ПК 4.4
методическая разработка по теме

Перчаткина Наталья Олеговна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.72 КБ
Файл analiz_roditelskogo_sobraniya.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Статья опубликована на литературно-методическом портале: hhtp://litmetportal.ulcraft.com/mietodieskkiie_matierialy

Реализация системно–деятельностного подхода в обучении, через организацию «самостоятельной работы» учащихся на уроках русского языка.

 (по материалам курсового исследования)

Перчаткина Наталья Олеговна

Научный руководитель – Галиуллина Н.К., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин высшей квалификационной категории

В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход к обучению на уроках русского языка. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. [3]

Актуальностью проблемы исследования заключается в том, что перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов общего образования. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу.

          Самостоятельная работа наиболее полно характеризуется И.А. Зимней. По еѐ определению, «самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность».[1]

На основании актуальности проблемы проекта нами была сформулирована тема исследования: «Реализация системно – деятельностного подхода в обучении через организацию самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка».

Цель данной темы - отследить реализацию системно – деятельностного подхода в обучении через организацию самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

  • рассмотреть этап «самостоятельная работа» с точки зрения деятельностного подхода;
  • установить содержание и виды упражнений на этапе самостоятельная работа;
  • показать приемы самоконтроля и самоанализа в процессе самостоятельной работы;
  • показать нестандартные приемы, творческие приемы.

      Методы исследования:

  • отбор и анализ литературы;
  • синтез отобранной литературы;
  • классификация представленной информации.

            Нами была изучена тема: «Психолого – педагогические основы реализации системно – деятельностного подхода», состоящая из трех параграфов.

            В параграфе первом «Сущность, основные положения системно – деятельностного подхода», мы подробно рассмотрели понятие системно – деятельностного подхода. Во втором параграфе «Анализ современных программ по русскому языку», мы рассматривали и анализировали современные программы по русскому языку, такие как: «Школа России» и «Начальная школа 21 века». В третьем параграфе «Анализ учебников русского языка ”Школа России”», мы подробно рассматривали как системно – деятельностный подход реализуется именно в этой программе.

            Мы планировали рассказать о сущности, основных положениях системно – деятельностного подхода и о том, как он реализуется в разных программах учебника русского языка, а именно в программе «Школа России». Цели и задачи, поставленные в данной работе были нами достигнуты. Перспектива изучения данной проблемы в курсовой работе заключается в изучении методических основ организации этапа «самостоятельная работа».

            Нами была изучена тема: «Методические основы организации этапа ”самостоятельная работа”», состоящая из четырех параграфов.

            В первом параграфе «Самостоятельная работа на уроках русского языка в рамках системно – деятельностного подхода» мы подробно рассмотривали как проводится самостоятельная работа в рамках системно – деятельностного подхода, а также увидели ее функции. Во втором параграфе «Содержание и виды самостоятельной работы в начальной школе» мы показали виды самостоятельной работы. В третьем параграфе «Приемы самоконтроля и самоанализа в процессе ”самостоятельной работы”» мы показывали различные приемы самоконтроля и самоанализа. В четвертом параграфе «Нестандартные и творческие приемы» мы рассматривали разнообразные нестандартные и творческие приемы.

             В курсовой работе была поставлена цель: проследить реализацию системно – деятельностного подхода в обучении через организацию «самостоятельной работы» на уроках русского языка, и она была достигнута.

           М. Р. Львов трактует этот этап как особый метод обучения, который требует от младших школьников максимальной самостоятельности и умственной активности. [2] 

В ходе написания нашего исследования мы раскрыли что, основная идея системно – деятельностного подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность младшего школьника к эффективной и продуктивной деятельности на этапе самостоятельная работа.

Список использованной литературы.

  1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2000. - 480 с.
  2. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 464 с.
  3.  https://infourok.ru/doklad_na_temu_realizaciya_deyatelnostnogo_podhoda-290699.htm


Предварительный просмотр:

Анализ родительского собрания.

Родительское собрание было посвящено году семейного чтения памяти Н.В. Шилова. Целесообразностью данного собрания является то, что дети очень мало читают, им неинтересны книги, а родители сами не хотят уделить время на то, чтобы почитать детям сказки. Книга у ребенка больше не вызывает интерес. Следуя из этого и была определенна цель родительского собрания «Тише: растёт Великий читатель!»

Родители Марии. К рассказали другим родителям как они с дочерью проводят вечера перед сном. Были предложены сказки и стихи для семейного чтения С.Я. Маршака, Н.В. Шилова и многих других.

Чтобы разнообразить круг чтения младшего школьника и заинтересовать его, родителям была предложена литература:

Статья «Формирование интереса к чтению» Кадыровой Ф.С.

Левин В. А. «Когда маленький школьник становится большим читателем». — М., 1994.

Кубасова О. В. «Как помочь ребенку стать читателем». — М., 2004.

Во время собрания и к его окончанию, родителям были предложены памятки по семейному чтению.

1.  Чаще читайте своим детям вслух. Не прекращайте чтения вслух, когда ребенок начинает читать сам. Помните, что чтение для дошкольника – это прежде всего общение с родителями.

Читайте с ребенком попеременно. Предложите ему почитать вам, когда вы заняты домашними делами.

2.  Дарите ребенку книги. Приучайте бережно относиться к книге.

3.  Подбирайте в домашнюю библиотеку адекватные возрасту и содержательные книги, чтобы они были понятны и интересны ребенку.

Не спешите с приобретением новых книг, пока не исчерпано содержание тех, которые уже есть у ребенка.

4.  Разрешайте ребенку самому выбирать из домашней библиотеки книгу для совместного чтения. Обсуждайте прочитанное.

5.  Выбирая между телевизором, компьютером и книгой, отдавайте предпочтение книги.

6.  Сделайте процесс начального приобщения к чтению занимательным, игровым. Сочиняйте с ребенком собственные истории и сказки, мастерить по ним маленькие книжки с рисунками-иллюстрациями.

7.  Не проявляйте излишнего рвения и озабоченности, если вам кажется, что ребенка пока не слишком хорошо получается читать. Хвалите и подбадривайте его на каждом этапе чтения.

8.  Не сравнивайте уровень чтения ребенка с успехами его сверстников. Ориентируйтесь на его индивидуальные особенности и возможности.

9.  Читайте сами, показывая ребенку пример. Если вы любите читать, то, возможно, однажды и ваш ребенок возьмет в руку книгу САМ.

10 причин читать

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами. Способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

1. Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

2. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

3. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому                       развитию.

5. Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

6. До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

7. Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

8. Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.

9. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

10. Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Была показана выставка детских книг, которые учащиеся 1 «В» класса хранят в классе. Это научная литература, детская литература и т.д.

Книги «Анатомия для детей», «Учимся сочинять и фантазировать», «Что умеют машины» и многие другие.

Недостатком родительского собрание было то, что не все родители смогли присутствовать на нем в связи с занятостью.

Задачи: научиться читать вместе с детьми

Экранизировать и разыгрывать различные стихотворения вместе с детьми

Обмен мнениями был организован в виде круглого стола. Родители рассказывали смогли бы ли они уделять больше времени чтению вместе с ребенком. Читают ли дети что-то, что им интересно из литературы. Сколько времени родители уделяют своим детям.

Родители и я сделали вывод, что нужно уделять детям больше времени, научиться самим читать и вчитываться в книги, помочь детям с выбором книг и развивать интерес к их чтению, научить беречь книги, интересоваться, что интересно из литературы детям.

Рекомендации, которые были даны родителям частично реальны, с многими из детей читают бабушки и дедушки, родители не всегда могут уделить достаточно времени старшим, потому, что в семье есть младшие дети.

В классе был организован читательский уголок, атмосфера располагала к приятному общению, после родительского собрания каждый из родителей смог подойти и уточнить интересующую его информацию.

Из 32 родителей присутствовало 25, присутствовали 7 отцов и 18 мам.

В целом родительское собрание прошло успешно, цели, поставленные ранее, были достигнуты.