ПК 4.4.
статья по теме

Абсалямова Линара Рафилевна

Предварительный просмотр:

          Министерство образования и науки Челябинской области

               ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано                                                                             Утверждено

Заместитель директора по УВР                                Директор: Энгельман М.А.

Программа по внеурочной деятельности

«Бисероплетение»

     

Направление: художественно – эстетическое                  Работу выполнили

Возраст: 8-10 лет                                                                 студенты 33 группы

Срок реализации программы: 1 год – 36 часов                Перчаткина Наталья,

                                                                                               Абсалямова Линара

                                           Г. Челябинск, 2016 год.

                                               Содержание.

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3

- актуальность выбранной программы;

- цели программы;

- задачи программы;

- особенности реализации программы

2. Учебно-тематическое планирование………………………………………5

3. . Содержание программы…………………………………………………..6

4. Методическое обеспечение образовательной программы «Бисероплетение»…………………………………………………………….12

     5 Планируемые результаты освоения учениками программы внеурочной ………………………………………………...…………………………………..15

     6. Мониторинговая карта результатов освоения программы……………...18

     7. Список литературы………………………………………………………...21

                                           Пояснительная записка.

Деятельность кружка «Бисероплетение» по сути является формой дополнительного обучения младших школьников. Направление кружка художественно – эстетическое. Актуальность данной программы является ее практическая значимость: т.е поделки из бисера становятся женскими украшениями, а так же украшениями для уюта дома, либо других помещений. Актуальностью является так же то, что занятия бисероплетением способствует развитию мелкой моторики, интересом и потребностью в художественном творчестве. Оригинальность авторского замысла, художественный вкус, мастерство исполнения и максимальное раскрытие свойств художественного материала – цветового богатства, разнообразие форм как отдельных бисерин, так и всего изделия в целом – это все отличительные черты любого художественного изделия из бисера.

Содержание программы расширяет представления учащихся о цветоведении, композиции, знакомит с историей бисероплетения, технологией изготовления поделок из бисера, развивает эстетический вкус и чувство гармонии.

Одни из основных задач развития младших школьников являются раскрытие индивидуальных способностей в художественном творчестве; развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции. Развитие навыков общения со сверстниками. Так же приобщение того, чтобы дети адекватно оценивали результаты своей деятельности. Педагогическая целенаправленность образовательной программы заключена в том, чтобы у младших школьников формировались чувства ответственности в исполнении своей роли в коллективном процессе, с другой стороны, и формирование самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных техник бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером) при выполнении индивидуальных изделий.

Бисероплетение неразрывно связано с цветовосприятием, композициями и гармониями, поэтому обучение развивает эстетическое восприятие.

Когда дети прикасаются к миру красоты у них возникают положительные эмоции, ощущение радости. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которое непосредственно связано с развитием речи и умственным развитием в целом. Развивается ассоциативное мышление, так как при создании изделия из бисера необходимо уметь понимать различные схемы. Бисероплетение учит ребенка создавать вещи своими руками, формирует трудовые навыки. Так же дает первоначальную профессиональную информацию.

Учитель может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения, то есть программа является вариативной.

Цель данного курса – это освоение технологии бисероплетения как средство развития творческого мышления.

Задачи:

- содействовать развитию способности извлекать информацию из различных источников;

- формировать у детей умения и навыки практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции;

- обучать технологии изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов, рационально использовать рабочее время и материалы;

- воспитывать самостоятельность, ответственность, трудолюбие и уважение к труду других; культуру общения в коллективе; культуру здорового образа жизни;

- развивать эстетический вкус, познавательный интерес к различным видам декоративно – прикладного искусства..

Особенности реализации программы.

Программа предназначена для младших школьников 8-10 лет.

Программа курса рассчитана на 1 год 36 часов ежегодно. Периодичность занятий 1 раз в неделю по часу. Продолжительность занятий составляет 45 минут. Особенности занятий по бисероплетению, требующие постоянного внимания и напряжения зрения, диктуют необходимость 5 – минутного перерыва каждые 15 минут.

Структура программы состоит из 2 образовательных блоков: теории и практики. На протяжении учебного года обучающие изучат – основы материаловедения, виды бисера, технике плетения, освоят навыки работы с инструментами.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта в области бисероплетения. То есть, практические задания способствуют развитию у детей умения создавать изделия по собственному замыслу.

Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном разделе программы, который завершается выполнением практического задания. Достижение планируемого результата обучения обеспечивается проведением взаимосвязанных теоретических, практических занятий; групповых и индивидуальных заданий, а так же организацией самостоятельной работы.

Способом проверки уровня реализации дополнительной образовательной программы «Бисероплетение» является метод наблюдения.

Формами подведения итогов реализуемой программы являются выставки работ различного уровня.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Формы организационной дея-ти уч-ся

Всего

Теорит.

Практ.

1.

Вводное занятие.

       1

1

-

-

2.

История бисера. Виды бисера.

Практическое занятие: изготовление фигурок животных

1

0.5

0.5

Индивидуальная форма работы.

Создание фигурок животных

3

Основные термины и приемы бисерного рукоделия

Практическое занятие: изготовление ажурных цепочек «Цепочка»

1

0.5

0.5

Индивидуальная форма работы.

Создание цепочки

4

Техника параллельного плетения и игольчатого плетения. Практическое занятие: изготовление цветка – «Ромашка»

1

0.5

0.5

Индивидуальная форма работы.

Создание цветка – ромашки

5

Плетение петель и круговое плетение. Практическое занятие: изготовление цветка – «Ирис»

1

0.5

0.5

Индивидуальная форма работы.

Создание цветка - ириса

6

Низание одной иглой. Практическое занятие: изготовление ажурной цепочки

1

0.5

0.5

Индивидуальная форма работы.

Создание ажурной цепочки

7

Низание двумя иглами. Практическое занятие: изготовление колье «Снежинка»

2

0.2

1.8

Индивидуальная форма работы.

Начинают выполнять колье «Снежинка»

8

Последовательное многорядное наложение. Практическое занятие: приплетение к ажурному полотну простой цепочки волан

1

-

1

Продолжение создания колье

9

Сплошное низание. Практическое занятие: приплетение сложносочиненной поперечной цепочки

1

-

1

-

10

Наложение низанием на длинную нить.

 Практическое занятие: многорядное наложение на длинную нить

1

1

-

11

Наложение низанием независимых элементов. Практическое занятие: изготовление подвески к ажурному полотну

1

1

Продолжение создания колье. Выполнение подвески

12

Практические занятия: изготовление ожерелий. Выставка работ.

5

5

Индивидуальная форма работы. Создание собственного ожерелья

13

Практическое занятие: изготовление объемного яблока

1

1

Индивидуальная форма работы.

Изготовление объемного яблока

14

Практическое занятие: изготовление объемного кота с наложением независимых элементов

1

1

Индивидуальная форма работы.

Создание объемного кота

15

Практическое занятие: изготовление объемных человечков с наложением независимых элементов

1

1

Индивидуальная форма работы.

Создание человечков

16

Изготовление острой симметричной детали.

Практическое занятие: «Осенняя листва»

1

1

Индивидуальная форма работы.

Создание панно «Осенняя листва»

17

Плотные детали с плотной осью симметрии. Практическое занятие: «Осеннее дерево»

1

1

Индивидуальная форма работы.

Создание осеннего дерева

18

Плотные несимметричные детали. Практическое занятие: «Елка»

1

1

Индивидуальная форма работы.

Создание ёлки

19

Сборка объемных деталей. Практическое занятие: «собака друг человека»

Создание объемной собаки

20

Практические занятия: «Дом мечты»

8

8

Индивидуальная форма работы.

Создание «дома – мечты»

Учебно – тематическое планирование.

                                                 

                                            Содержание занятий.

Вводное занятие. Знакомство воспитанников с целями, задачами и содержанием данной программы. Знакомство с кружками, посещение выставки творческих работ воспитанников.

 Введение в бисероплетение. 

1.1.История бисера. Виды современного бисера. Виды современных украшений из бисера. Материалы и инструменты. Требования к организации рабочего места. Техника изготовления изделий из бисера(техника параллельного плетения). Входная диагностика.

 Практическая работа. Изготовление фигурок животных.

1.2.Основные термины и приемы бисерного рукоделия. Рабочая нить. Низание. Фиксирующая и соединительная бисерина. Элементы плетения: простой ажурный, сложносочиненный, простой плотный. Приплетение. Заделка рабочей нити. Закрепление фурнитуры.

Практическая работа. Выполнение элементов декоративного украшения изученными приемами.

Техники изготовления изделий из бисера.

2.1. Техника параллельного плетения и игольчатое плетение. Понятие параллельное плетение и игольчатое плетение. Практическая работа. Изготовление простейших цветов с использованием обеих техник.

 2.2. Плетение петель и круговое плетение. Основные понятия. Практическая работа. Изготовление усложненных цветов с использованием техник.

2.3. Низание одной иглой. Основные элементы плетения ажурной цепочки. Практическая работа. Изготовление ажурной цепочки

2.4.-2.5. Низание двумя иглами. Основные элементы плетения ажурного полотна. Практическая работа. Изготовление ажурного полотна двумя иглами.

Способы наложения.

3.1. Последовательное многорядное наложение. Изделия из бисера, выполненные способом наложения. Основные элементы плетения. Практическая работа. Приплетение к ажурному полотну простой цепочки (волан).

3.2. Сплошное низание. Основные элементы плетения. Практическая работа. Приплетение к ажурному полотну сложносочиненной поперечной цепочки. 3.3. Наложение низанием на длинную нить. Основные элементы плетения. Практическая работа. Многорядное наложение на длинную нить.

3.4. Наложение низанием независимых элементов. Основные элементы плетения. Подвеска. Практическая работа. Приплетение подвесок к ажурному полотну.

 3.5.-3.10. Практические занятия. Изготовление ожерелий с использованием 2-3 способов наложения по выбору. Выставка работ.

Объемное плетение.

 4.1. Объемные фигурки. Основные элементы плетения. 9 Практическая работа. Изготовление простейших объемных фигурок.

4.2 Объемные фигурки с наложением низания независимых элементов. Основные элементы плетения. Практическая работа. Изготовление объемных фигурок с наложением независимых элементов.

 4.3. Объемные фигурки с наложением низания независимых элементов. Практическая работа. Изготовление объемных фигурок с наложением независимых элементов.

 4.4. Прием обтягивания нити. Плотные детали с двумя осями симметрии. Основные элементы плетения. Практическая работа. Изготовление плотной симметричной остроугольной детали.

4.5. Плотные детали с одной осью симметрии. Прием обтягивания нити. Основные элементы плетения. Практическая работа. Изготовление плотной детали с одной осью симметрии с уменьшением количества элементов плетения с одного края.

4.6. Плотные несимметричные детали. Прием обтягивания нити. Основные элементы плетения. Практическая работа. Низание объемных деталей с доплетением одного края.

 4.7. Сборка объемных деталей. Способы сшивания деталей: встык, внакладку и внахлест. Практическая работа. Изготовление бисерных композиций из объемных декоративных мотивов.

4.8-4.16. Практические занятия. Изготовление бисерных композиций из объемных декоративных мотивов. Выставка работ. Итоговое занятие. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Способность

Подготовленность

Значимость

Обладают способами заимствования информации из различных источников

(Интернет, схемы , литература по бисероплетению , фотографии и т.д

Познают источники информации

Осознают потребность поиска информации для свершения цели деятельности;

-показывают индивидуальность при работе с источниками информации , выполнении творческих работ

Обладают:

-знаниями планирования собственной деятельности;

-коммуникативными умениями;

-осуществляют правила техники безопасности при работе с инструментами

Умеют пользоваться правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами ;

Имеют понятия о правилах и способах полезного общения

Проявляют активную готовность к сотрудничеству , совместному творчеству

Реализовывают изделие из бисера с помощью различных техник плетения:

-игольчатого и кругового плетения;

-низания одной и двумя иглами ;

-объёмного плетения;

-обратного низания одной или двумя иглами;

-последовательного многорядного , сплошного , на длинную нить наложения;

-заглядывают в схемы бисерного рукоделия;

-соединяют построение с использованием изделий из бисера;

-вставляют независимые элементы к изделиям;

-выполняют приемы обтягивания нити;

-выполняют сборку объёмных деталей разными способами: встык, внакладку и внахлест;

-делают украшения из бисера в форме ажурных шнуров и жгутов с оформлением свободных концов декоративными узлами;

-выполняют обратное и последовательное многослойное наложение и многослойное лицевое наложение на шнуры и жгуты;

-выполняют приемы бисерного рукоделия:

изготавливают декоративные деревья  с использованием методов петельного и параллельного низания с включением дополнительных материалов;

-выполняют сборку объемных деталей разными способами: встык, внакладку и внахлест.

Имеют представление о:

-видах современных украшений из бисера;

-соответствие родственных и контрастных цветов;

-основных законах и средствах композиции;

-о месте и назначении декоративных жгутов и шнуров ;

-о декоративном оформлении предметов быта;

-технологии изготовления декоративных деревьев -Бонсаи.

Знают:
-виды бисера;

-материалы и инструменты ;

-требования к организации рабочего места;

-техники параллельного и объёмного плетения и низания ,способом наложения на объёмные изделия;

-технику плетения элементов жгутов и шнуров, наложения бисера на жгуты и шнуры;

-технику оформления ажурных шнуров и жгутов ;

-технику петельного и параллельного низания;

-виды швов;

-технику закрепления нити и ткани ;

- технологии вышивания бисером;

-виды техник работы с бисером: оплетение и приклеивание.

-технику петельного и параллельного низания , использования дополнительных материалов при изготовлении изделия из бисера.

Осознают необходимость:

-соблюдения техники безопасности;

-соблюдения требований к организации рабочего места;

-проявления усидчивости;

- проявляют художественный вкус;

-терпение;

-целеустремленность;

-видят эстетику использования изделий из бисера в интерьере;

-адекватно оценивают результаты своего труда;

-проявляют эстетический вкус при отборе дополнительных материалов для  изделий из бисера.

     Мониторинговая карта результатов освоения программы.

   

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные результаты: 
-формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир, в его органичности, единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий; 
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 
-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживающим чувством к другим людям; 
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций. 
Метапредметные результаты: 
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления; 
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по причинно-следственным связям, построения рассуждений, соотнесения и известным понятием; 
-овладение начальными сведениями о существовании и особенностях объектов, процессов и явлениях действительности. 
Предметные результаты:
-получение первоначального представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества о мире профессий и важности нравственного выбора профессии; 
-усвоение первоначального представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразовательной деятельности человека; 
-приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов: усвоение правил техники безопасности; 
-использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских технологий и организационных задач; 
-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, классификации и организации; 
-приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды, умение применить их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Прогнозируемый воспитательный результат: 
знают: 
- особенности бисероплетения, 
- приемы и способы соединения деталей в поделках из бисера, 
- основные приемы бисероплетения, 
- приемы использования подручных средств при работе с бисером, 
имеют представление о: 
- применении основных приемов бисероплетения, как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин, 
- оформлении изделия, 
- использовании при оформлении и изготовлении поделки подручные средства, 
- анализе готового изделия, 
- творческом подходе к выполнению работы. 
Прогнозируемый воспитательный эффект: 
- бережное отношение к своим изделиям, потребность сохранить их для других; 
-формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям; 
-мотивация интереса к традициям и ценностям; 
-формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям; 
-в отдаленной перспективе личный вклад в развитие школы Показатели отслеживаются тестом для детей и их родителей. 

Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров

Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера

Жукова О.Г. “Бисерное рукоделие”

Божко Л.А. “Бисер

Божко Л.А. “Бисер. Уроки мастерства”

Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна.

Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна.

Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия

Березовская Юлия. Бижутерия своими руками: базовые техники изготовления украшений

Коткова И.Н., Коткова А.С. Школа современного бисероплетения

 Шнуровозова Т.В. Цветы и фигурки из бисера

Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера

Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера

Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера

Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера

Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера

Фадеева Е.В. Простые поделки из бисера

Божко Л.А. “Бисер

Березовская Юлия. Бижутерия своими руками: базовые техники изготовления украшений

Гулидова О.В. Деревья из бисера

Виноградова Е.Г. Картины и панно из бисера.

Виноградова Е.Г. Украшения для девочек.

Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер.

Ляукина, М. В. Бисер

Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров

Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Март

Март

Апрель

Апрель

Апрель

Май

Май

Май

                                       

Список литературы.

1. Березовская Юлия. Бижутерия своими руками: базовые техники изготовления украшений – М.: Ридерз Дайджест, 2009. – 272 с.: ил.

2. Виноградова Е.Г. Картины и панно из бисера. – М.:АСТ;СПб.:Сова, 2008. – 32 с.: ил.

3. Виноградова Е.Г. Украшения для девочек. – М.:АСТ;СПб.:Сова, 2006. – 95,  с.: ил.

4. Виноградова Е.Г. Цветы из бисера. – М.:АСТ;СПб.:Сова, 2008. – 31, с.: ил.

5.  Гулидова О.В. Деревья из бисера. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 80 с.: ил.

6. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002

 7. Коткова И.Н., Коткова А.С. Школа современного бисероплетения.- СПб.:ИД «МиМ»,ТОО «Респекс»1999.-224с.:ил.

 8. Фадеева Е.В. Простые поделки из бисера. – 2-е изд. – М.: Айрисс- пресс, 2009. – 144 с.: цв. ил.

 9. Шнуровозова Т.В. Цветы и фигурки из бисера. – Ростов н/Д.: Владис, 2009. – 192 с.:ил

Основная литература:

1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.(Стандарты второго поколения) /Горский В.А.,Тимофеев В.А., Смирнов Д.В.и др. /Под ред. Горского В.А. - М.:Просвещение, 2011г.-111с.

2.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

Дополнительная литература:

1.Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

2.Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Метод.пособие. - СПб.: "Паритет", 2003.- 192с.

3.Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.

4.Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с. 

5.Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

6.Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

7.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

8.Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

9.Сборник авторских программ дополнительного образования детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.

10.Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

Интернет ресурсы

1.school-10-irbit.ru

2.orenklass.narod.ru

3.www.1september.ru

4.strana masterov.ru

5.mirsovetov.ru

6.Umelye Ruchki.ru

Список литературы для детей

Основная литература:

1.Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции / И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.

2.Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).

  • Дополнительная литература:

1.Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).

2. Божко Л.А. Бисер / Л.А.Божко. -М.: Просвещение, 2008 .-124 с.

3. Божко Л.А.  Бисер. Уроки мастерства / Л.А.Божко.- М.: Просвещение, 2008.-178с.

4. Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна / Ю.В. Гадаева.-М.: Просвещение, 2001.-64 с.

5. Жукова О.Г. Бисерное рукоделие/ О.Г.Жукова.-М.: Астрель:АСТ, 2005.-176 с.

6.Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., Ил. – (Город Мастеров).

7.Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).

Приложение к учебно тематическому планированию

Тест 1

1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...?

  • стеклярус; 
  • бисер;
  •  бусинка; 

2. К началу какого века в России начался настоящий бисерный бум?

  • 15;  
  • 17;
  • 19;  
  • 20;

3. России наибольшее развитие бисероплетение получило в...?

  • 18 веке;  
  • 13 веке; 
  • 14 веке; 
  • 16 веке;

4. Откуда привозили бисер в Россию?

  • из Ливии;  
  • из Египта;  
  • из Венеции и Богемии;  
  • из Англии; 

5. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить...?

  • Ломоносов;  
  • Менделеев;  
  • Толстой;  
  • Мессинг; 

6. В каком году М.В.Ломоносов создал первую фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла?

  • в 1700;  
  • в 1674;  
  • в 1854;  
  • в 1754;

7. Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити это...?

  • бусины;  
  • бисер;  
  • стеклярус; 

8. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине...?

  • 15 века;  
  • 16 века;  
  • 17 века;  
  • 18 века;

9. Самый необходимый материал для плетения бисером...?

  • игла;  
  • схема;  
  • нить;  
  • бисер; 

Тест 2

Задание:  Прочитайте и выбери и подчеркните  правильный ответ!

1:  Из чего изготавливают бисер?

- Бумага;

- Дерево;

- Стекло;

- Железо;

- Пластмасса;

- Пластилин;

- Керамические материалы;

- Ягода

2:  Какого вида бисера НЕ существует?

- Рубка (рубленный бисер);

- Резка (резанный бисер);

- Стеклярус

3:  Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму:

- Швейные нитки;

- Нитки мулине;

- Проволока

4:  Форма стекляруса:

- Круг;

- Трубочка;

- Звездочка

5:  Что еще  используют для плетения бисером вместо проволоки?

-  Трос;

-  Леску;

- Провод

6: Бисер применяют для:

- Украшения одежды;

- Игры маленьких детей

Тест 3

«История бисероплетения»

Задание:  Прочитайте и  подчеркните  правильный ответ!

1.Чем украшали себя люди в глубокой древности?

(кости и зубы животных; семена растений, камни)

2.Из какого материала изготавливают бисер?

   (стекло, камень)

3.От какого слова появилось название бисер?

(бусра или бусера – фальшивый жемчуг по-арабски)

4.Что везли финикийские купцы из Африки?

(природную соду, песок)

5.Что обнаружили на пляже поутру, разгребая золу, финикийские купцы?

(стекло, золото)

6. Назовите родину бисера  

По одной версии родиной бисера является древний Египет, по другой – Сирия).

7. Назовите техники работы на проволоке 

(«Параллельное плетение», «игольчатая» техника, «петельная» техника).



Предварительный просмотр:

Соотношение уровня самооценки и уровня притязания

Самооценка - оценка человеком своих собственный качеств, достоинств и умений. Уровень притязаний - степень трудности задач, которые человек ставит перед собой. Очевидно, что это вещи разные, хотя и взаимосвязанные. А если они взаимосвязаны, то как?

Как самооценка зависит от уровня притязаний

От уровня притязаний самооценка зависит, но не напрямую, а косвенно. Нельзя сказать, что высокий уровень притязаний поднимает самооценку, а низкий - опускает. Точнее говорить, что самооценка зависит от адекватности притязаний, от соответствия или не соответствия своему уровню притязаний.

Если девушка из провинции тяжело переживает, что на ее открытку с признанием в любви не откликнулся известный столичный актер, это говорит о ее завышенных, то есть неадекватных притязаниях: она предполагала, что известный столичный актер заинтересуется ею только по одной ее открытке.

С другой стороны, если автор этих строк займет последнее место в соревновании тяжелоатлетов на Олимпиаде, его самооценка сильно поднимется. Не потому, что он проиграл все состязания, а потому что просто оказаться с олимпийской сборной - уже честь и гордость. Наверное, такие притязания можно считать адекватными.

Как самооценка влияет на уровень притязаний

Уровень притязаний определенно зависит от (не)адекватности самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям.

В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

Зависит ли уровень притязаний от уровня самооценки? Зависит, но весьма сложным образом. Снижение уровня самооценки от высокого к среднему обычно снижает притязания человека, однако дальнейшее снижение самооценки может уровень притязаний неожиданно, парадоксальным образом поднять: возможно, человек ставит на самую высокую цель, чтобы то ли отыграть свои неудачи, то ли снизить разочарование от уже ожидаемой неудачи.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента:
- когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
- эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:
- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);
- имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);
- игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;
- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;
- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;
- экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;
- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;
- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;
- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;
- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);
- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);
- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
- имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:
- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
- остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;
- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;
- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;
- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;
- нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
- становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;
- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону.
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:
- познавательного, способствующего адекватности;
- защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.

"Соотношение самооценки и уровня притязаний подростков"

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский). Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии.  Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.

Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии .Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности.

Актуальность проблемы самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования.

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Поэтому, в этот трудный для подростка период важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Требуется перестраивать взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Эти отношения необходимо строить на основе личности подростка, так как оно даст возможность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей, и подскажет, что можно ожидать от него в будущем. Взрослые в результате такого изучения могут вполне обоснованно и правильно установить, в каком направлении надо вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого школьника, какие стороны и черты личности школьника надо укреплять, развивать, формировать. Главнейшая задача учителя – направить активность каждого подростка в нужном направлении, на познание других людей, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ СУБЪЕКТА СОЦИАЛИЗАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

 (по материалам курсового исследования)


Абсалямова Линара Рафилевна

Научный  руководитель — Посадских Л.С., преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы состоит в том, что в современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения требует разработку и использования принципиально новых подходов в образовательном процессе. В основе нового стандарта это системно - деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и состава российского общества.[1]

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования, выполнить задачи образования 21 века.

 В основе современного образования системно - деятельностный подход отражает  теоретические положения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, 

Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина,  В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этот системный подход разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.[2]

Обозначая социализацию как псхолого -педагогическую проблему, мы имеем в виду структуру социализации, ее взаимосвязи с воспитанием и самовоспитанием личности, пути, способы, организационные формы включения воспитанников в социальные отношения, педагогические условия, которые помогают ребенку познавать социальную действительность и проявлять первые признаки социальной активности.

В этом возрасте происходит ряд изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых к младшим школьникам современным обществом.

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка, поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире. По наблюдениям В.А.Сухомлинского, ошибки в поведении учителей приводят к отклонениям в поведении учеников. «У одних они приобретают характер взвинченности, у других – это мания несправедливых обид и преследований , у третьих – озлобленность, у четвертых – напускная беззаботность, у пятых – безучастность, у шестых – страх перед наказанием, у седьмых – кривлянье и паясничание». [2]

Перечисленные новообразования личности младших школьников являются открытыми для расширения и уточнения, и  представляют минимальный комплексный набор ориентиров для обеспечения социализации в условиях ФГОС.  В нашем исследовании важна ориентация на связь процесса социализации с воспитанием и самовоспитанием. Социализация   предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, сколько самостоятельное приобретение социального опыта и освоения социальных отношений, выработку   собственных ценностных ориентаций. В образовательном процессе обостряется противоречие между потребностью в формировании навыков социализации личности младшего школьника и отсутствием действенных методов и приемов по формированию у младших школьников интегральных позиций субъекта социализации в условиях ФГОС.  Высокая актуальность обозначенной проблемы позволяет нам сформулировать тему нашего курсового исследования: « Формирование интегральных позиций субъекта социализации у младших школьников в условиях ФГОС ».

Цель нашей работы являлось выявить наиболее эффективные формы работы учителя по формированию у младших школьников интегральных позиций субъекта социализации в условиях ФГОС

При работе над темой мы определили задачи исследования:

1. Изучить научно-психологическую литературу по проблеме социализации младших школьников в условиях ФГОС.

2. Определить психолого-педагогические особенности развития младших школьников в условиях ФГОС.

3. Выяснить формы работы учителя по социализации младших школьников в условиях   современной начальной школы.

4. Составить комплект методических приемов, форм работы учителя по социализации младших школьников.

В процессе работы нами был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга:

  • теоретический анализ научных источников и литературы по теме исследования;
  •  статистические методы;
  •  диагностические методы (наблюдение , анкетирование ,беседа, тесты).

В основу ФГОС положен системно – деятельностный подход к обучению по принципу развивающего обучения. Над системно – деятельностный подходом работали Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов еще в 60-90 годы, а сейчас этот подход заложен в основу федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Важным моментом для социализации младшего школьника является так же учитель и окружение школьника. Педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера оказывают положительное или отрицательное воздействие на личность школьника, так как учителя выполняют и обучающую и воспитывающую функции.

Основные направления по организации воспитания и социализации младших школьников;

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

– воспитание нравственных чувств и эстетического сознания;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В воспитании и помощи в социализации младшим школьника в тесной связи работает и учитель . [4]

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Каждый ребёнок желает в будущем достичь социального успеха. Однако, анализируя школьную статистику, мы видим, что далеко не у всех сегодняшних школьников достаточный уровень самостоятельности, слабо развиты умения анализировать и оценивать свою деятельность, свои поступки. Чтобы исправить ситуацию, необходимо, уже начиная с начальной школы, строить работу по адаптации и социализации личности. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в современном мире.

Необходимо, чтобы учитель начальных классов, целью своей педагогической деятельности считал создание такой образовательной среды, которая способствовала бы успешной социализации младших школьников.

Исходя из того, что в период младшего школьного детства ведущей деятельностью является учение, а личностными новообразованиями - самооценка, произвольное целеполагание и осознание принадлежности к обществу, деятельность по социализации младших школьников необходимо строить по 3 основным направлениям:

  1. Обучение. Выбор программ, технологий, направленных на становление ребёнка как субъекта учебной деятельности.
  2. Воспитание. Организация воспитательного процесса, направленного на развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого ребёнка.
  3. Управление качеством образования на локальном уровне. Построение системы оценивания, способствующей формированию адекватной самооценки, навыков самоконтроля.

Социализация младших школьников средствами психологии способствует благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребёнка в обществе, обеспечивает более высокие результаты в любом виде деятельности. [1]

В процессе подготовки выпускного квалификационного исследования мы планируем создать и апробировать :

  • Методы изучения специфики социализации в начальной школе;
  • Развивающую программу, которая  включает в себя три блока, по 10 занятий

Список использованной литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология Текст Г.М. Андреева. - М.: Просвещение, 2000. - 137 с.
  2. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса / Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография. Книга 1/ Под общей редакцией И. А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - С. 244-252.
  3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – 374с.
  4. Эриксон Э.Х. Детство и общество: Кн. Для учителя / Э.Х.Эриксон. -М.: Изд. 2-е, перераб, и доп. / Пер. с англ.-СПб. Ленато, АСТ, Фонд «университетская книга»,1996-592 с.



Предварительный просмотр:

Статья по психологии

Студенток 43 гр.

Ткалич К; Абсалямовой Л.

                              «Самоуважение мальчишек и девчонок.»

Самооценка личности младшего школьника является объектом исследования для многих психологов. Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. В ходе своего существования в социуме человек постоянно сравнивает себя с другими людьми. Также он сопоставляет свои собственные успехи с достижениями коллег и знакомых. Этот анализ своих возможностей и достижений проводится по отношению ко всем качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или работе. Таким образом, еще с самого детства у человека происходит формирование самооценки личности. Влияя на поведение, деятельность и развитие индивида, его взаимоотношения с другими людьми, она выполняет регулятивную и защитную функцию.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной; и в зависимости от этого она может, как стимулировать активность человека, так и подавлять её. От самооценки человека зависит характер его общения с окружающими, развитие личности. Низкая самооценка способствует развитию у человека неуверенности в собственных возможностях. Во всех своих начинаниях и делах он ждет только неуспеха. Такая самооценка может сопровождаться эмоциональными срывами. Адекватная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение, гармонию. Прежде, чем определить форму самооценки детей младшего школьного возраста, необходимо обозначить основные факторы её формирования. Ребёнок стал школьником. В его жизни устанавливается новый распорядок дня, появляются новые обязанности и требования к его жизни. В связи с этим ребенок ко многому пытается перестроить своё отношение. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, сделать так, чтоб именно его похвалил учитель. Это порождает новые переживания – желание добиться успеха, и боязнь оказаться неуспешным. Большое влияние на младшего школьника оказывает учитель, который дает ему знания, проверяет и контролирует выполнение им заданий, ставит отметки не только за знания, но и за поведение. Ребёнка волнуют замечания учителя, он старается сделать так, чтобы их не было.

Поступление в школу ставит ребёнка в новое положение в семье; у него появляются обязанности – и с этим считаются близкие. Родители интересуются его школьной жизнью, контролируют выполнение домашнего задания; хвалят за хорошие отметки, за положительные достижения и осуждают, если ребенок получает низкие отметки. У младшего школьника появляются собственные взгляды, отношения, собственные требования и оценки. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя и своих товарищей. Очень часто его оценки не являются правильными, так как они в первую очередь говорят о его желаниях, а не о действительности. Нередко у школьников наблюдается переоценка своих сил и возможностей. Может появиться чувство зазнайства. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми.

Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников отлично подойдут данные методики;.

-Методика А.И.Липкиной “Три оценки”

-Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки

-Исследование самооценки по методики Дембо-Рубинштейн.