ПК 4.4
учебно-методический материал на тему

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon zasedanie.doc14 КБ
Microsoft Office document icon stsenariy_rs.doc31 КБ
Office presentation icon roditelskoe_sobranie_na_temu.ppt104 КБ
Microsoft Office document icon dlya_roditeley_pechat.doc16.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цыганова Ирина

специальность «Педагогика и методика начального образования»

Руководитель: Дрокина М.В. преподаватель МДК 01.04 ,Математики с методикой преподавания  

высшей квалификационной категории

        В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться [9, с.4].

        Одним из учебных предметов, призванным обеспечить выполнение намеченной цели является математика, которая по праву занимает важное место в системе начального образования: она «оттачивает» ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

        Анализ психолого-педагогической литературы показал, что исследованием сущности, структуры и условий развития познавательных интересов у младших школьников занимались многие ученые и исследователи.

        Так, К.Д. Ушинский рекомендовал включать в уроки элементы нового и интересного. Он считал, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Это позволяет организовать детей и сделать более продуктивной работу школьников [4, с.4].

Л.С. Рубинштейн отмечал, что существенная задача обучения - формирование полноценных интересов, так как интересы являются и предпосылкой обучения, и его результатом [7, с.81].

        Аналогичной точки зрения придерживается и В.В. Давыдов, который считал, что интерес проявляется в стремлении к познанию явления или объекта, к овладению тем или иным видом деятельности. При этом, он носит избирательный характер, а так же выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знания, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе [2, с.156].

        С точки зрения Б.М. Бим-Бада, интерес - это форма проявления познавательной способности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и, тем самым, способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности [5, с.108].

Как показали исследования А.П. Архиповой, Н.А. Беляевой, Л.И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности по той причине, что:

  • интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
  • развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
  • создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов [1, с.81].

В исследованиях Г.И. Щукиной выделены три вида познавательных интересов, представляющие последовательные фазы его развития:

  • ситуативный, эпизодический интерес. Являясь относительно неустойчивым и неглубоким, ситуативный интерес способствует становлению познавательного интереса;
  • устойчивый, активный интерес, проявляющийся в эмоционально-познавательном отношении к предметам, объектам или какому-либо виду деятельности;
  • личностный интерес, являющийся отражением направленности личности [10, с.10-11].

Руководствуясь данными подходами, можно заключить, что познавательный интерес - один из важнейших для учителя мотивов учения младших школьников. Под влиянием познавательного интереса процесс обучения математике будет протекать более продуктивно для учащихся разных возможностей и способностей.

Рассматривая математику как процесс обучения, остановимся на одном из ведущих его компонентах - содержании.

Содержание начального курса математики определено государственным стандартом начального общего образования. В свою очередь, данный документ служит основой для определения базового содержания вариативных программ по математике в начальной  школе.

Ю.А. Конаржевский определяет содержание как фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися. Оно выступает в качестве своеобразной основы урока,  на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников [3, с.18].

Итак, мы пришли к заключению, что познавательный интерес является основой учебной деятельности, которая базируется на конкретном содержании, в нашем случае математическом.

        Одним из составляющих аспектов содержания начального курса математики является исторический, который определяется как обязательный на разных этапах обучения младших школьников.

        Анализ вариативных программ и учебников по математике свидетельствует о том, что не все авторы руководствуются данными положениями. Тем не менее, авторы И.И. Аргинская, Л.Г. Петерсон, В.Н. Рудницкая в содержании учебников, разработанных в рамках вариативных программ, историческому материалу отводят не последнее место.

Использование исторического материала в начальном курсе математики обосновывается следующими положениями:

  • Вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся, включает их в поиск новых способов решения интересных исторических задач. Обзор жизни и деятельности великих математиков знакомит учащихся с самим понятием творчества, с творчеством в науке, заставляя ребенка коснуться многих решающих нравственных категорий, связанных с этим процессом  [6, с.42].
  • С помощью исторических отступлений на уроке, педагог дает возможность ученикам самостоятельно приходить к формулировкам законов, как бы вновь «открывая» их, помогает ученикам искать доказательства, побуждает в учениках желание самостоятельно выбирать любопытные факты истории, связанные с математическими открытиями, делиться ими со своими одноклассниками.
  • Тщательно продуманные и организованные учителем научные споры на уроках, основанные на обсуждении исторических проблем математики, способствуют воспитанию у младших школьников терпимости к чужому мнению, уважению к себе через уважение к другим, через бережное отношение к окружающим, т.е. толерантности. Эти научные споры развивают способности к межличностному взаимодействию - коммуникативным умениям и навыкам, способности к разрешению конфликтных ситуаций [8, с.28].
  • Математическое развитие человека невозможно без повышения общей культуры. Исторический материал способен лучше, чем что-либо на уроке, воспрепятствовать одностороннему развитию математических способностей [4, с.9].

        Таким образом, исторический материал призван повышать уровень грамотности, расширять знания, кругозор учащихся. Это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях. И все это, в свою очередь, способствует развитию у младших школьников познавательного интереса к математике.

        Рассмотрев теоретические основы данной проблемы, мы попытались установить, каково ее состояние в практической деятельности учителя.

        Одна из задач нашего исследования была направлена на выявление уровня развития у младших школьников познавательного интереса к математике. Проведя ряд диагностик, мы пришли к заключению, что у большинства учащихся преобладает эпизодический интерес к урокам математики, который характеризуется, прежде всего, неустойчивостью и ситуативностью. Что, в целом, отражается на результатах усвоения математического содержания.

        Определив проблемы в развитии у младших школьников познавательного интереса к математике, мы попытались выявить причины их возникновения. Для решения данной задачи нами была изучена педагогическая деятельность учителя начальных классов. Используя методы наблюдения и анкетирования, мы выявили, что крайне редко на уроках математики используется исторический материал, который, по утверждению указанных нами ученых, является одним из средств развития у младших школьников познавательного интереса к математике. Все это послужило основой для проведения специальной работы, направленной на развитие у младших школьников познавательного интереса посредством исторического материала.

        На уроках математики мы использовали исторические справки, исторический занимательный материал (фольклор), старинные задачи, информационные бюллетени исторической направленности и пр. Все это позволило нам изменить ситуацию в лучшую сторону: у учащихся заметно изменилось отношение к математике.

На основании проведенной нами работы мы пришли к заключению, что систематическое и целенаправленное включение в содержание начального курса математики исторического материала способствует развитию у младших школьников познавательного интереса.

Литература

  1. Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультета дошкольного образования высших учебных заведений. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003. - С. 81.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - С. 156.
  3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - С. 18.
  4. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., «Просвещение», 1968. - С. 4, 9.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 108.
  6. Пустовалова Г.П. Исторический материал на уроках математики // Начальная школа. - 2004. - № 6. - С.42.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - С. 81.
  8. Селиванова О.Г., Семейшева Е.П. Первая встреча с прошлым. Активная познавательная деятельность младших школьников как условие формирования исторических понятий и представлений //  Начальная школа. - 2000. - № 11. - С. 28.
  9. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (начальное общее образование) // Начальное образование. - 2004. - № 2. - С. 43.
  10. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - С. 10-11.



Предварительный просмотр:

Подготовила Цыганова И.

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов

«Педагогические приемы, средства, виды и формы работы с младшими школьниками при реализации деятельностного подхода»

Повестка:

  1. Формирование умения учащихся работать в деятельностном подходе;
  2. Из опыта работы учителя 3 Ж класса _148 школы__________
  3. Анализ мониторинга научно-методической работы учителя начальной школы

В качестве подготовительной работы происходит систематическое методическое изучение теории вопроса и работа над реализацией деятельностного подхода на каждом уроке.

Повестка заседания методического объединения целесообразна при реализации ФГОС НОО, что подтверждает ее актуальность.

Заседание представляет собой выступление учителей-практиков и анализ мониторинга данной темы. Действия всех участников заседания согласованы, педагоги принимали активное участие в обсуждении вопроса, руководитель грамотно организовывал всю работу методического объединения.

Содержание заседания методического объединения соответствует целям, поставленным вначале заседания, и способствовало достижению результата.  Обмен опытом учителей начальных классов позволяет глубже проникнуться в теорию вопроса, а мониторинг данной темы помогает учителям скорректировать свою работу.

В ходе заседания методического объединения могу выделить то, что происходит постоянный обмен передовым опытом. Все заседание носило познавательный характер, подобная практика позволяет расширить свой профессиональный кругозор, перенять опыт состоявшихся педагогов, тем самым способствовать повышению своего профессионализма. Систематическая методическая работа приносит положительные результаты,  и я считаю, что в участии в заседаниях методического объединения заинтересованы как молодые поколения педагогов, так и опытные учителя – все смогут найти для себя полезную и интересную информацию.



Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания

        Добрый вечер, уважаемые родители. Тема сегодняшнего нашего родительского собрания «И сила есть,и воля есть,а сила воли?»

        Не только специалистам, но и любому человеку понятно, что воля, волевые качества являются одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать это качество у своих детей. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.

        Что же такое воля? Давайте рассмотрим это понятие-Слайд 2

        Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия. В наличии волевого усилия человек убеждается тогда, когда необходимо преодолеть значительные трудности. Волевые усилия характеризуются интенсивностью, длительностью и направленностью.

        Длительность волевых усилий зависит от силы мотива к действию (если ребенок  очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у ребенка, тем длительнее он может сохранять волевые усилия).

        Интенсивность волевых усилий определяется силой мотива к действию, энергетикой активности и нравственными качествами личности человека.

         Характеристика волевых усилий по длительности и интенсивности составляет основу понятия сила воли.  Для  начала рассмотрим,что такое сила?-Слайд 2

        Так как волевое усилие без необходимости не проявляется, его санкционирует сознание, а направляет волевую активность моральное чувство, нравственные убеждения. Важно отметить, что один и тот же человек в разных ситуациях ведет себя как волевой или безвольный.

        Движущей силой в данном случае является не наличие или отсутствие желания достичь цели (сильная или слабая мотивация), а отношение человека к той или иной ситуации. Например, один школьник боится воды, другой – нет. У первого при обучении плаванию имеются внутренние трудности (следует преодолеть страх), у второго – нет.

 По мере овладения речью ребенок начинает сам себе давать речевые команды. Так, ранее разделенное между людьми становиться способом самоорганизации произвольного поведения отдельного индивидуума. Настойчивые и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершения начатых дел, избежание малейшего безволия, безответственности – путь формирования и укрепления воли. А теперь рассмотрим функции воли.-Слайд 3

        Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

 Развитие воли происходит в нескольких направлениях-Слайд 4 

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру.

Слайд 5.

1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой цели.

2. Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т.е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, ж превращать их в цель.

3. Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.

4. Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек принимает решение.

  1. Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее-Слайд 6

        Младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы на замеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство.

        Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чем не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Ученики младших классов проявляют волевые качества, в основном, лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить расположение к себе взрослых

В начальной школе у детей формируются такие волевые черты характера, как: -Слайд 7

        Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека и особенно важным этапом в развитии волевых качеств является детский возраст.

Важные факторы в воспитании воли у младших школьников: -Слайд 8

1)Дружный, целеустремленный коллектив оказывает положительное влияние на личность школьника, воспитывая его волю. Школьник подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе.

2)Ставя перед собой трудности и преодолевая их,развивается воля младшего школьника.

3)Раскрыть красоту изображаемого объекта, подобрать цветовую гамму, задача обязательно завершить творческую работу (а не просто: не получилось - можно выбросить этот рисунок и начать новый) требует проявления воли, развивает волю.

4)Главное оценивание не самого ученика - его возможности и способности, а качество выполняемой им работы, т.е. приложение большого старания, напряжения для достижения результата деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание на тему:«И сила есть,и воля есть,а сила воли?»

Слайд 2

Воля - это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.

Слайд 3

Сила -это физическая или моральная возможность активно действовать.

Слайд 4

Сила воли - проявленная, активированная энергия, направленная на достижение желаемого.

Слайд 5

Функции воли: Главной функцией воли выступает усиление мотивации и совершенствования на этой основе сознательной регуляции действий; Выбор мативов и целей; Регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации; Организации психических процессов в адекватную систему действий; Мобилизация психических и физических возможностей при преодолении препятствий.

Слайд 6

Развитие воли происходит в нескольких направлениях: Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; Обретение ребенком контроля над своим поведением.

Слайд 7

1. Побуждение к совершению волевого действия 2. Представление и осмысление цели действия. 3. Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. 4. Намерение осуществить данное действие. 5. Выполнение принятого решения. Структура волевого акта:

Слайд 8

Возрастной особенностью является общая недостаточность воли . Нередко наблюдается капризность, упрямство.

Слайд 9

Волевые черты характера,формирующиеся в начальной школе: целеустремленность; организованность; дисциплинированность; настойчивость.

Слайд 10

Важные факторы в воспитании воли у младших школьников: 1)совместная работа в коллективе; 2)занятия физкультурой и спортом; 3)творческая деятельность, ИЗО; 4)оценка результатов деятельности детей.



Предварительный просмотр:


Анккетирование

Предлагаю вам представить свою реакцию в следующих ситуациях:

1.Ваш ребенок не убрал постель. Как вы поступите?

– уберете сами;

– заставите убрать!

– поступите как-то иначе, ваши действия.

2. Помогая вам в уборке, ваш ребенок разбил вазу. Ваша реакция?

– самая первая – подзатыльник;

– раздраженная фраза: «Уходи отсюда, обойдусь» без твоей помощи»;

– успокоите ребенка, ведь ой сделал это нечаянно.

3. Ребенок просит вас о помощи, а вы очень устали. Ваши действия?

– обрываете его: «Дай хоть минуту отдохнуть от тебя!»;

– помогаете, но неохотно;

– помогаете с удовольствием;

– придумываете причину, чтобы ребенок оставил вас в покое.

4. Вы идете по улице с мороженым. Ближайшая урна в ста метрах. Что вы сделаете с бумажным стаканчиком?

– попросите ребенка сбегать к урне и выбросить стаканчик;

– бросите мусор около ближайшего крыльца и никак не прокомментируете свои действия;

– бросите мусор и скажете ребенку, чтобы он сам так не делал.

5. Ваш ребенок должен следить за своевременным выносом мусор. Вы приходите с работы, и видите, что об этой обязанности ребенок, очевидно, забыл. Что вы сделаете?

– вынесете мусор сами;

– оставите его до следующего дня;

заставите ребенка оторваться от своих дел и сделать то, что положено.

Правила, которые помогут воспитать силу воли у ребенка.

Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно, или чему может научиться, а лишь обеспечивайте условия выполнения деятельности.

Поддерживайте чувство радости от достигнутого результата.

Подводите ребенка к рациональному решению, а не решайте за него.

Требуйте от себя того, что требуйте от ребенка.

Предъявляемые требования должны быть обоснованы и выполнимы, обдуманны и немногочисленны.

Не требуйте проявление интереса при выполнении интереса всех дел, которые следует выполнять автоматически.

Надо постепенно воспитывать в ребенке умение владеть своими желаниями, чувствами, приучать его сдерживать свои эмоции. С раннего возраста посильно приучать его к самообслуживанию, а так же помогать другим.

Формирование воли у детей должно идти так же, как и у взрослого человека, то есть необходимо развивать умение ставить перед собой цель и стремиться к ней, проявлять настойчивость в преодолении встречающихся трудностей, владеть собой, своим настроением желанием.

                                      Уважаемые родители!

Развитие у ребенка воли – это огромный труд. У взрослых должен быть единый подход к воспитанию. Нет ничего хуже разногласия между родителями в методах воспитания, когда отец не разрешает, а мать это же позволяет. В таких ситуациях у ребенка вырабатывается хитрость, изворотливость. Он начинает лавировать между взрослыми, с желанием обойти запреты и добиться своего. Уважаемые родители, ваш ребенок растет, и вместе с ним должны расти ваши требования к нему.