ПК 4.3!
методическая разработка (3 класс) по теме

Абдрахманова Рушания Рифатовна

Педагогические опыты и образователные технологии в области НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока окружающего мира по программе «Школа 2100» с применением технологии оценивания

Тема урока: «Экосистема болота»

IV.  Введение новых знаний.

- Первые болота появились на планете 400 миллионов лет назад. Можно сказать, что они помогли первым живым организмам выйти из воды на сушу. Современным болотам чуть более 10 000 лет. Все эти годы они накапливали богатства, чтобы теперь щедро делиться ими с людьми.

- Сейчас каждая группа получит задание с инструкцией. Необходимо следовать каждому шагу алгоритма. Пожалуйста, старшие групп, откройте конверты и прочитайте инструкцию. (У каждой команды свое задание, а пошаговая инструкция очень близка).

1 группа.

Инструкция.

  1. Начало.
  2. Раздай каждому члену группы текст.
  3. Каждый член группы читает текст самостоятельно, выделяя маркером или карандашом ключевые слова.
  4. После прочтения, сверьте свои выводы.
  5. Достаньте из большого конверта 3 рисунка.
  6. Распределите рисунки в порядке зарастания озера.
  7. Раскрасьте дно.
  8. Подготовьте ответ на вопрос: «Как получаются болота?»
  9. Решите, кто будет отвечать от вашей команды.
  10.  Конец.

Текст.

Ручьи и реки, впадающие в озера, несут множество песчинок и мелких частиц почвы. В озерах течения нет, поэтому частички почвы оседают на дно и в озере образуется ил. Остатки умерших животных и растений перемешиваются вместе с илом и остаются на дне. Разрастаются растения и по поверхности озера, сплетаются корнями, постепенно захватывая все озеро. Дно заполненное илом становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото.

(Во время ответа ученика показать слайд с заросшим озером).

- Спасибо за выступление. А теперь ваша группа должна оценить своё выступление по алгоритму.

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была

цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Выполнили полностью верно или с незначительной ошибкой (какой,

в чем)?

4-й шаг. Справились полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто

помогал, в чем)?

5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

6-й шаг. Каков был уровень задачи, задания?

– Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.)

– В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.)

– Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали?

(Максимальный уровень.)

7-й шаг. Определите уровень успешности, на котором вы решили задачу.

8-й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определите

отметку, которую вы себе поставите.

 



Предварительный просмотр:

                           Подводящий диалог

Ребята, почему мы с вами так много говорим о здоровье, изучаем свой организм? Прочитайте поговорку. Что значит – «беречь как зеницу ока»?

Чем человек должен дорожить? Конечно, своим здоровьем!

 - Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

-О каких органах чувств говорится в стихотворении?

-Соедините линиями названия органов чувств с той ролью, которую они выполняют.

http://festival.1september.ru/articles/525399/01.gif

- Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?

 Посмотрите на эти предметы и попробуйте догадаться, о каком органе чувств мы сегодня будем говорить на уроке. Объясните!

- Конечно, это глаза – органы зрения. Их ещё называют «окна в окружающий мир». А почему? Попробуем разобраться!

- Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где же парта, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно.

- Какую же роль для человека играют органы зрения?

 - Интересно, а животные видят так же как мы?

Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.

У раков глаза расположены на специальных стебельках, которые могут выдвигаться вперед и вращаться подобно антеннам, когда животное неподвижно. И еще у рака есть особенный глаз на хвос­те, который помогает раку ориентироваться, когда тот пятится назад.

А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.

А пчелы — пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и по три маленьких глаза. Кроме того пчелы необычно воспринимают цвета. Например, они не опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.

У стрекозы глаза имеют своеобразное строение. Нижней частью глаз стрекоза хорошо различает цвета, верхняя же часть - цвета не различает. Зато этой частью глаз стрекоза легко различает на фоне неба мошек, которыми питается.

У пауков-скакунов восемь глаз: два больших и шесть маленьких. Большие снабжены мышцами и позволяют пауку следить за добычей, оставаясь неподвижным. А маленькие расположены так, что паук замечает все происходящее сзади и сверху.

У орла очень высокая острота зрения. Он может увидеть зайца с высоты 3 километров.

У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, эти жи­вотные хорошо видят в темноте.

У кого самые большие глаза? У самого большого в мире животного - голубого кита. Они у него величиной с футбольный мяч – около 23 см в поперечнике.

- У всех представителей животного мира разные глаза.

- С чем это связано? (с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут).

- Как вы думаете, у какого животного глаза почти как у человека? (У обезьян).

- Что мы можем узнать о предмете с помощью глаз? (Цвет, форму, размер предмета.)

 – Итак, как же устроен глаз человека, чтобы выполнять такую сложную работу? (строение глаза)

- Природа позаботилась о защите глаза снаружи. Как?

(Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они защищают глаза от пыли, пота. А если и попадёт пылинка в глаз, то слеза её - вымоет).

- На лице видна небольшая передняя часть глаза. Большую часть природа поместила в специальные углубления на черепе – глазницы. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко.

Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой - роговицей. Она защищает глаз от инфекции.

- Под ней мы видим радужную оболочку. Радужка. Почему она так называется?

(Радужная – радуга – цветная. )



Предварительный просмотр:

       Технология продуктивного чтения

Фрагмент урока по литературному чтению

ля учащихся 4 класса

по теме: К.Г.Паустовский «Мой дом»

 «Образовательная программа «Школа 2100»

                                                                                                          Выполнила: Абдрахманова Р, 44 группа

Содержание/ Деятельность учителя

Деятельность ученика

– Сейчас мы будем читать новый текст.

Прочитайте название, автора произведения, рассмотрите иллюстрацию.

- Что изображено, кого видим, где происходит действие, в какое время года? Почему так решили?

- Какими будут наши действия?

- Какие задания вы предложите.

Возможные варианты: чтение по цепочке вслух.

Составление плана.

Пересказ.

Знакомство с автором.

Чтение по ролям.

Продуктивное чтение. 

Вопрос, ответ, предположение.

- Вот этим мы с вами и займёмся сегодня на уроке, постараемся выполнить всё вами предложенное.

–Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела? (Видимо, К. Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т.д.)

- Прочитайте ключевые слова на доске.

Предположите, о чем пойдет речь в данном тексте.

Самостоятельно проводить первый этап работы с текстом, обращая внимание на заглавие, имя автора и иллюстрацию к тексту

Подготовленным ученикам выписать на доску ключевые слова

Прочитать ключевые слова

Высказывать предположения о содержании.

- Сколько частей будет в произведении. Предположите жанр.

 

     

  Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно, почему? Вопрос задаём, но ответа он не требует.)

Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (То есть досками.)

Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. (Частокол – забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие.)

Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей (то есть окраса) – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду. (То есть окружают его со всех сторон. Вы поняли, почему?)

Они шныряют вокруг (торопливо двигаются ), сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают (противно мяукают) друг на друга и ждут вечера.( Зачем, для чего?)

Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой (показ картинки) – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти (Почему?) невозможно.  

– Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?

– Какие звуки, запахи вы услышали в двух последних абзацах?

– Как бы вы озаглавили эту часть? («Отчаянные соседи», «Осаждённая изба».)– и т. д.

В ходе чтения 2-й части предлагаем детям разбить её на картины и составить план.

Делить произведение на части

Анализировать произведение

Читать произведение с комментированием

Примерные ответы детей:

Радостное, весёлое, много действий,  можно сказать, что это энергичная часть

Треск дров, шуршание листьев, тишина, запах прелой листвы, аромат яблок, мокрой древесины

 - Знаете ли вы  что-либо про творчество и самого Паустовского.

- Интересные биографические сведения подготовил…

Константин Георгиевич Паустовский русский писатель. Родился 19 мая 1892 года в Москве. Работал водителем трамвая, санитаром, журналистом, учителем. Известен как замечательный художник, но рисовал не красками, а словом. Страсть Паустовского к путешествиям привела его к созданию книг. Многие его произведения переведены на немецкий, французский, английский языки. Умер в возрасте 76 лет в Москве.

- Что вам показалось интересным?

- Почему Паустовский написал именно такое произведение? (сам любил природу)

Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»?  Только ли это старая бревенчатая изба?

(Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал… Это мир вокруг него…)

– Выполнили мы с вами план работы? Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

- Предположения оказались верными?

– Чью работу на уроке вы хотели бы выделить, как её  можно оценить?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Творческое задание: воссоздание дома К.Г.Паустовского из предложенных картин техникой коллаж.

1 ряд – сооружения (дом, беседка, забор, колодец)

2 ряд – животные (коты, синицы, пёс на цепи)

3 ряд – чувства царящие в доме (выбрать подходящие: радость, спокойствие, любовь, веселье, умиротворение, счастье)