ПК 4.3.
учебно-методический материал по теме

Нуретдинова Лилия Даниловна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

(Мельникова Е.Л.)

Программа: «Школа 2100»

Предмет: Окружающий мир

Автор: Вахрушев А.А.

Класс: 1

Тема: «Нервная система»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подводящий к теме диалог

Ребята, предлагаю вам выполнить ряд упражнений.

  1. Погладьте себя по животу и похлопайте себя по голове
  2. В воздухе нарисовать рукой квадрат, а ногой квадрат

Получается? Как вы думаете, что управляет вашими действиями?

Посмотрите на слайд. Что вы видите?

Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

Не получается

Нервная система

Нервная система человека

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Тема сегодняшнего урока «Нервная система человека».

Если к нам прикоснется что-то холодное, горячее, или то мы обязательно почувствуем это.

Это нервная система. Посмотрите видеоматериал и ответьте на вопросы после просмотра видео.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Предположите, что управляет нашими действиями?

А что же тогда управляет нашими чувствами?

Кто же прав?

Предположите, какая тема нашего урока?

Совпали ли наши предположения?

Мозг

Нервы

Предположения детей

Нет, тема нашего урока «нервная система человека»



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Фрагмент урока № 1.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) (Слайд)

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

(Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)

- Отгадайте, о ком будем читать?

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

- Прочитайте ключевые слова.

- Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло)

Проверим наши прогнозы.

Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения.

Фрагмент урока №2 

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

- Прочитайте текст про себя.

- А теперь прочитаем вслух по частям.

Вопросы по ходу чтения:

1ч. - Что делала белка? А волк?

2ч. – О чём стала просить белка?

- Отпустил волк? С каким условием?

- Как ответила белка на вопрос волка?

3ч. – Отчего же белки так веселы?

- Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова?

Фрагмент урока №3

3 этап. Работа с текстом после чтения.

- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)

- Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)

- Кого осуждает автор?

1 ) Составим модель – описание героев басни.

Работа в группах.

1 группа – Белка. Какая она?

2 группа – Волк. Какой он? Проверим ваши работы

(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?

- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)

- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро))

2) Что же такое добро?

Работа в группах

1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?

2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

Из наших ответов выросло Дерево доброты.

- Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.

(Добро –

1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.

2) Хорошее доброе дело.)

3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»

- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.

- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)