Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования
опыты и эксперименты на тему

Селиванова Наталья Анатольевна

В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь,  в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением слуха могут  успешно  обучаться в инклюзивной массовой школе. Поэтому таким детям  рекомендуется частичная инклюзия, т.е., в нашем случае, посещение учреждений дополнительного образования. Инклюзивные образовательные технологии наиболее «безболезненным» образом могут внедриться в образовательную практику школ – интернатов I,II вида  именно из системы дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селиванова Наталья Анатольевна,

учитель-дефектолог,

ГБС(К)ОУ «Елабужская

школа-интернат I, II вида»,

г. Елабуга, Республика Татарстан

Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха

как перспективное направление развития инклюзивного образования

Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено в положениях  Конвенции о правах ребенка (1989), Конвенции о правах инвалидов (2006).

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), представленной Д.А. Медведевым, инклюзивному подходу в образовании отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любом среднем образовательном учреждении будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов».

При этом развитие инклюзивного образования не предполагает отказа от сложившейся системы специального образования. Речь идет о поиске путей развития новой школы таким образом, чтобы дети  с  ограниченными

возможностями здоровья, инвалидностью смогли реализовать свое право обучаться  наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности. Причём посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа  могут только те дети - инвалиды, родители которых изъявят такое желание.

Для специалистов же, много лет проработавших  с этой категорией обучающихся вполне очевидно, что не все дети с нарушением слуха могут  успешно  обучаться в инклюзивной массовой школе. Но ведь в условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь,  в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию. Поэтому таким детям  рекомендуется частичная инклюзия, т.е., в нашем случае, посещение учреждений дополнительного образования. Инклюзивные образовательные технологии наиболее «безболезненным» образом могут внедриться в образовательную практику школ – интернатов I,II вида  именно из системы дополнительного образования. Ведь в  коррекционных образовательных учреждениях дополнительное образование чаще всего ограничивается рамками внеклассной работы в различных кружках и творческих объединениях внутри школы – интерната.  Отсюда  возникает необходимость в создании  модели инклюзивного дополнительного образования.  

Для этого необходимо разработать  документы, регулирующие отношения участников сетей, например:

• договор между образовательным  учреждением и учреждениями дополнительного образования;

• договор между образовательным учреждением и родителями ребенка с

нарушением слуха;

• индивидуальные образовательные планы и программы дополнительного образования.

Задача педагогического коллектива – вовлечь всех ребят в дополнительную образовательную деятельность, но не под нажимом, а по интересам.

Чем раньше дети с нарушением слуха начнут посещать учреждения дополнительного образования по интересам, тем быстрее будет их развитие, тем быстрее они будут развиваться интеллектуально, эмоционально и творчески, тем быстрее усвоят нормы социализации. В результате значительно повысится уровень их социальной адаптации, который в дальнейшем будет способствовать формированию социально-активной личности и в дальнейшем скажется на улучшении качества жизни   детей с нарушением слуха  в целом.

Изучение проблемы дополнительного образования показывает, что оно тесно переплетается с системой воспитательной работы в коррекционном образовательном учреждении и призвано решать большой спектр задач, одной из которых является социализация детей с нарушением слуха. Вместе с тем для обеспечения дополнительного образования необходим постоянный поиск новых форм его реализации. Оптимизация дополнительного образования требует изучения направлений работы во взаимосвязи с основными учебными предметами специальной школы (русский язык, математика, география, история, биология, физическая культура, физика, химия, трудовое обучение, ОБЖ и ряд других дисциплин), которые тесно связаны с общим и речевым развитием учащихся, познанием ими окружающего мира. Эти связи, на наш взгляд, могут активно укрепляться в процессе дополнительного образования учащихся, служить фактором совершенствования общеобразовательной подготовки учащихся, успешной социализации и нормализации жизни воспитанников.

Особо следует отметить, что рассматриваемая нами проблематика дополнительного образования учащихся с нарушением слуха  имеет тесные связи с их физическим развитием, эстетическим развитием, пропагандой здорового образа жизни, организацией активного досуга, а в будущем и занятием профессиональной деятельностью.

Рассматривая различные направления дополнительного образования, нам бы хотелось выделить художественно-прикладное, эколого-биологическое, историко-краеведческое, спортивно-оздоровительное и техническое  направления. По этим направлениям дети с нарушением слуха могут посещать такие учреждения дополнительного образования как  Детская художественная школа, Детская спортивная школа, Эколого – биологический центр, Центр детского технического творчества. Эти виды деятельности активизируют  различные стороны жизнедеятельности обучающихся и позволяют создать благоприятные условия для межличностного взаимодействия учащихся с нарушением слуха и их здоровых сверстников в различных условиях. Безусловно, для организации и успешного функционирования этих  направления необходима поддержка администрации школы и тесное сотрудничество с родителями, общественными организациями и образовательными учреждениями дополнительного образования.

В процессе участия в соревнованиях, выставках, походах создаются интегрированные детско-юношеские коллективы, в том числе и совместно с учащимися из массовых образовательных учреждений. Совместные занятия, тренировки, походы  убирают коммуникативные и психологические барьеры в общении. Общение учащихся с нарушением слуха и их здоровых сверстников продолжается и после завершения занятий, тренировок и различных мероприятий, что подтверждает актуальность и значимость этой работы.

Главное, на наш взгляд, это осознание всеми участниками учебно-воспитательной деятельности тезиса о том, что все учащиеся имеют равные права. Ограниченные возможности здоровья не должны лишать ребёнка возможности получения качественного дополнительного образования. При этом нужно учитывать индивидуальные образовательные возможности ребёнка. Итак, мы можем констатировать, что организация совместной работы (взаимодействия учащихся с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников) в условиях дополнительного образования создаёт благоприятные предпосылки для развития инклюзивного образования.

Литература.

  1. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. – 2004. - № 7.
  2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Учеб. пособ. Для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.
  3. От «Школы для многих» к «Школе для всех» / Пер. Ч.Гюнваль// Дефектология. – 2006. – № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Идея опыта: поддержка и развитие инклюзивного образования детей школьного возраста с ОВЗ в общеобразовательном учреждении посредством коррекционно – развивающего сопровождения педагогов....

Интернет-конференция "Перспективные направления развития ИКТ в образовании" Применение ИКТ в начальной школе

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на ...

Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы. Из опыта работы

Возможность получения качественного образования- одно из фундаментальных прав человека. Для лиц, имеющие ограниченные возможности здоровья, образование также жизненно важно, поскольку способствует раз...

"Дети должны учиться вместе. Развитие инклюзивного образования в России и за рубежом."

Презентация "Дети должны учиться вместе" может быть использована для выступления на пед. совете при освещении вопроса о развитии инклюзивного образования в России и за рубежом....

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В МОСКВЕ

В настоящее время проблема ограниченности возможностей здоровья считается актуальной, так как интегрированное обучение детей с ОВЗ является современной тенденцией, которая характерна для зарубежных ст...

Курсовая работа "ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ И ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ"

Курсовая работа "ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В  УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ И ИНТЕГРАЦИИ  ОБРАЗОВАНИЯ"...