ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
рабочая программа по теме

Храмцова Елена Анатольевна

Инклюзивное(франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на программу коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Разнообразие животных в природе» детей с ОВЗ, составленную  педагогом начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  города Ростова-на-Дону  «Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса» (МБОУ «Школа № 60»)  Храмцовой Еленой Анатольевной

Предлагаемая для рецензии   программа коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Разнообразие животных в природе» детей с ОВЗ отвечает поставленным целям и актуальна на современном этапе обучения в школе и направлена на реализацию требований ФГОС НОО.

В программе сохранено основное содержание  общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Данная программа составлена по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития.

Программа строит обучение  детей с задержкой психического развития  на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса и имеет интегративный характер.

Структура программы коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Разнообразие животных в природе» детей с ОВЗ соответствует требованиям ФГОС НОО и включает: пояснительную записку с описанием актуальности, новизны, целей и задач курса; описание места курса в учебном плане; требования к уровню подготовки учащихся; тематическое планирование; прогноз планируемых результатов; материально – техническое обеспечение.

Из всего курса образовательного предмета «Окружающий мир» из раздела «Кто и что?» выбрана тема «Кто такие звери?», и на её основе составлена программа коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности детей с ОВЗ  «Разнообразие животных в природе» рассчитана на 17 часов.

Актуальность программы коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Разнообразие животных в природе» обусловлена приоритетной задачей курса - формирование  у ребёнка с ОВЗ  «жизненной компетенции».  Под

E:\пнпо\ПРИЛОЖЕНИЕ\приложение_3_методическая_   разработка_\программы\рецензия_овз_.jpg



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса»  

 (МБОУ «Школа № 60»)

__________________________________________________________________

Утверждаю:

Директор МБОУ «Школа № 60», к.п.н.,                                                                   _______________Л. Г. Захарова

Приказ от _____ 20____г.   № _____

 ПРОГРАММА

коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Разнообразие животных в природе» по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

начальное общее образование   1 «В» класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов  17

Учитель    Храмцова Е. А.

                 

Программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: издательство ПАРАДИГМА, 2010. (Первый  вариант). Авторы программ: Р.Г. Тригер,  Ю.А. Костенкова и др.

  1. Пояснительная записка

Развитие речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья – одна из важных задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. От того, насколько будет сформирована речь учащихся с ограниченными возможностями здоровья, зависит успешность усвоения ими учебного материала по всем предметам, степень общего развития.

В силу того, что у учащихся с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствуют представления об окружающем мире, учителю специальной (коррекционной) школы необходимо добиваться прочного усвоения учебного материала по данному предмету.

Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности является специфическим для обучения младших школьников с ОВЗ. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

Программа разработана в соответствии:

  • «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
  • Основной образовательной программы НОО МБОУ «Школа № 60»;  
  • Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: издательство ПАРАДИГМА, 2010. (Первый  вариант). Авторы программ: Р.Г. Тригер,  Ю.А. Костенкова и др.

Программа реализуется посредством учебно-методического комплекса «Школа России» в общеобразовательных классах начальной школы с обучающимися с задержкой психического развития с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Из всего курса образовательного предмета «Окружающий мир» из раздела «Кто и что?» выбрана тема «Кто такие звери?», и на её основе составлена программа коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности детей с ОВЗ  «Разнообразие животных в природе».

В программе сохранено основное содержание  общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве.  Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.

Актуальность программы коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Разнообразие животных в природе» обусловлена приоритетной задачей курса - формирование  у ребёнка с ОВЗ  «жизненной компетенции». Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребёнку в обыденной жизни.

Программа строит обучение  детей с задержкой психического развития  на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Коррекции их мышления. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Дети расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Данные цели будут достигнуты, если необходимое внимание будет уделяться формированию элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.

Цель программы:

Целью данного курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе системно-деятельностного подхода в образовании; формирование жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
  • расширять и обогащать представление об окружающем мире;
  • способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.);
  • научить учащихся участвовать в учебном диалоге;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
  • формировать общие способности и эрудицию в соответствии и индивидуальными возможностями и особенностями.

Основные принципы:

  • Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
  • Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.
  • Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
  • Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
  • Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
  • Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
  • Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
  • Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
  • Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Приоритетные направления:

  • Речевое развитие.
  • Предметно практические действия.

  1. Общая характеристика коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности детей с ОВЗ «Разнообразие животных в природе»

Программа обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитии речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающегося. Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, развивающие, коррекционные и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у ребёнка развивается наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подмечать сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения. Характерными особенностями содержания программы являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащегося познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.  Система изучения окружающего мира способствует развитию данных познавательных процессов, у ребёнка  с ЗПР формируется диалоговая речь. Отбор содержания коррекционного курса по развитию речи детей с ОВЗ «Разнообразие животных в природе»  осуществляется на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира, идея экологической целостности мира, идея уважения к миру.

Многообразие, как форма существования мира, ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры.

Экологическая целостность мира - важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.

Уважение к миру - это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанная на познании самоценности сущего, на включение в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Отбор учебного материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимся предметов и явлений близких их жизненному опыту окружающей действительности, для формирования умений обсудить и рассказать о них. Изучение программного материала позволит каждому ученику понять свое место в окружающем мире (в системе человек — природа — общество); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности. Уроки окружающего мира должны развить у ребёнка  с задержкой психического развития  способности:

  • вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;
  • задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;
  • проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
  • рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
  • делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого наблюдаемых событий, явлений, предметов;
  • составлять высказывания из четырех- или пятисловных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;
  • усвоить навыки правильного поведения и общения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.

В образовании ребёнка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его «жизненной компетенции». Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Требуется специальная работа по введению ребенка в сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Исходя из этих определений,  сформулированы следующие жизненные компетенции, которые должны быть сформированы у Щ. А. к концу курса:

  • умение соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
  • Использовать полученные знания и умения в жизненных ситуациях. (безопасное поведение на улице, уход за одеждой , обувью и др)
  • способность сравнивать хорошо знакомые объекты, факты, явления по основным признакам;
  • умение анализировать небольшой объем пройденного материала при помощи учителя;

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б)  репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

 Формы работы: индивидуальная работа.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно -коммуникативные, проблемно-поисковые,  личностно - ориентированные, технологии разноуровнего и дифференцированного  обучения .

  1. Место коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности детей с ОВЗ «Разнообразие животных в природе» в учебном плане

Программа реализуется посредством учебно-методического комплекса «Школа России» в общеобразовательных классах начальной школы с обучающимися с задержкой психического развития с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Из всего курса образовательного предмета «Окружающий мир» из раздела «Кто и что?»  выбрана тема «Кто такие звери» и на её основе составлена программа коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности детей с ОВЗ  «Разнообразие животных в природе» рассчитана на 17 часов.

  1. Содержание коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности детей с ОВЗ «Разнообразие животных в природе»

Животные (17 ч)

Домашние животные. Детеныши домашних животных. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности. Забота человека о домашних животных. Правила обращения с домашними животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чужих кошек и т.п.).

 Дикие животные. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности. Деятельность взрослых и помощь детей по охране природы.

  1. Тематическое планирование коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности детей    с ОВЗ  «Разнообразие животных в природе»

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата

 по факту

Домашние животные. Игра для развития слухового внимания.

Домашние животные. Детеныши домашних животных.  Игры для развития грамматического строя речи.

Домашние животные. Забота человека о домашних животных. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи. 

Домашние животные. Правила обращения с домашними животными. Игры для развития грамматического строя речи.

Жизнь домашних животных зимой. Уход. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи. 

Жизнь домашних животных зимой. Уход. Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса).

Сравнение домашних и диких животных. Игры для развития грамматического строя речи.

Сравнение домашних и диких животных. Игры для развития лексической стороны речи.

Сравнение домашних и диких животных.  Экскурсия в зоопарк.  Игры для развития грамматического строя речи.

Деятельность взрослых и помощь детей по охране природы. Игры для развития связной речи.

тема

задачи

Методы и приёмы

Прогноз деятельности

Примерные этапы реализации

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

«Разнообразие животных в природе»

Домашние животные

Выявить и расширить знания учащихся о домашних животных. Различать взрослого животного и детёныша.

Формировать умение работать по наглядным опорам. Развивать диалогическую речь, упражнять в умении правильно строить предложение.

Воспитывать у детей интерес к узнаванию новых домашних животных.

Использование предметных и сюжетных картинок, схем-опор, карточек со словами, презентация, конверт с «осколочной" картинкой изображения козы и 2-3 элементами – рисунками другого животного

Уметь находить изображения козы среди других животных, называть части тела, строить и проговариватьпростые предложения по наглядным опорам.

4ч.

Домашние животные

Учить различать овцу, барана, ягнёнка, козу

Корригировать и развивать связную речь учащихся. Развитие анализа на основе упражнений на расшифровку слов.

Воспитывать интерес к новому животному: овца.

Использование предметных и сюжетных картинок, схем-опор, плаката для организационного момента, презентации, записи голосов животных.

Уметь находить изображения овцы среди других животных, уметь подражать голосу овцы (козы). Уметь находить различия между козой и овцой.

6 ч.

Жизнь домашних животных зимой. Уход за ними.

Уточнить и расширить знания детей об особенностях содержания домашних животных.

Развитие умения логически мыслить и рассуждать (условия проживания). Развивать зрительное и слуховое внимание (деревенская площадка).

Воспитывать доброжелательность и заинтересованность к общению с животными.

Экскурсия в зоопарк. Словарная работа: корм, хлев, представители «семей» животных.

Умение общаться с домашними животными.

3 ч.

Сравнение домашних и диких животных.

Закреплять навыки представлений-длинный- короткий, высокий- низкий;

учить сравнивать животных по размеру, месту обитания, употребляемой пищи и расцветке

Развитие навыков словообразования по средствам использования картинок-подсказок и схем

Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через обобщение конкретных представлений о домашних и диких животных.

Способствовать развитию связной речи по средствам применения многоуровневых и программированных заданий

Воспитывать интерес к предмету.

Презентация Microsoft Power Point, рассказ о домашних и диких животных и вопросы по нему, работа со схемами, составление предложений с подсказкой

Умение различать диких и домашних животных.

4ч.

Дидактические игры коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности детей с ОВЗ «Разнообразие животных в природе»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Игра для развития слухового внимания.

Лото «В мире животных»

Цель игры: Закрепление слов-обобщений: дикие животные, домашние животные; активизация словаря по данным темам.

Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу животных в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к данной группе животных. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.

Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов.              

  Игры для развития грамматического строя речи

  1. «Размытое письмо»

 Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.

  Материал. Игрушечный мишка.

  Организация.  - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал …  Я попал в яму, потому что …  Там было так глубоко, что… Пришли охотники и …  Теперь я живу в…  У нас есть площадка для …  На площадке для молодняка есть много … Мы играем с …  За ними ухаживают…  Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из…  Надеюсь попасть в …  Как здорово уметь… Жди следующего письма из …  До свидания. Топтыгин».

 Читая письмо, педагог интонацией побуждает детей дополнять предложения.

  1.  «Дополни предложение»

  Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

  Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

 Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Педагог говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Коза ест – капусту, сено, морковку ….», - продолжают дети.

  1.  «Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

 Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

  1. «Лишняя картинка »

 Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

 Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, объяснить почему.

  РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ЭТАП

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи 

1. «Поймай звук» Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А

 

2.Лото «Назови картинку и найди гласный звук»

 Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

 Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре в каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой,  выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

Этот же набор лото применяется для узнавания в слове согласных звуков. Игра проводится так же: ведущий называет изолированный согласный звук (в словах-названиях картинок из данного лото можно выделить звуки: Р, К, К, Л, Л, М, Щ, С, С, Т, Б, Н, Ж, Д, Ш, П, Б), а дети должны назвать нужную картинку.

  1. «Кто найдёт больше предметов, названия которых содержат звук С»

Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению; развитие зрительного внимания

Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С.

 Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.                                                          

4.«Замкни цепочку»

  Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

 Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком. Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более чёткой, правильной, выразительной.

5. «Найди букве место»

 Цель игры: научить определять место заданной буквы в слове (начало, середина, конец), и громко проговорить это слово.

Описание игры. Для игры понадобятся карточки, на каждой помещена предметная картинка и схема:  прямоугольник, разделённый на три части. В правом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Кроме предметных картинок заготавливают фишки по числу карточек.

Ход игры. Все карточки и фишки лежат на столе. Играющие берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове - названии картинки, выкладывая на соответствующее место по схеме фишку. Затем берут следующую карточку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут проанализированы. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек.

Картинки к игре: собака, баран (б), зебра, коза (з), лиса, осёл(л), кошка, мышка (к) и т. п.

  1. «Кого позовут в гости»

Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребёнком.

Ход игры. Играют четверо, у каждого играющего – домик с цифрой. На столе разложены предметные картинки с изображениями различных животных изображениями вниз. Дети по очереди берут по одной карточке-картинке из стопки, называют вслух слово и определяют, надо «позвать в свой домик в гости это животное или нет». Если в слове – названии картинки, открытой ребенком, столько же звуков, сколько написано на домике, то в гости звать нужно, и тогда играющий получает право на дополнительные ходы до тех пор, пока встретится  неподходящая картинка. Если количество звуков другое, картинка подкладывается в конец стопки. Выигрывает тот, кто раньше созвал своих гостей. В один набор входит по четыре картинки с каждым количеством звуков. Картинный материал для игры: картинки- «гости»: три звука – оса, сом, жук, рак; четыре звука – коза, сова, бобр, крот; пять звуков – галка, жираф, сурок, мишка; шесть звуков – корова, курица, кролик, ворона.

Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)

  1. «Собери пять»

 Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

 Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из тематических групп (домашние и дикие животные). На столе лежат картинки изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её  и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна овца, потому что я собираю домашних животных». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, по пять картинок).

  1. «Кто как голос подаёт»

 Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

 Ход игры. Педагог читает детям стихотворение Г Сапгира.

Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс,

Волк эту песню провыл на опушке,

Дружно проквакали песню лягушки.

Бык эту песню, как мог, промычал.

Рысь промурлыкала,

Сом промычал.

Филин прогукал,

Уж прошипел,

А соловей эту песню пропел.

 Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая  предметные картинки с изображениями животных.

3.«Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

 Ход игры. Участники игры встают в круг. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово  и передаёт эстафету рядом стоящему ученику. Тот должен подобрать подходящее слово - действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет;  кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

4. «Четвёртый лишний»

 Подбирается серия рисунков, среди которых три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»  

Игры для развития грамматического строя речи

1.«Доскажи словечко»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры. Педагог читает вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

На ветке не птичка — 
Зверек-невеличка. 
Мех теплый, как грелка. 
Кто же это?...
белка

Пышный хвост торчит с верхушки. 
Что за странная зверюшка? 
Щелкает орешки мелко. 
Ну, конечно, это...
белка

Всех перелетных птиц черней, 
Чистит пашню от червей. 
Целый день по пашне вскачь, 
А зовется птица...
грач

Добродушен, деловит, 
Весь иголками покрыт. 
Слышишь топот шустрых ножек? 
Это наш приятель... 
еж

Немытое в рот 
Ни за что не возьмет. 
И ты будь таким, 
Как чистюля...
енот

Мчится без оглядки, 
Лишь сверкают пятки. 
Мчится что есть духу, 
Хвост короче уха. 
Живо угадай-ка, 
Кто же это?... 
зайка

Этот зверь живет лишь дома. 
С этим зверем все знакомы! 
У него усы, как спицы, 
Он, мурлыча, песнь поет. 
Только мышь его боится, 
Потому что это... 
кот

Хитрая плутовка, 
Рыжая головка, 
Пушистый хвост-краса. 
Кто же это?...
лиса

Он всю зиму в шубе спал, 
Лапу бурую сосал. 
А, проснувшись, стал реветь. 
Это зверь лесной...
медведь

В подполье, в каморке 
Живет она в норке. 
Серая малышка, 
Кто же это?... 
мышка

В лесу под щебет и под свист 
Стучит лесной телеграфист: 
"Здорово, дрозд, приятель!" 
И ставит подпись: ... 
дятел

Строгий, быстрый, 
Рога ветвисты. 
Пасется весь день, 
Кто же это? ... 
олень

Под тяжелой ношей, 
Но спешит на помощь друг. 
Тут народ хороший, 
Без работы, хоть убей, 
Жить не может...
муравей

Чок-чок, пятачок, 
Сзади розовый крючок, 
Посреди бочонок, 
Голос тонок, звонок. 
Кто же это? Угадай! 
Это... 
поросенок

Лесники ее котят 
Взять с собой не захотят. 
Ей не скажешь: "Кошка, брысь!" 
Потому что это... 
рысь

2. «Прятки»

 Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

 Ход игры. В гостях у детей Мишка. Он играет с детьми в прятки. Мишка прячется. Дети закрывают глаза. Мишка спрятался. Дети открывают глаза, ищут: «Где же Мишка? Он, наверняка, под машинкой (в домике, за шкафом и т.п.)

3. «Один и много»

 Цель: учить изменять слова по числам.

 Ход игры. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом одного животного, а вы назовете слово так, чтобы получилось много животных. Например, я скажу «баран», а вы должны сказать «бараны».

Слова для игры: лиса, коза, кошка, мышка, медведь, волк, заяц,

 «А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много животных, а вы – одного».

 Слова для игры: медведи, телята, коровы, кролики, щенки, котята.

4.  «Добавь слова»

Цель: научить составлять распространенные предложения.

 Ход игры. «Сейчас я скажу предложение.  Например,  «Девочка кормит собаку». Как ты думаешь, что можно сказать о собаке, какая она? (голодная, большая, лохматая).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Девочка кормит голодную собаку. Девочка кормит большую собаку. Девочка кормит лохматую собаку.

 Предложения для игры: Мальчик играет с котёнком. Заяц ест травку. Корова пьёт воду.

Игры для развития связной речи

  1. «Угадай по описанию»

Цель игры:  обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Педагог напоминает детям, как они рассказали о знакомых животных, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем, по описанию отгадаем, о каком животном говорится. Ученик (или педагог) берёт картинку с изображением животного и рассказывает о нём, не называя. Учащиеся должны угадать о ком рассказывают.

План описания животного: он маленький, пушистый. Любит морковку, капусту. Прыгает по полям. Зимой белый, летом серого цвета.

  1. «Найди фрагмент»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф  сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

  1. «Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ ЭТАП.

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

1.«Составь слово»

Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.

Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его чтению.

  Игры для развития лексической стороны речи

  1. «Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Ряд картинок для игры:

1. медведь, заяц, лиса, кошка. 2. Корова, овца, баран, курица. 3. Кошка, собака, лошадь, медведь.4. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.

2.«Верно ли это?»

Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.

Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

                                                          Верно ли это?

 

Собирают сыр с кустов.

 С зайцами пасут коров.

 На лугу доят волков.

В пляс пускается медведь.

 Тыквы стали песни петь.

 Косят зайчики леса.

 На носу лежит коза.

Верно ли, что как-то раз

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам ночью светит?

Что конфет не любят дети?        

Игры для развития грамматического строя речи

1.«Подними цифру»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

Предложения для игры: Кошка спит. Котёнок играет клубком. Заяц любит сочную морковку. Рыжая лисичка быстро бежит домой.

Игры для развития связной речи

1.«Составь рассказ»

Цель: научить различать сюжеты разных  рассказов.

Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по одной серии.

  1. Планируемые результаты изучения коррекционного курса по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности детей с ОВЗ «Разнообразие животных в природе»

Личностными результатами изучения коррекционного курса по развитию речи детей с ОВЗ «Разнообразие животных в природе» в1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения коррекционного курса по развитию речи детей с ОВЗ «Разнообразие животных в природе» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения коррекционного курса по развитию речи детей с ОВЗ «Разнообразие животных в природе»  в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • различать изученные группы  животных;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения;
  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
  1. Критерии и нормы оценки знаний обучающегося  с задержкой психического развития

Проверочные работы имеют своей целью проверку усвоения изученного программного материала (по всей теме или по определенному се разделу). Для проведения проверочных работ учитель может отвести весь урок или его часть (10-15 минут).

Проверочные задания по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи направлены на выявление:

  • уровня представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения, их свойствах;
  • уровня сенсорного и умственного развития;
  • сформированности обобщенных представлений на основе выделения общих существенных признаков;
  • умения проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
  • умения рассказать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;

•        умения узнавать в природе и на картинке цветы, деревья, кустарники, плоды, птиц, домашних и диких животных;

  • уровня развития речи, степени систематизации словаря;
  • умения различать взаимное расположение предметов и обозначать эти отношения соответствующими словами;
  • умения работать по плану, инструкции, алгоритму;
  • умения вести наблюдения, анализировать их и делать выводы;
  • умения выбирать способ обследования предмета;
  • умения давать полные ответы на вопросы об увиденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности;
  • умения описывать предметы, явления, излагать события или
    рассуждать о них в определенной последовательности;
  • уровня овладения навыками предметно-практической деятельности;
  • умения составлять рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, опорному слову, образцу;
  •  выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Виды проверочных работ

Выбор вида проверочных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам изучаемой темы.

Основными видами проверочных работ по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются:

  • устные и письменные ответы на вопросы с использованием справочного материала;
  • составление рассказов по опорным словам, иллюстрируемым картинкой;
  • составление рассказов по серии картинок;
  • составление рассказов по серии сюжетных картинок, предлагаемых в нарушенной последовательности;
  • составление рассказов по сюжетным картинам;
  • составление плана рассказа при помощи картинок;
  • составление рассказов о наблюдениях в природе и за деятельностью человека по плану, алгоритму; работа с деформированным предложением, текстом;
  • пересказ по готовому образцу; решение речевых логических задач;
  • работа по перфокартам;
  • распределение (группировка) предметных картинок по заданным признакам,
  • работа с лекалами, трафаретами, контурными изображениями;
  • конструирование (аппликация) из палочек, геометрических фигур, природного материала, бумаги, картона, дерева:
  • выполнение коллективных работ по предварительно обсужденному замыслу,
  • ролевой тренинг, выполнение тестовых заданий.

Речевая логическая задача - рассказ-загадка о явлениях природы, предметах ближайшего окружения, ответ на которого может быть получен при уяснении связей и закономерностей между рассматриваемыми предметами, явлениями, событиями. Решение логических задач активизирует приемы умственной деятельности (сравнение, сопоставление, построение умозаключений), стимулирует развитие словесно-логического мышления.

Словесная оценка знаний и умений по предмету "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" в 1 классе в соответствии с требованиями программы производится по результатам бесед, наблюдений, практических работ, дидактических игр.

В 1 классе знания и умения учащихся по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ по перфокартам, предметным и сюжетным картинам, индивидуальным карточкам.

  1. Материально-техническое и учебно–методическое обеспечение

Учебно-методические комплекты по «Окружающему миру» для 1класса (программы, учебники, рабочие тетради).

  • Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1 класса в 2 ч. М.: Просвещение 2014
  • Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. в 2 ч. 2015
  • Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир»), 1 класс.
  • Плешаков А. А., Плешаков С. А. Окружающий мир. Проверочные работы. 1 класс
  • Плешаков А. А., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 класс.

Научно-популярные, художественные книги для чтения

  • Детская справочная литература (справочники, атласы-определители) об окружающем мире
  • Плешаков А. А., Плешаков С. А. Энциклопедия путешествий. Страны мира. Книга для учащихся начальных классов.

Методические пособия

  • Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
  • Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
  • Т.Н. Максимова. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 кл. 2011.
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. 1 класс

Электронно-программное обеспечение:

  • энциклопедия животных Кирилла и Мефодия;
  • презентации по окружающему миру;
  • электронное интерактивное приложение «Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-3 классы»

Технические средства обучения:

  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • интерактивная доска;
  • магнитная доска;
  • принтер, ксерокс.

Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа:                             http://school-collection.edu.ru/
  2. Я иду на урок начальной школы (материалы к урокам). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
  3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about|193
  4. Сказочное образование. – Режим доступа: http://babydreams.bestnetservice.com/

Информационно-коммуникативные средства.

  1. Детская энциклопедия Кирилла и Mефодия  (CD)
  2. Большая электронная детская энциклопедия (CD)
  3. Электронное приложение. Повторение и контроль знаний. Окружающий мир 3-4 классы (Издательство «Планета» DVD.)
  4. Электронное приложение. Мастер-класс учителя начальной школы.                              (Издательство «Планета» DVD.)

Список литературы

1.Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) /В.П.Беспалько. – М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с.

2.Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. 2002. № 1. - 199с.

3. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности / А.А.Вербицкий. − М. : Полиграф-сервис, 2005. − 327 с.

4.Виноградова, А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с. 5.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. –М.: Педагогика, – 1991. – 480 с.  

6.Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 453-480.  8.Выготский, Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983.- Т.2. - 340 с.

7.Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. М., Аркти, 2004.-212 с.

8. Дмитриева, Л.И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (начальные классы): Учебное пособие. -М„ 2002. -197с.

9.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru/catalog.

10.Ефименкова, Л. Н., Садовникова И. Н. «Формирование связной речи у детей -олигофренов», 1970 г.-356 с.

11.Жизнева, Н.В. Психологические аспекты использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи / Н.В. Жизнева // Дефектология. − 2009. − № 4. − С. 21-25.

12.Зикеев, А.Г. Особенности словесной речи учащихся с отклонениями в развитии при их переходе на вторую ступень обучения //Обучение и воспитание в специальной школе.2004.№5.

13.Игушева, И.А. Информационно-коммуникационные технологии в современной начальной школе [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27022.

14.Ильина, М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. – С – Пб, ПИТЕР, 2006, с. 55-60.

15.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.12.

16.Кукушкина, О. И. Информационные технологии в специальном образовании / О. И. Кукушкина // Образование для всех : совершенствование процесса обучения детей со специальными образовательными потребностями. − Кишинёв : ООН в Молдове, 2004. − С. 75-83.

17.Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. -214с.

18.Леушина, A.M. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. Алексеева М.М., Яшина В. И. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -560с.

19.Петрова, В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» – М.: Педагогика, 1977 . -326 с.

20.Сальникова, Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. М., Творческий Центр Сфера,2000, с.168-200.

21.Худенко. Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром . Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. - М.: АРКТИ, 2004. – 145 с.

22. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов.

23.Шипицына, Л. М.,  Защиринская О. В Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте.- Санкт – Петербург, РЕЧЬ, 2009,29-31,36-43.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета  МБОУ «Школа № 60»

от ___.____.20__  года № ___

______________  Чубарьян Г. З.

подпись руководителя МС       Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

        _________________  Маевская В. Н.

            подпись                                 Ф.И.О.

                                          .    .20___ года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование - образование для всех

Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...

Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования

В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь,  в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...

Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования

В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также  об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...

Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...

Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...