ПК 4.4
статья на тему

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starikova.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД АВТОРСКОЙ СКАЗКОЙ
(по материалам курсового исследования)

Научный руководитель — Батуева Л.И., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин высшей квалификационной категории

Старикова Александра Сергеевна

Актуальность исследования.  Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре — фольклору, искусству.

Человек — сначала маленький, потом большой — только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно с раннего детства через знакомство со сказкой. У большинства детей знакомство со сказкой начинается еще в раннем детстве, когда они еще не умеют говорить, а только лопочут. Бабушки и мамы  читают им детские стихи и  сказки. Первое знакомство малыша происходит с народной сказкой – про Курочку Рябу,  про Колобка, взрослея, ребенок знакомится с такими персонажами как Красная Шапочка, Золушка, Незнайка.

В детстве каждый ребенок хочет подражать взрослым, быть сильным, отважным, ловким  и умным. И в сказке он как будто бы реализует свои неосознанные желания. Большие и малые мечты осуществляются им в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант её.

Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа — она учит добру и справедливости. «Сказка, — писал В.А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»[3].

Сказки привлекают своим певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок, великий А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» [2, с. 5].  Пушкину также принадлежат слова: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка». [1, с. 36]

Сказки делятся на русские народные и авторские. Русскую народную сказку отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.  Авторская сказка вынуждает сопереживать, вызывает сочувствие, наводит на мысли, которые связаны с судьбой героев, чего часто нет в народной сказке. Это отличие, по мнению братьев Гримм, заключается в изысканности авторской сказки.

В литературной критике существует огромное количество вопросов, связанных с авторской сказкой, которые до сих пор не открыты. Например, авторская сказка по-разному соотносится с народной сказкой. Некоторые ученые считают, что авторская сказка продолжает фольклорную традицию, другие рассматривают ее как полностью самостоятельное произведение, которое покоряется воле писателя, близко до того или иного жанра литературы (например, к басне, фантастической повести).

В чем же особенность авторской сказки, каковы ее значение и функции в детской литературы – на эти вопросы мы ответили в первой главе. А вот в той работе мы узнаем методы работы над авторской сказкой.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема реферата: «Методика работы над авторской сказкой».

Цель:  исследовать методику работы над авторской сказкой, подобрать наиболее эффективные приемы и методы работы с авторской  сказкой.

Задачи исследования:

  1. Отбор и анализ литературы по проблеме исследования;
  2. Изучить методику работы над авторской сказкой
  3. Изучить виды заданий, анализ работы
  4. Сделать вывод по проблеме исследования

Методы исследования:

  1. Анализ, синтез;
  2. Изучение литературы;
  3. Обобщение материалов исследования;

В данном исследовании мы рассмотрели тему: Авторская сказка как жанр детской литературы. В главу вошли 4 параграфа.

1.1 Понятие «сказка». Их классификация. В этом подпункте мы дали определение понятию сказка из разных источников, определили жанр и дали общую характеристику.

1.2 Авторская сказка, ее происхождение, здесь мы изучили и проанализировали происхождение авторской сказки, как она изменялась на протяжении многих лет.

1.3  Художественные особенности жанра, здесь мы рассмотрели и изучили структуру авторской сказки её особенности и основные характеристики её жанров.

1.4 Авторская сказка в процессе обучения младшего школьника, здесь мы рассмотрели, как авторская сказка влияет на ребенка, чему учит авторская сказка.

Учителю необходимы глубокие знания методики работы над авторской сказкой ведь именно от того, как учитель будет работать над авторской сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими.

Самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве.

Работа со сказками носит обучающий, воспитывающий, развивающий и даже лечебный характер.

Авторская сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести.

Авторская сказка развивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность.

В процессе работы со сказками у детей формируются универсальные учебные действия, а именно, умение самостоятельно работать с книгой, задавать вопросы, выдвигать гипотезы и аргументировать свой ответ. Совершенствуются коммуникативные навыки общения в парах, группах, развиваются внимание, память, речь, логическое и образное мышление, повышается уровень познавательной активности и учебной мотивации, расширяется кругозор учащихся, воспитываются положительные качества характера на ярких и образных примерах.

Список литературы

  1. Петровский, М.С. Корней Чуковский.[Текст]. – М.: Советский писатель , 1960. –  5-111с.
  2. Терновский А.В. Детская литература, - М.: Просвещение, 1977г., с.21
  3. Федь, Н.М. Зеленая ветвь литературы [Текст]: кн. для учителя/ Н.М. Федь. – М.: Современник, 1981.–304с