План работы учителя – наставника
учебно-методический материал на тему

Ванзатова Баирма Ринчинимбуевна
Для оказания методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательного процесса необходимо создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога и развития потребности и мотивации в непрерывном самообразовании, а также профессиональных умений и навыков в рамках требований ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы

учителя – наставника Ванзатовой Б.Р.

с молодым специалистом Кобылкиной М.С.

на 2016 – 2017 учебный год

Цель работы:

развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста в рамках требований ФГОС;

Задачи:

оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательного процесса;

создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.

Сведения о молодом специалисте

Фамилия, имя, отчество:

Кобылкина Маргарита Сергеевна

Образование:

Среднее специальное

Какое учебное заведение окончил:

БРПК

Год окончания учебного заведения:

2016

Специальность по диплому:

Учитель начальных классов

Педагогический стаж:

-

Место работы:

МАОУ СОШ № 65 им. Г.С.Асеева г.Улан-Удэ

Предмет:

русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, физ-ра

Учебная нагрузка:

18 часов

Классы:

1 «д»

Классное руководство:

1 «д»

Квалификационная категория:

-

Сведения об учителе – наставнике

Фамилия, имя, отчество:

Ванзатова Баирма Ринчинимбуевна

Образование:

высшее

Какое учебное заведение окончил:

БГПИ

Год окончания учебного заведения:

1993

Специальность по диплому:

учитель начальных классов

Педагогический стаж:

22 года

Место работы:

МАОУ СОШ № 65 им. Г.С.Асеева г.Улан-Удэ

Предмет:

русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, физ-ра

Учебная нагрузка:

34 часа

Классы

2з, 3г

Квалификационная категория:

-

Мероприятия

по планированию, организации и содержанию деятельности

Содержание мероприятий

Формы и методы

Срок исполнения

Конт-роль

Работа по предмету

Воспитательная работа

Работа с нормативной документацией

1.Изучение ФГОС НОО, рабочих программ по предметам, календарно-тематического планирования, знакомство с УМК «Перспектива».

2. Оказание помощи в разработке поурочных планов.

3.Посещение уроков с последующим анализом.

1.Изучение плана

воспитательной работы школы, составление плана воспитательной работы класса.

2. Консультации по вопросу возрастных особенностей младших школьников.

 

 

1.Изучение нормативно – правовой базы школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план, ООП НОО, план работы школы на 2016-2017 уч. год, документы строгой отчетности),

Ведение школьной документации (классный журнал, личные дела учащихся, журналы инструктажей, ученические тетради, дневники)»

Наставничество, самообразование, посещение уроков.

Сентябрь – октябрь

ноябрь

Контроль ведения журнала, личных дел учащихся, учебного плана, контроль качества составления поурочных планов.

1.Диагностика профессиональных затруднений молодого специалиста, диагностика пробелов в теоретических знаниях (анкетирование).

2.Посещение уроков, оказание методической помощи.

3.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.

4.Работа с ученическими тетрадями».

Организация работы с родителями. Тематика родительских собраний.

2. Совместная разработка программы внеурочной деятельности, календарного планирования. Совместная разработка планов-конспектов занятий по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия.

Изучение документации об организации внеурочной деятельности.

Наставничество, самообразование, посещение уроков.

ноябрь

Контроль качества составления поурочных планов, выполнение единого орфографического режима.

1.«Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий».

2.«Способы контроля учебных успехов учащихся (комплексные работы, портфолио). Виды диагностики результатов обученности». Совместная разработка макета портфолио ученика 1 класса.

3. Русский язык и литературное чтение в УМК «Перспектива». Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

«Методика проведения классного часа, внеклассного мероприятия»

1.Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти»

2.Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся.

Наставничество, самообразование, посещение уроков.

Декабрь

Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий.

1.«Индивидуальный подход в организации учебной деятельности»

2.«Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся»

3.Уроки математики в УМК «Перспектива» Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

1. Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций»

1.Составление аналитических

справок.

Наставничество, самообразование, посещение уроков.

Январь

Проверка выполнения программы. Посещение уроков, кл. часа.

Контроль ведения школьной документации.

1.«Методы активизации познавательной деятельности учащихся»

2. «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися»

3. Уроки окружающего мира в УМК «Перспектива». Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

1.Индивидуальные беседы с родителями

1. Изучение документов по ФГОС.

Наставничество, самообразование, посещение уроков.

Февраль

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.

1.Оказание помощи в подготовке и проведении открытого урока.

2. Ознакомление с требованиями  и вариантами оформления профессионального портфолио.

3. «Домашнее задание: как, сколько, когда»

1. «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями».

2. Трудная пед.ситуация на занятии и ваш выход из неё; Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее)

1.Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио.

Наставничество, самообразование, посещение уроков.

Март

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.

Контроль ведения портфолио

1.Выступление молодого специалиста на ШМО. Методическая выставка достижений учителя.

2.Внедрение молодым специалистом результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы

3. Оценка собственного квалификационного уровня молодым специалистом.

4.Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи.

Наставничество, самообразование, посещение уроков.

апрель

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.

1.Подведение итогов работы за год.

2.Подготовка характеристики молодого специалиста.

1.Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год.

1. Отчет о результатах наставнической работы.

Наставничество

Май

Собеседование по итогам года (успеваемость, качество, выполнение программы)

Анализ  работы с молодыми специалистами МОУ СОШ №5

в  2013-2014 учебном году

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что ещё существеннее) того, как удержать их там.

В целях оказания помощи начинающим учителям в профессиональной адаптации, повышения методического уровня преподавания предмета и стимулирования мотивации творческого саморазвития молодых специалистов в течение 2013-2014 учебного года на базе МОУ СОШ №5 продолжала работать «Школа молодого учителя».

Целью которой было оказание практической помощи в становлении и успешном продвижении молодого учителя к профессии.Учиться быть учителем.

Задачи:

  • Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя;
  • Повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
  • развивать творческий потенциал молодых педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
  • создать комфортные условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодых учителей;

ориентировать молодых педагогов на работу в направлении реализации ФГОС.

На начало учебного года количество молодых специалистов составляло 2 учителя: Данилян Денис Иванович- учитель физической культура, Мурадов Владимир Станиславович- учитель информатики.

Работа с молодыми специалистами осуществлялась не только силами администрации школы, но в большей степени опытными учителями – наставниками. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.   Функционирование  «Школы молодого учителя» координировала зам дир по УВР Миранова Г.С.

Целью работы с молодыми учителями в рамках Школы молодого педагога было:

1.  Помочь адаптироваться учителю в коллективе.

2.  Определить уровень профессиональной подготовки.

3.  Выявить затруднения в педагогической практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.

4.  Формировать творческую индивидуальность молодого учителя.

Наставник

должность

Молодой специалист

должность

1

Казаров О.Г.

Руководитель МО учителей физ. культуры и ОБЖ

Данилян Д.И.

Учитель физ. культуры

2

Галустова С.А.

Учитель информатики

Мурадов В.С.

Учитель информатики

Работа велась по следующим направлениям деятельности:

  • Школьная документация;
  • Организация учебно-воспитательного процесса;
  • Методическое сопровождение молодого учителя;
  • Организация воспитательной работы в классе;
  • Социология образования;
  • Психологические основы адаптации молодого специалиста.

Индивидуальные планы работы наставников с молодыми специалистами включали в себя следующие вопросы обучения

работу по:

- разработке рабочих программ по предмету;

- разработку поурочных планов;

- планирование внеклассной работы;

- использование молодыми специалистами на уроке различных методов, методических приемов, форм и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся;

- участие в оформлении кабинета школы и организации работы в них учащихся;
- включение молодых специалистов а в работу школьного МО;

- выбор и разработка с помощью своего руководителя одной методической темы и работы над ней;

 - проведение открытых уроков.

Кроме того, в течение учебного года было организовано посещение молодыми учителями практических семинаров, курсовых мероприятий согласно графику отдела образования. Практический семинар на базе нашей школы дал толчок для развития и самообразования молодых педагогов. Молодыми специалистами были посещены открытые уроки учителей высшей и первой категории района в рамках Дней открытых дверей.

Курсовую подготовку по предмету в течение года на базе СКИРО ПК и ПРО  прошел Данилян Д.И. в количестве 78 часов.

Основные трудности, возникающие у молодых учителей в начальный период их профессиональной деятельности, связаны главным образом  со слабой методической подготовкой. Имея огромный запас теоретических знаний, полученных в институте, учитель зачастую не знает, как их применять на практике:  он не владеет многообразием приёмов и форм обучения. С этой цель наставники посещали уроки молодых специалистов, проводили совместные анализы и самоанализы посещенных уроков.

В целом,  задачи, поставленные перед «Школой молодого учителя» на  2013-2014 учебный год, выполнены. Однако в следующем году следует продолжить  работу с молодыми специалистами по следующим вопросам:

1. Владение молодыми специалистами нормативной базой преподавания предметов;

                     2.  Работа молодых учителей над темами самообразования;

3.  Работа со школьной документацией.

4. Активизация участия молодых специалистов в различных творческих конкурсах, мероприятиях.

5. Активизация  работы Школы молодых педагогов образовательных учреждений.

Зам дир по УВР                        Миранова Г.С.


Мониторинг работы с молодыми специалистами

Организация мониторинга

Первый год работы

Проблема

Методы

Выход

1

Степень готовности учителя-стажера к работе в школе

Собеседование.

Приказ о назначение наставника, составление Учебного плана стажера.

2

Знание стажером программы по предмету, умение составлять тематическое планирование.

Собеседование, инд. консультации.

Проверка тематического планирования.

3

Постановка задач урока (образовательных, развивающих, воспитательных).

Практическое занятие.

Проверка поурочных планов.

4

Работа со школьной документации.

Практическое занятие, изучение ведения документации

Совещание при зам. директора УВР

5

Владение общей и частной методикой.

Посещение уроков, наблюдение, беседа.

МО учителей-предметников.

6

Знание программного материала и возрастной психологии.

Наблюдение, тест «Оценка знания юношеской психологии».

Справка наставника

7

Трудности, возникающие в работе стажера.

Анкета, беседа.

Организация помощи.

8

Саморазвитие учителя –стажера.

Выбор темы, составление, плана, изучение литературы.

Доклад по теме саморазвития на школьном МО

9

Взаимодействие с педагогическим, ученическим и родительским коллективами

Анкетирование, собеседование, посещение собраний и классных мероприятий.

Справка наставника.

10

Анализ и самоанализ урока.

Взаимопосещение уроков стажера и наставника, анализ

Заседание ШМУ.

Второй год.

Проблема

Методы

Выход

1

Формы и методы работы на уроке. Система опроса обучающихся.

Совместная работа наставника и молодого учителя.

Занятие ШМУ

2

Результативность работы учителя

Уроки активного контроля

Справка наставника

3

Методика проведения родительских собраний.

Взаимопосещение собраний, анализ.

Занятие ШМУ

4

Работа с тетрадями, дневниками, личными делами обучающихся.

Проверка документации, собеседование.

Справка наставника

5

Составление характеристики ученика.

Практическое занятие.

Составление характеристики.

6

Конфликты в работе начинающего учителя.

Тест, беседа с психологом.

Оказание помощи.

7.

Степень комфортности молодого учителя в педагогическом коллективе.

Тест

Справка психолога

11

Саморазвитие молодого учителя.

Работа над методической темой, изучение литературы.

Доклад по теме саморазвития на ШМО.

12

Анализ и самоанализ урока.

Взаимопосещение уроков учителя и наставника, анализ

Заседание ШМУ.

Третий год.

Проблема

Методы

Выход

1

Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников.

Посещение классных часов, внеклассных мероприятий по предмету, анализ

Занятие ШМУ

2

Методика активизации познавательной деятельности обучающихся.

Уроки активного контроля

Справка зам директора по УВР

3

Стимулирование педагогической активности

Анкетирование, вовлечение молодого специалиста в общественную деятельность

Участие в работе МО, в творческих группах и т. д.

4

Развитие творческих способностей учителя и обучающихся.

Анализ участия в олимпиадах, конкурсах.

Справка зам директора по УВР

5

Самооценка молодого специалиста.

Тест- опросник.

Заполнение листа самооценки.

6

Саморазвитие молодого учителя.

Выбор темы, составление плана, изучение литературы

Доклад по теме саморазвития на школьном МО.

7

Анализ и самоанализ урока.

Взаимопосещение уроков учителя и наставника, анализ.

Справка зам. директора по УВР.

8

Профессиональная успешность учителя.

Анкетирование, рейтинг в течение трех лет.

Составление характерис

Анализ работы с молодыми специалистами

ГУ «Первомайская средняя школа»

В школу приходят молодые специалисты, которые уже в начале своей деятельности испытывают затруднения профессионального, психологического и социального характера. Каким этот учитель будет через год – два? Как он вольется в коллектив? Ответы на эти вопросы во многом зависят от организации и помощи начинающему педагогу. С этой целью в школе ведется непрерывная работа с молодыми педагогами. Работа осуществляется через наставничество. Молодые учителя требуют особого нравственно – психологического, морально – этического и профессионального поля деятельности. Содержание работы с ним в рамках методических структур развивается в трех направлениях:

-совершенствование профессионально- значимых личностных качеств;

- формирование индивидуального стиля педагогической деятельности;

- развитие педагогического творчества.

На начальном этапе были определены цель, задачи, формы работы с молодыми специалистами, а также примерная тематика занятий с молодыми учителями.

 Основной целью является оказание практической помощи учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.

Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи:

- содействие повышению квалификации и профессионального роста молодых педагогов;

- оказание практической помощи учителям в их адаптации в образовательных учреждениях, вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства;

- выявление наиболее серьезных проблем начинающих педагогов в учебном процессе и пути их разрешения;

- использование педагогического опыта молодых специалистов в учебно – воспитательном процессе.

Для совершенствования педагогического мастерства были выбраны формы работы и следующая тематика занятий с молодыми специалистами.

Формы: наставничество, консультации,   взаимопосещение  уроков, проведение мастер-классов для молодых учителей.

Тематика занятий:

·        Учебный план – программа - тематическое планирование - поурочное планирование.

·        Задачи урока ( образовательная, развивающая, воспитательная).

·        Методические требования к современному уроку.

·        Индивидуальное и дифференцированное обучение.

·        Воспитательная работа.

·        Основы дидактики урока.

·        Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности.

Вся работа проводилась по следующему алгоритму.

1.     Теоретический (сентябрь – октябрь).

В рамках этого периода проводились следующие мероприятия: собеседование на тему «Первые шаги молодых педагогов», включающие вопросы, направленные на выявление лидерских качеств каждого специалиста, формирование психологического портрета как индивидуума, так и в микроклимате коллектива, вливание в педагогический коллектив;

Теоретический семинар «Методы, приемы и способы в учебной деятельности, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению предмета»;

Выбор молодыми специалистами темы по самообразованию с помощью учителей – наставников.

2.     Практический (ноябрь – декабрь)

В рамках этого периода учителя предметники проводили открытые уроки, демонстрируя молодым специалистам различные формы и методы организации познавательной деятельности учащихся. В свою очередь молодые специалисты самостоятельно проводили анализ данных уроков по схеме, которая была предварительно им предложена. Одновременно молодыми специалистами посещались открытые уроки учителей – предметников .

3.     Проблемный (январь)

На данном этапе был проведен совместный анализ выполнения поставленных задач на начало учебного года, в результате которого выяснилось, что все задачи в целом выполнены. При этом дополнительно были выявлены следующие проблемы:

·        компетентность педагогов в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках;

·        эффективность работы с учащимися с низким уровнем мотивации.

4.     Творческий (февраль – март)

Включает в себя проведение молодыми специалистами открытых уроков и внеклассных мероприятий, разработанных самостоятельно, их самоанализ и анализ уроков и мероприятий молодых специалистов

В 2013 -  2014 учебном году в нашей школе работали четыре молодых специалиста: Смелик Юлия Валерьевна – учитель начальных классов( первый год работы), Резников Денис Николаевич – учитель информатики и физики ( второй год работы), Силко Регина Александровна - учитель русского языка и литературы ( первый год работы), Тілеубаева Перизат Нышанкызы – учитель казахского языка и литературы( первый год работы). С молодыми специалистами над становлением их педагогического мастерства работали учителя – наставники Сикорская Л.Л., Штейнке Л.В., Домалевская Н.В. Организацию и контроль работы с молодыми специалистами осуществляла  заместитель директора по учебной работе Пельцер И.А.

Молодые специалисты  были охвачены методической работой в полном объеме и на высоком уровне. Все они работали с учителями – наставниками, получали индивидуальные консультации администрации школы, принимали участие в месячниках проводимых школой.

  Все методические формирования и учителя – наставники работали согласно планам, которые выполнены полностью. Кроме того , молодые специалисты получали постоянные консультации по работе с документацией, планированию учебного материала, составлению плана урока, эффективным методам организации учебной деятельности учащихся, способам активизации познавательной деятельности учащихся, организации внеклассной работы и по многим другим текущим вопросам возникающим в процессе учебной работы.

  Учителя – наставники, администрация школы, члены методического совета посещали уроки молодых специалистов с целью оказания им методической помощи. В свою очередь молодые учителя посещали уроки своих наставников, а также все открытые уроки, проводимые на протяжении всего учебного года, принимали участия в их анализе.

Работа с молодыми специалистами помогла становлению их педагогического мастерства. Существует проблема с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности проблема состоит  в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины труда. Не всегда умеют молодые специалисты осуществить индивидуальный подход в работе с учетом возрастных особенностей учащихся.

 В будущем учебном году целесообразно продолжить консультационную работу с молодыми специалистами учителей - наставников, членов методического совета в направлении «Постарайтесь не допускать следующих ошибок….», «Как сделать урок эффективным и эффектным?» и т.д. Необходимо усилить совместную деятельность молодых учителей и психолога в работе с учащимися, требующими к себе особого внимания, в том числе с особенностями психофизического развития, а также с учащимися с высокой учебной мотивацией, уделить больше внимания отработке эффективных приемов и методов в организации учебной деятельности. Практика организации и помощи молодым специалистам этого года показала, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности. Поэтому в следующем учебном году при работе с молодыми специалистами необходимо на первоначальном этапе работы с ним провести анкетирование, которое выявит возможности молодого специалиста и позволит оценить результаты обучения, которое он получил в сравнении с требованиями, предъявляемые к современному педагогу.

Вывод:

Период адаптации молодых специалистов прошел успешно. Молодым специалистам оказывалась помощь администрацией и педагогами – наставниками в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышение профессионального мастерства.

Задачи на следующий учебный год:

·        работать над повышением компетентности молодых педагогов в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках;

·        направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов работы с учащимися с разным уровнем мотивации; обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся на протяжении всего урока.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы наставника с молодым педагогом

Составлен план работы на учебный год с молодым педагогом, поставлены задачи,  перечислены мероприятия . которые предстоят провести в учебном году....

План деятельности наставника по сопровождению адаптации к профессии молодого специалиста

:Цель плана:формирование профессионально-адаптированного, компетентного молодого учителя-практика...

План работы наставника с молодым специалистом

Являясь учителем первой квалификационной категории, я курирую молодых учителей. Перед вами - планы работы с молодым специалистом за последние 3 года....

План педагога наставника

План работы педагога наставника....

План работа наставника

Разработан план работы наставника с молодым специалистом...

План работы наставника с молодым специалистом

План работы наставника с молодым специалистом...

План работы наставника с молодым специалистом.

План работы учителя-наставника с молодым специалистом, воспитателем ГПД....