ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
материал по теме

Окунева Светлана Сергеевна
ОЛИМПИАДЫ- предметныесоревнования школьников по
 общеобразовательным предметам
способствующие повышению интереса к изучению
 школьных дисциплинвыявлению талантливых учащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Олимпиады для младших школьников! Выполнила студентка ЧПК№1: Кожина Светлана

Слайд 2

kotofeyy.ru

Слайд 3

konkurskit.org

Слайд 4

emu.cerm.ru

Слайд 5

runodog.ru

Слайд 6

russian-kenguru.ru

Слайд 7

ginger-cat.ru

Слайд 8

olympiadonline.ru

Слайд 9

syndychok-znaniy.ru

Слайд 10

cleve.ru

Слайд 11

= rm.kirov.ru

Слайд 12

tavika.ru

Слайд 13

nic-snail.ru

Слайд 14

yi-erudit.ru

Слайд 15

dovuz.sfu-kras.ru/belchonok/

Слайд 16

matznanie.ru

Слайд 17

urfodu.ru



Предварительный просмотр:

Тема: «Предметные олимпиады для младших школьников:

зачем, как и для кого?»

Мало иметь хороший ум, главное его хорошо применить.

Декарт.

  1. Зачем необходимы олимпиады для младших школьников?

Современное общество требует от человека:

  • быть не исполнителем, а способным самостоятельно образовываться;
  • быть готовым к принятию решений;
  • принимать нестандартные решения;
  • уметь творчески мыслить.

Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных  задач современного образования.Поэтому очень важно развивать в ребёнке уже заложенные способности. Этому способствует участие детей в различных олимпиадах, конкурсах и викторинах, которые развивают личностные качества, творческий потенциал.

Поэтому основными задачами учителя являются:

  • повышение внутренней мотивации учения;
  • формирование познавательной активности младших школьников.

Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Олимпиада -  одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми.

Предметные олимпиады:

  • формируют личность ребёнка;
  • воспитывают ответственность за начатое дело,целеустремлённость, трудолюбие;
  • поддерживают и развивают интерес к предмету;
  • стимулируют активность, самостоятельность,
  • формируют творческий мир.

  1. Как выявить и подготовить к олимпиаде одарённых детей?

Что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам?
Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации. 
Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных естественныминауками школьников.
Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. Основной формой организации учебного процесса в школах остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Иногда, в обычные контрольные или проверочные работы вносятся задания олимпиадного уровня, что и позволяет выявить учащихся с нестандартным мышлением. Надо отметить, что это чаще всего не «отличники» по предмету.

Анализируя опыт работы, можно выделить систему подготовки участников олимпиад. Это:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы);
  • самоподготовка (чтение литературы, самостоятельное решение задач, поиск интересующей информации и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в соревновании.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие. Можно использовать самые разнообразные формы работы по подготовке к олимпиадам, но большее внимание следует уделять самостоятельной работе, так как самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиадам. Также на уроках важно использовать разные формы работы: индивидуальные, парные, групповые.

Использование на уроках проблемных, поисковых, исследовательских и проектных методов помогает ребёнку получить практический опыт решения различных задач, в том числе и нестандартных. Они позволяют проявить детям не только интерес к знаниям, но и к процессу их открытия, способствуют развитию творческих способностей учеников.

Одной из форм организации внеурочной деятельности, направленной на раскрытие творческого потенциала детей, являются занятия на кружках. В процессе занятий формируется такое важное качество, как глубина и обоснованность мышления, его критичность.

Немаловажную роль в работе со способными детьми играет положительное отношение родителей к подготовке ребёнка, их поддержка. Родители становятся союзниками и помогают готовить детей (покупают книги, помогают пользоваться ресурсами Интернета), тем самым вносят весомый вклад в успехи своих детей.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность  организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством  участия в  дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах  по разным предметам.

Дистанционная олимпиада – эффективный способ  выявления и развития потенциала одаренных детей.

Дистанционная олимпиада :

  • помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе;
  • позволяет значительно расширить кругозор;
  • позволяет применить собственные знания, эрудицию, и логическое мышление в нестандартной ситуации.

Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых  на выполнение заданий  отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.

Цели проведения предметных олимпиад следующие:

  • всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету; 
  • развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике; 
  • правильное восприятие задания нестандартного характера повышенной трудности; 
  • преодоление психологической нагрузки при работе в незнакомой обстановке

  1. Как организовать предметную олимпиаду?

Организация и выстраивание процесса предметных олимпиад ставит много проблем:

  • какие формы должна иметь данная самостоятельная работа,
  • какого типа задания необходимо и можно включать в предметные олимпиады,
  • какова последовательность этих заданий и многое другое.

Олимпиада - это нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить - всё это создаёт определённые трудности, которые должен учитывать учитель или организатор олимпиад. 

Важно тщательно продумывать задачи, которые предлагаются на различных этапах олимпиад. Задания для младшего школьника не могут быть столь многообразны, как в старших классах. Характер заданий определяется, прежде всего, оптимальным объёмом умений и навыков по предметам для каждого класса. Но они не должны дублировать материал учебника, быть стандартными. Необходимо, чтобы задания вызывали интерес учащихся. Все задания делятся на три группы:

  • репродуктивные,
  • частично-поисковые;
  • творческие. 

Задания репродуктивного типа выполняются на основе образца или подробной инструкции.

Задания частично - поискового типа позволяют на основе полученных ранее знаний найти самостоятельно конкретные способы решения задачи применительно к данным условиям задания.

Предпосылкой же развития творческих способностей, накопление опыта поисково - исследовательской деятельности служит привлечение учащихся к выполнению более сложных видов деятельности. Для этого используют задания творческого характера.

При составлении заданий должен выполняться ряд требований:

  • несколько заданий должно быть посильно всем участникам; 
  • часть заданий должна допускать несколько подходов к поиску решения; 
  • обязательно должны быть включены задания творческого характера, так как именно они способствуют выявлению одаренных учащихся; 
  • все задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы данного класса (комбинаторные, логические, развивающего характера, на сообразительность); 
  • участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые; 
  • объём самостоятельной работы планируется так, чтобы выполнение заданий не занимало бы больше часа. 

4 . Для кого нужны предметные олимпиады?

Участие младших школьников в предметных олимпиадах полезно и выгодно для всех участников образовательного процесса: самих школьников, их родителей и педагогов

         Участие в мероприятиях олимпиадного характера предоставляет возможность  младшим школьникам:

  • развить интеллектуальные способности (вычисления, общий кругозор, общий словарный запас, вербальная гибкость, вербальное восприятие, абстрактное и логическое мышление, воображение, способность к рассуждению, внимание);
  • совершенствовать творческие способности (беглость, гибкость, оригинальность, разработка идей);
  • освоить разные способы познавательной деятельности;
  • научиться нестандартно применять учебный материал;
  • ощутить собственную состоятельность в значимых для ребенка сферах.

 

         Родителям:

  • получить информацию об уровне развития творческого потенциала ребенка;
  • определить  приоритеты в развитии и профориентационном воспитании;
  • выбрать направление для получения ребенком дополнительного образования;
  •  организовать совместную деятельность с ребенком по решению творческих и интеллектуальных задач в режиме олимпиады.

 

         Педагогам начальной школы:

  • повысить профессиональную мотивацию;
  •  получить богатый материал для оценивания уровней развития своих учеников, возможность с помощью "работы над ошибками" значительно повысить уровень их подготовки к последующим конкурсным мероприятиям;
  •  обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения как условия построения траектории развития каждого младшего школьника.

  1. Вывод.

Я уверена, что олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на первой ступени обучения происходят первые открытия ребёнка.

Проведение предметных олимпиад среди младших школьников имеет большое воспитательное и обучающее значение. Участие в олимпиадах даёт ребёнку:

  • получение жизненного опыта;
  • расширение кругозора, интеллектуальный рост; 
  • более успешное обучение школьным предметам;
  • творческий рост, развитие личностных компетенций;
  • умение оценивать себя;
  • радость успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....