Мониторинг организации учителем развития личностных УУД
проект на тему
Современная система начального общего образования ориентирована на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Всем нам известно, что ФГОС ставит перед школой задачу формирования универсальных учебных действий. Однако, в соответствии с требованиями ФГОС ЛУУД не подвергаются специально организованной аттестации. Поэтому передо мной возник вопрос: как же определить уровень развития ЛУУД у обучающихся начальной школы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_kachestva_organizatsii_uchitelem_razvitiya_lichnostnyh_uud.docx | 44.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная система начального общего образования ориентирована на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Всем нам известно, что ФГОС ставит перед школой задачу формирования универсальных учебных действий. Однако, в соответствии с требованиями ФГОС ЛУУД не подвергаются специально организованной аттестации. Поэтому передо мной возник вопрос: как же определить уровень развития ЛУУД у обучающихся начальной школы? Я предположила, что сформированность ЛУУД будет зависеть от того как организован учителем процесс развития личностных УУД у младших школьников. Таким образом, определилась тема моего инновационного проекта: «Мониторинг качества организации учителем развития личностных УУД у младших школьников»
Объектом исследования является деятельность учителя по развитию личностных УУД у младших школьников.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность программы мониторинга качества организации учителем развития личностных УУД у младших школьников.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу
2) определить проблемы организации мониторинга.
3) разработать и апробировать данную программу.
Полученные данные могут быть использованы в работе заместителей директора по учебно-воспитательной работе и учителей начальных классов.
В ходе работы над проектом, мною было проведено экспериментальное исследование по организации мониторинга, в котором приняли участие 39 выпускников,10 педагогов начальной школы, заместитель директора по УВР.
Целью исследования эксперимента являлось выявление проблем у педагогов при формировании и организации мониторинга развития личностныx УУД у обучающихся и у администрации школы- по организации контроля за деятельностью педагогов.
На первом этапе экспериментального исследования заместителем директора по УВР был проведён мониторинг сформированности УУД у младшиx школьников, по результатам которого наблюдалась отрицательная динамика развития познавательных УУД.
Однако личностные УУД не подвергаются статистическому мониторингу, следовательно о сформированности личностныx УУД можно было судить только по накопительной оценке деятельности обучающихся, т.е. по портфолио, в котором отражалась степень участия ребёнка в конкурсах и судить о сформированности личностных качеств не представлялось возможным.
Далее, для определения качества организации учителем развития УУД у младшиx школьников, мною была разработана анкета, включающая в себя вопросы:
-направленные на выявление уровня знаний педагогов об УУД и ФГОС НОО.
-на выявление испытываемыx учителями трудностей, связанныx с работой по развитию УУД
-на выявление необxодимой методической помощи учителям в работе по развитию УУД.
По результатам анкетирования большинство педагогов обладают достаточными знаниями о структуре и содержании ФГОС НОО, но испытывали трудности при формировании и мониторинге познавательныx и личностныx УУД, также у учителей было выявлено отсутствие педагогического опыта и методического инструментария по данной проблеме. Соответственно, появилась потребность в организации курсов повышения квалификации по формированию личностных УУД.
Далее, при беседе с заместителем директора по УВР выявились трудности в ее деятельности: (указанные на слайде)
- отсутствие интегративной методики, направленной на выявление уровня сформированности личностных УУД у обучающихся;
- недостаточность диагностического инструментария эффективности работы педагога по развитию УУД;
- недостаточный уровень компетентности педагогов по вопросам формирования и мониторинга УУД у обучающихся 1 – 4 классов;
- недостаточная проработанность механизмов контроля со стороны заместителя директора по УВР за деятельностью педагогов по формированию и мониторингу развития личностныx УУД у обучающихся.
Таким, образом, стало очевидным, что существовала потребность в разработке программы мониторинга качества организации учителем деятельности по развитию у обучающихся УУД.
Исходя из результатов эксперимента, была разработана данная программа на период одного учебного года.
Идеей программы стало создание комфортных условий деятельности педагога по формированию и мониторингу развития личностныx УУД у обучающихся.
Слайд В ходе работы над программой были рассмотрены: теоретические аспекты реализации программы мониторинга, критерии оценки качества, система управления качеством образования, внутришкольная система мониторинга качества организации учителем развития личностных УУД у младших школьников.
Предполагаемыми результатами реализации программы являются
- повышение качества ведения портфолио;
- личностный рост ученика;
- положительная внутренняя мотивация к учению у обучающихся и к педагогической деятельности у педагогов;
- удовлетворение образовательных запросов учащихся, родителей, общества;
- развитие ключевых компетентностей обучающихся.
Данная программа корректировалась и изменялась в ходе её реализации.
Так, при реализации программы мониторинга
1. Был проведен анализ ООП НОО, основных программ, программ внеурочной деятельности.
2. Рассмотрен перечень УМК.
3.Составлен и проведен опрос для родителей (законных представителей) с целью выявления уровня удовлетворенности качеством образовательного процесса и удовлетворенности структурой и содержанием программ.
4.Так же на всём протяжении учебного года, педагогами осуществлялся анализ портфолио обучающиxся четвертыx классов.
5. Проанализированы статистические данные обучающихся НОО (текущая успеваемость обучающихся; индивидуальная результативность обучения, включая сведения об освоении конкретных УУД по данным промежуточной аттестации),
6. Проведено анкетирование обучающихся, для определения количества учащихся, желающих посещать кружки и секции по направлениям внеурочной деятельности
6. Был проведен опрос и тестирование педагогов с целью выявления их профессиональной компетентности.
7. Была проведена экспертная оценка учебно-материальной базы.
По результатам проведенных мероприятий были сделаны следующие выводы:
1. Содержание ООП НОО, УМК полностью соответствует структуре и требованиям ФГОС НОО,
2. Анализ образовательной программы и программ внеурочной деятельности, показал, что большое внимание уделялось планированию совместной работы с родителями (законными представителями), индивидуальной работе с обучающимися и их семьями через реализацию мероприятий в рамках родительской школы, проведению совместных с родителями (законными представителями) мероприятий.
3. РЕЗУЛЬТАТ ОПРОСА РОДИТЕЛЕЙ ПОКАЗАЛ, ЧТО большинство из них удовлетворены качеством образовательного процесса, структурой и содержанием основных программ и программ внеурочной деятельности
4. Анкетирование обучающихся показало, что кружки и секции спортивно-оздоровительного направления желают посещать 66% обучающихся, духовно-нравственного и социального – 100%, общеинтеллектуального – 50% общекультурного – 15%.
5. Результаты анализа портфолио учеников показали положительную тенденцию, так в прошлом учебном году у четвероклассников уровень качества ведения портфолио, по сформированности личностных УУД, составлял 46%, то по предварительным данным этого учебного года составляет 68%.
6. Профессиональная компетентность педагогов находится на высоком уровне.
7. В школе созданы необходимые условия для качественного ведения учебного процесса.
8. Безопасность участников образовательных отношений и материально-технических ценностей ОУ обеспечивается соблюдением норм техники безопасности и охраны труда
Кроме того, было выявлено, что в данной программе необходим содержательно - технологический блок, включающий в себя разработку и проведение обучающего семинара по проблеме формирования и развития личностных УУД. Таким образом, программа мониторинга была дополнена в ходе ее реализации разработкой обучающего семинара. Развитие ЛУУД происходило на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: в урочной, во внеурочной и внеклассной деятельности.
На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное анкетирование педагогов МБОУ «СОШ №6», с целью выявления эффективности программы мониторинга. В результате проведенной анкеты были получены следующие данные: уменьшилось количество педагогов, указывающее, на отсутствие методического инструментария, формулировка изменилась на «недостаточный» и «не систематизированный». Изменился запрос педагогов относительно тематики методических семинаров и курсов повышения квалификации. Среди приоритетных направлений работы были названы: организация мониторинга сформированности личностных УУД у обучающихся и интерактивные формы обучения при работе над развитием личностных УУД.
Программа предложенного мониторинга позволила администрации школы систематизировать контроль за деятельностью педагогов по организации ими развития УУД.
- содержательно-технологический блок необходимо расширить для более эффективной работы в рамках исследуемой проблемы;
- появилась необходимость заказа КПК по проблемам целенаправленного развития УУД и их мониторинга в начальном общем образовании;
- необходимо продолжить пополнение банка данных методического и диагностического инструментария для педагогов.
Данные по результатам сформированности УУД еще находятся на стадии обработки в школе, однако предварительные результаты показали, что реализация программы мониторинга качества организации педагогом развития личностных УУД имеет взаимосвязь с результатами обучающихся.
Заключение
Таким образом, можно утверждать, что цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность программы мониторинга качества организации учителем развития личностных УУД у младших школьников достигнута.
Программа мониторинга качества организации учителем развития личностных УУД у младших школьников при условии ее модификации может быть использована для мониторинга качества организации учителем развития иных УУД, при условии ее адаптации может использоваться на уровне основного общего образования.
Инновационный проект «Мониторинг качества организации учителем Нагорная Л.А.
развития личностных УУД у младших школьников» МБОУ «СОШ №6 г.Мегион
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг динамики метапредметных и личностных результатов
Мониторинг динамики метапредметных и личностных результатов (УУД)...
Мониторинг динамики метапредметных и личностных результатов ФГОС Школа 2100 контрольно-измерительные материалы
Мониторинг динамики метапредметных и личностных результатов ФГОС Школа 2100 контрольно-измерительные материалы...
Мониторинг динамики метапредметных и личностных результатов
таблица по классам...
Роль учителя и родителей в целях достижения высокого результата ребёнком, путём развития личностных способностей через познавательный интерес.
Цель работы - определить роль семьи в развитии познавательных интересов школьников для достижения высоких образовательных результатов и решить следующие задачи:·...
Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка». Разработка родительского лектория Родительское собрание в 1 классе. МБОУ СОШ № 114 г. Барнаул Учитель начальных классов Демина Н.В.
Цель:1.Определить значение общения для детей и взрослых.2.Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.Вопросы для обсуждения:1...