Развитие у учащихся познавательной компетентности.
методическая разработка на тему

Белоусова Елена Георгиевна

В начальных  классах даже самые небольшие шаги поиска и доказательства информации, это уже считается исследовательской работой, при выполнении которой дети учатся анализировать, сравнивать, отличать факты от домыслов, учатся ставить цель и идти к её достижению. Развитие познавательной компетенции основная задача учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие у учащихся учебно-познавательной компетентности на уроках.

Учебно-познавательная  деятельность-это самостоятельная деятельность учащегося, в которой он сам определяет способы и пути по решению познавательных проблем, при решении которых овладевает необходимыми знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.

Получить необходимые знания возможно только через деятельностный подход к обучению.

Приведу примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
  • иметь опыт восприятия картины мира.
  • Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; Какие из них я применяю в своей деятельности? Вот некоторые из них.

В своей практике я организую на уроках самостоятельные практические работы с разными источниками информации

В начальных  классах даже самые небольшие шаги поиска и доказательства информации, это уже считается исследовательской работой, при выполнении которой дети учатся анализировать, сравнивать, отличать факты от домыслов, учатся ставить цель и идти к её достижению.

Я часто намерено детей завожу в заблуждение или настаиваю на своём говоря, что я права, так как я учитель. Немного помолчав добавляю,  вы или соглашайтесь со мной принимая мой ответ либо опровергните моё убеждение своими доказательствами.

Так например на уроке русского языка изучив тему "Части речи" я урок начинаю с того, что с уверенностью говорю детям , что слово стекло это глагол, я видела в оном предложении.

конечно, лес рук, а я всё равно на своём. Возникает проблема. выход один - исследование.

На доске несколько предложений: Мама моет оконное стекло.

У девочки по руке мороженое стекло.

При выполнении мини исследования дети ставят цель:

-Доказать, что слово стекло - сущ.

- определить ошибку учителя, исправить доказывая фактами.

2. Планирование. выстраивают алгоритм поиска истины.

- прочитать предложение;

- найти грамматическую основу;

- выделить слово и определить его часть речи основываясь на правило. Пояснить лексическое значение каждого слова.

3. Объяснить, в чём заключалась моя ошибка. При чём мне объяснить бывает очень не просто, я всегда говорю, что я не понимаю, добиваясь этим точных ответов основанных на правилах.

4. Привести свои слова омонимы и составить с ними предложения. (печь, течь, сечь).

Хорошо проводить такую работу в малых группах, работают все и один у другого учится. Один ум хорошо, а два лучше.

Задание имеет успех, если оно интересно детям, а для этого иногда надо просто поменять формулировку задания. Приведу пример разминки на русском языке, которая способствует и развитию речи, и умению описывать предметы.

Вместо: напишите сочинение по картине "Осень в лесу", предложить игру:  "Разукрась существительные прилагательными". вывешиваю репродукцию и добавляю, что сама не могу прочитать ни в одном уголке репродукции ни одного существительного, где же их взять. Начинается работа.

Дети уже заинтересованы и не обращают внимания, что сами начинают последовательно писать сочинение.

Я только направляю детей.

Первое умение - умение детьми ставить перед собой цель (наша цель разукрасить все существительные прилагательными) и второе- организовывать её достижение ( существительные детям не даются, их надо найти на картине) , умение пояснить свою цель ( что я делаю и как я это делаю) для этого

Составляется план работы-алгоритм.

1. Найти все существительные и выписать. Далее для удобства ...

2. Разделить существительные на группы. (небо с облаками и т.д.) (деревья, берёзы, ели....) (Снег, тени, ..)

3. Разукрашиваем существительные прилагательными.

4. Самоконтроль. (читают получившиеся словосочетания друг другу, отбирая более точные прилагательные.)

-Когда эта игра закончилась, я предлагаю детям поиграть в другую игру, но добавляю, что в неё играют только старшеклассники и возможно они не справятся с ней. Называю игру. "Составь с полученными словосочетаниями предложения, опираясь на репродукцию". Дети начинают доказывать, что они нисколько не хуже  и принимаются за работу. В конце урока выходят и читают свои предложения, и удивляются, что у них  получились хорошие сочинения.

После этой работы проводим рефлексию. ), через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);Какие умения и навыки помогли выполнить задание. Какое чувство появилось у вас после прослушивания своих сочинений.  Почему?

Другой способ создания поисковой ситуации – использование практического опыта учащихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе, дома или на производстве. Поисковые ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу поиска.

 Перед изучением темы "Умножение и деление на трёхзначное число даю выражения для самостоятельной работы вида-

134*56, 147 разделить на 43, 679 - 134. после этого приступаю к новой теме урока.

Так на уроке математики дети самостоятельно объясняют алгоритм умножения и деления на трёхзначное число, опираясь на навыки умножения и деления на однозначное  и двузначное число. Путём наблюдения вычленяют знакомые шаги в алгоритме и убеждаются, что это не так трудно. Слайд №2.

Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь  товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно –познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы»

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном са...

Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»

Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»...

Роль исследовательской деятельности в развитии познавательной компетентности учащихся начальной школы

В статье раскрывается значение иследовательской деятельности для поввышения мотивации к учебе, приведены конкретные примеры формирования познавательных компетенций учащихся  в процессе работы над...

Система работы по развитию у учащихся познавательных навыков в процессе изучения ими программы «Разговор о правильном питании»

Формирование у учащихся культуры здорового питания через курс внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании " для 1 - 4 классов...

Развитие у учащихся познавательных потребностей в общеобразовательной организации

Актуальность проблемы развития познавательной деятельности обучающихся обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, воснове которого лежит личностно ориентированн...

Доклад по теме: «Работа школьного библиотекаря по развитию у учащихся читательской компетентности»

Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.Читательская компетентность опр...