28.11.15
  5. Предис.ру[Электронный ресурс]:для студента, для учащегося. Режим доступа: http://predis.ru/dlya-studenta/informatcionnokommunikatcionnye-tekhnologiiinstrumentarii-universalnykh-uchebnykh-deistvii/ 28.11.15