ПК 4.3
методическая разработка на тему

Шакирова Нина Степановна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_obucheniya.doc42.5 КБ
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.pptx589.06 КБ
Microsoft Office document icon v.bianki_myshonok_pik.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название технологии

Тема

Фрагмент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Сообщение темы с мотивирующими приёмами

«Окна в окружающий мир»

  1. У зверушки – на макушке, а к нас ниже глаз. (уши)
  2. Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит. (глаза)
  3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы? (кожа)
  4.  Между двух светил в середине я один. (нос)
  5. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

к

у

о

я

х

ж

з

о

р

г

а

н

ы

л

о

к

а

с

з

а

Разгадывать кроссворд

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Подводящий к теме диалог.

«Окна в окружающий мир»

Для того, чтобы определить тему урока, я предлагаю вам поиграть. Разделитесь на три команды. Перед вами игровое поле, разделенное на три части и карточки. Прочитайте утверждения и определите в нужную часть.

Нет

Иногда

Да

  1. В темноте зрачок  расширяется, чтобы пропустить в глаз побольше света, а при ярком сужается.
  2. Наши глаза устроены как фотоаппарат.
  3. Спереди глаз защищен прозрачной роговицев.
  4. Глазное яблоко представляет собой шарообразную темную камеру.
  5. Каждый глаз видит предмет немного по-своему, чем ближе предмет, тем более заметна разница.
  6. Человеческий глаз не видит предмет сразу.

Давайте же проверим, какая группа оказалась права.

Какое слово часто встречалось в вопросах?

Предположите, какая тема урока?

   

1        2             3

Да      нет        да

Да     да           нет

Нет    да          нет

Нет   нет         нет

Да    иногда    нет

Нет   нет         да

Подводят итоги

Глаза

Глаза – орган зрения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология продуктивного чтения»

Слайд 2

Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст

Слайд 3

Технология продуктивного чтения ( формирование правильного типа читательской деятельности) Учит: умению вычитывать все виды текстовой информации( фактуальную , концептуальную, подтекстовую ); самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения, после чтения . Главными приемами анализа текста в этой технологии являются диалог с автором и комментированное чтение.

Слайд 4

Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации Фактуальная ( о чем в тексте сообщается в явном виде) Концептуальная (основная идея текста, его главные смыслы) Подтекстовая (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

Слайд 5

Сравнительная характеристика традиционного и продуктивного чтения Традиционное чтение Продуктивное чтение до чтения Учитель готовит к восприятию текста, например: « Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о …» Ученики прогнозируют содержание текста: « Предположите , о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению. во время чтения Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают « Читаем и ведём диалог с автором : задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация. после чтения Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя Беседуем и уточняем позицию автора.

Слайд 6

1-й этап. Работа с текстом до чтения Цель : прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по: названию имени автора иллюстрациям (перед текстом) выделенным словам (просмотровое чтение) - привлекая предшествующий читательский опыт ↓ мотивирование чтения

Слайд 7

Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.) ПРИЕМ: диалог с автором Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл) Прогнозировать О тветы на эти вопросы П роверять свои прогнозы, по ходу чтения ↓ интерпретация текста 2-й этап. Работа с текстом во время чтения

Слайд 8

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. - Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов ↓ корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом 3-й этап. Работа с текстом после чтения

Слайд 9

Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) Интеллектуальные – извлекать информацию из текста Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения Организационные – умение работать по плану (алгоритму) Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности?

Слайд 10

Личностные результаты оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам Средство достижения –тексты произведений, вопросы и задания к ним, диалоги героев.

Слайд 11

Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Средство формирования регулятивных УУД – технология продуктивного чтения

Слайд 12

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты Средство формирования – тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.

Слайд 13

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средство формирования- технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах .

Слайд 14

Предметные результаты: воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; осмысленно , правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; подробно пересказывать текст; составлять устный рассказ по картинке; заучивать наизусть небольшие стихотворения; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; различать рассказ и стихотворение.

Слайд 15

Технология продуктивного чтения может использоваться в любой образовательной системе Технология продуктивного чтения - ключ к успеху и творчес т ву!



Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения

Тема: В. БИАНКИ "МЫШОНОК ПИК"

Цель деятельности учителя: Ознакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки, проанализировать рассказ "Мышонок  Пик"

Планируемые результаты:

предметные: знакомиться с творчеством В.Бианки; учиться прогнозировать содержание  произведения; видеть и понимать поступки героев; определять жанр произведения;

личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание; выбирать виды деятельности на уроке; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие  его поступки, описывающие характер; придумывать свои рассказы о животных;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвящение», 2013. – 223 с., презентация        

Этап урока. Методы и приемы.

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Мотивационный этап.

Словесный метод (слово учителя)

Словесно-наглядный (рассматривание презентации).

Практический (чтение учащихся)

2

- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Желаю всем хорошего настроения на весь день.

- Давайте настроимся на урок и проведём небольшую речевую разминку. Посмотрите на слайд№1

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше,

Несли по два гроша. Что это? (скороговорка).

 Прочитаем её медленно хором, прочитаем побыстрее, прочитаем быстро с разной интонацией: весело, грустно, с восхищением, с удивлением, тихо).

  Ребята, а кто знает, что такое грош? (грош – старинна монета стоимостью в 2 копейки).

- А теперь прочитаем в парах, дружно. Молодцы. Немного размялись.

Приветствовать;

Читать скороговорку хором;

Объяснять значение слова;

Читать в парах;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

2.

Постановка учебной задачи.

Словесный (слово учителя, учебный диалог)

Практический (составление алгоритма орфограммы на бумаге)

Словесный (учебный диалог, ответы на вопросы)

Наглядный (работа с презентацией)

6

- Ребята, посмотрите на слайд№2. Прочитайте пословицы и объясните их значение.

1.Не велика мышка, да зубок остер.

2. Сытая мышь и муки не ест.  

- Ребята, а что вы знаете о мышах?

- А сейчас давайте расшифруем имя писателя (слайд№3), с творчеством которого мы сегодня познакомимся.

ВИбиТАанЛИкиЙ (Виталий Бианки).

- Хорошо, откройте учебники и посмотрите, с каким произведением мы сегодня познакомимся. Какова тема нашего урока?  (Мышонок Пик). Кто автор этого произведения?

- Рассмотрите иллюстрацию к произведению, как вы думаете, о чём оно?

- Какие цели мы можем поставить на урок? (познакомиться с творчеством В. Бианки; прочитать произведение и проанализировать его;) Хорошо.

Объяснять смысл пословиц;

Разгадывать ребус;

Определять тему;

Высказывать свои предположения;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

П: определение темы и целей урока.

3.

Решение частных задач.

Словесно-наглядный (работа с учебником, чтение учащихся)

3

- Ребята, а кто-нибудь слышал о таком писателе как Виталий Бианки? Читали его произведения;

- Послушайте немного о его жизни и творчестве.

Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) родился в семье ученого-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций Зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Герои Бианки живут своей обычной «природной» жизнью, но при этом говорят человечьим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы.

Отвечать на вопросы;

Слушать;


П: расширение общего кругозора учащихся;

4.

Физ.минутка

2

Сейчас встаём, нужно немного размяться для следующей работы. Давайте с вами немного потанцуем.

Выполняют двигательные упражнения

Р: контроль за выполнением упражнений.

Л: самоопределение.

5.

Решение частных задач.

Творческая работа в группах.

Словесный (беседа, слово учителя)

Практический (работа в группах, составление пословиц)

Наглядный (использование опорной схемы, рассматривание картин)

Словесный (монологические высказывания учеников)

8

15

Словарная работа

Ребята, сейчас посмотрите на слайд, давайте прочитаем эти слова с ударение и объясним их значение:

Рубнул – ударил ножом, срубил.

Порскнуть – броситься врассыпную.

Извести – уничтожить, убить.

Наладить парус – сделать, поставить парус.

Долблёное судёнышко – выдолбленное из целого куска дерева.

- Ребята, прочитайте название первой главы. («Как мышонок Пик попал в мореплаватели») Кто герой произведения? (мышонок) Как вы думаете, как автор относится к нему? (наверное, автор любит его, потому что называет его ласково.

- Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели?  

- Итак, давайте прочитаем первую главу по цепочке, следите и слушайте внимательно.

- Ребята, как мышонок попал в мореплаватели? (на корабле)

- Почему мышонок получил такое прозвище? (т.к. пищал).

- Из чего ребята делали кораблики? (из толстых кусков сосновой коры и тряпочек). Хорошо.

- Посмотрите название 2 главы? («Кораблекрушение»).

- Не стало ли страшно вам за мышонка? Как вы думаете, что может с ним случиться?  А сейчас мы узнаем это, прочитав вторую главу. Я начну, а вы продолжите, следите и будьте внимательны.

- Итак, ребята, что приключилось с маленьким мышонком?

- Сколько было мышонку от роду? (2 недели).

- Кто первым заметил Пика? (чайки). Что они делали?

- Кто ещё охотился за беззащитным мышонком? (щука).

- Кто же спас от смерти Пика? (птица рыболов-скопа). Как она это сделала? (он сложил крылья, ринулся вниз, упал в реку и краешком крыло задел судёнышко, оно перевернулось).

- Что же дальше произошло с мышонком Пиком? (он добрался до берега, выскочил на песок и ринулся в кусты). Что вы испытывали во время чтения этой главы? Хорошо.

- Сейчас мы с вами прочитаем ещё одну главу. Как она называется? (страшная ночь). Как вы думаете, о чём пойдет речь?

- Я начну читать, а вы продолжите.  

- Как высушил себя мышонок Пик? (вылизал язычком) Чем он питался, чтобы не умереть от голода? (стеблями растений)

- С кем встретился мышонок? (с лягушонком).

- Что случилось с лягушонком? (его съела змея).

- Где провел оставшуюся ночь мышонок Пик? (на ветке куста, высоко над землёй).

Отвечать на вопросы;

Высказывать свои предположения;

Читать;

Отвечать на вопросы по содержанию;

Читать по цепочке;

Анализировать содержание;

П:построение логической цепи рассуждений, доказательств;

определение основной и второстепенной информации;

обобщение содержания каждой части для озаглавливания;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

выполнение действий по алгоритму;

структурирование знаний.

К: выражение своего мнения с достаточной полнотой и точностью.

6.

Рефлексия

Словесный (слово учителя, беседа)

Наглядный (рассматривание презентации)

2

Давайте подведем итоги нашего урока.

Какой была тема сегодняшнего урока?

Мы добились поставленных целей?

Что понравилось на уроке? Что не понравилось?

Анализируют результаты урока, сопоставляя их с целями.

Оценивают свои достижения на уроке.

Л: самооценка;

адекватное понимание причин успеха\неуспеха.

П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

7.

Домашнее задание.

2

- Ребята, читать продолжим на следующем уроке. С каким произведением мы познакомились? Кто его автор? Понравилось ли тебе это произведение? Что бы вам хотелось сделать после этого урока? Дома прочитайте ещё раз первые 3 главы, подготовьте краткий пересказ.

Записывают ДЗ.