Современный учитель
учебно-методический материал на тему

В условиях перехода российского образования на ФГОС второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты системы образования.В связи с этим учитель должен осуществлять концептуальное и практическое осмысление инновационных путей развития образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_uchitel.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

 «СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ: ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛ»

Учитель начальных классов

                                                                                       МБОУ «СОШ № 11»

г. Серпухова Московской области

Абросимова Марина Николаевна

 «Воспитатель – не чиновник,

а если он чиновник,

то он не воспитатель.»

К.Ушинский

Переоценка современного образования со знанием нового подхода на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы образовательных учреждений перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Соответствующие задачи нашли отражение в новом «законе об образовании в РФ», федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования и ФГОС.

Каждый из нас, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы - учителя обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас  в значительной степени зависит психологический климат в классе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между одноклассниками, успехи ребенка в деятельности.

На современном этапе развития школьного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому я, как и многие учителя, пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности и встали на позицию ребенка.

 «Современному ребенку - современного учителя!» - лозунг сегодняшнего дня!

 - А кто же такой «современный учитель»?! Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат? Творческая личность, которая стремится найти себя?...

Учитель… Слово необыкновенное. Это не тот, у кого в дипломе есть запись о такой квалификации. И даже не тот, кто каждый день приходит в школу и дает уроки русского языка, математики, географии, рисования… Это тот, кто выше тебя, мудрее, сильнее. Это тот, кто сможет повести за собой, кто обладает силой созидания и талантом души. Это paidagogos, то есть воспитатель, а буквально – «ведущий дитя». Слово, ко многому обязывающее.

К сожалению, настоящих учителей сейчас не так много. Их мало, как, наверно, и настоящих руководителей, врачей, работников социальной сферы, сферы обслуживания – всех тех, от кого ждут помощи, поддержки, соучастия, приветливости. Мало просто отзывчивых людей, способных думать не только о себе, делать не только для себя. Кризис в нашем обществе ощутим. И это в большей степени не экономический кризис, о котором то и дело мы слышим с экранов телевизора и о котором пишут все газеты. Это кризис нашего сознания, нашей души. И учитель в нашем больном обществе измельчал, сник, потерялся.

Когда я иду в школу, я думаю об ответственности, которая лежит на моих плечах. Да, пусть кризис, пусть невнимание к основополагающей профессии, но есть дети, которые сейчас будут смотреть на тебя, слушать тебя. Они при чем? Скоро они окончат школу, пойдут самостоятельно по жизни. Хорошо, если им встретится человек, который поможет их становлению, научит различать добро и зло. Хорошо, если свою воспитательную миссию качественно выполнили его родители. А если нет?

Cовесть настоящего педагога – это то, что не позволяет поддаться настроению хаоса и растления, которое витает в воздухе. И в памяти своих учеников ты останешься учителем только при условии, если ты с достоинством нес это звание. Либо - они забудут вскоре и твое имя.         

Итак, молодой учитель, дорога в школу тебе открыта, если ты готов не брать, а отдавать, если ты имеешь духовное наполнение, любовь к людям и к своей стране. Мало иметь диплом, пусть даже и с отличием, и мало иметь наполненную знаниями голову. Прежде всего, ты учитель, педагог, а это намного больше, чем просто историк, биолог, математик…

Многого ждут от тебя дети. И эта статья для тех, кто хочет духовно возрастать, работать над собой, становиться истинным педагогом. Я думаю, что наша профессия сродни профессии священника, пастыря, и нам, учителям, нужна ежедневная работа над собой. Пусть на этом закончит читать мою статью тот, кто считает, что человек сам, только сам, устраивает свою жизнь, что нет необходимости учителю приобретать духовный опыт и наполнять себя духовной энергией…

Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. 

Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затронет все компоненты системы образования. Для эффективной реализации этих масштабных инновационных изменений каждый педагог должен осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей развития образования, определить перспективы и приоритетные направления развития своей профессиональной деятельности, откорректировать цели, начать экспериментальную проверку концептуальных идей, осуществляя рефлексию результатов своей деятельности и деятельности учащихся. Таким образом, педагогу, как основному субъекту инноваций, сегодня, в отсутствии опыта и разработанных методик реализации новых подходов, просто необходим опыт педагогического проектирования.

 Важно отметить, что работая по ФГОС мы стремимся к тому:

1. Чтобы любая детская деятельность (учебная, игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Мы создаём проблемные ситуации к деятельности, которые становятся частью НОД (урока), проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляем детям выбор нескольких видов деятельности. Мы привыкли к демократическому стилю общения с детьми, советуемся с ними, беседуем по душам на разные темы. Наши дети доверяют взрослым и с удовольствием вместе с ними играют и общаются.

2. Чтобы дети были активными участниками учебно-воспитательного процесса мы строим образовательную деятельность таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали  в художественном  творчестве, опытах, труде.

3. Чтобы стимулировать детей к успеху. Активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам,  стимулируем, поощряем, отмечаем с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечаем в портфолио, благодарим родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с учителями. 

4. Современный учитель   тщательно продумывает содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляет учебную и наглядную среду в зависимости от темы образовательной деятельности. При планировании уроков, мы  предусматриваем  виды самостоятельной свободной детской деятельности в  специально подготовленной развивающей среде образовательного учреждения, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

         Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации учителя.

Учителям необходимо овладевать современными образовательными  технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, деятельностные технологии, а также ИКТ-технологии. Я признаю, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо помнить: он должен только дополнять учителя, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровым. Следовательно, задача обучения современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.

Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности мы делаем учение мотивированным, учим ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки - это задача современного учителя.   Обучая детей в школе, мы формируем у школьника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка.

Важно отметить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. На мой взгляд, необходимо обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Мы понимаем, что ребенок сам создает свою личность, а мы помогаем ему обнаружить в себе и развить то, что ему присуще. Именно поэтому мы, современные учителя, поставили перед собой цель - создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Мы формируем социальные умения и навыки школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе, стремимся к организации единого развивающего мира – начального образования и среднего звена школы. Выбор форм работы мы осуществляем самостоятельно в зависимости от контингента учеников, от оснащённости класса, от опыта и творческого подхода учителя. Так, в начале учебного дня, когда ученики бодры и полны сил, предусматриваю наиболее трудоёмкие виды деятельности: ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализировать свою деятельность, оценивать успехи, определять причины ошибок и неудач. По мере уставания детей включаю сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение учебного дня, обеспечиваю их разнообразие и баланс с целью укрепления здоровья школьников большое значение уделяю двигательной активности. В работе с детьми младшего школьного возраста современные учителя используют преимущественно интегрированные формы образовательной деятельности, которые носят развивающий характер. Мы учим детей творческому партнёрству, умению обсуждать совместный проект, оценивать свои силы и возможности.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, мы задаем себе одни и те же вопросы:
А) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;
В) какие методы и средства обучения выбрать;

Г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.

Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать.

Поэтому современным учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Современный учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.

Скоро начнется апробация программ основной школы. Сама жизнь требует новой работы с содержанием образования. Сегодняшние первоклашки и второклашки через какие-нибудь 15 лет будут продвигать Россию в ведущие державы. В ситуации усиливающейся конкуренции между государствами будущее будет за теми странами, которые сейчас много вкладывают в образование подрастающего поколения, стремятся сделать из сегодняшних школьников завтрашних лидеров, способных развивать экономику и промышленность, способных вывести свои страны на передовой рубеж развития. Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС. ФГОС нового поколения…

          Мы – современные учителя, делаем школьное детство разнообразным. Для нас это стало нормой. Мы даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Можно говорить о разных мнениях к оценке ФГОС, но, для нас - учителей, главный критерий – удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в школу с удовольствием, если там организована учебно-воспитательная деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём-то новом, то это высшая оценка учителя – профессионала.

В профессиональной деятельности учителя нашей школы гармонично сочетают и интегрируют традиционные формы взаимодействия с инновационными.

Особое внимание мы   уделяем осуществлению учебно-воспитательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.

В своей работе мы планируем такие формы работы, как

- диагностирование семей;

- педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

- совместное творчество детей и взрослых;

- совместные мероприятия с учреждениями социума;

- индивидуальная работа с родителями.

- информационное общение (электронная почта, социальная сеть).

 Мы вовлекаем родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в младшем школьном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители наших учеников - активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.

 На мой взгляд, современному обществу требуется уже не учитель-исполнитель, а учитель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому учителя нашего образовательного учреждения стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям школьного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

 Конечно, практический  процесс  по внедрению ФГОС в нашей с вами работе идет не всегда гладко. Но мы пробуем, отменяем, изменяем, принимаем определенные решения, ищем новые формы работы, на возникающие вопросы ищем ответы.

         Итак, современный учитель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств:

- четкое видение современных задач образования;

- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

- поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

- проявлять гуманную педагогическую позицию;

- сохранять физическое и духовное развитие детей;

- уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

- способность к самообразованию и личностному росту.

         Профессию учителя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право учитель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минуту. Считаю, что только полное погружение в работу может способствовать действительно глубоким и конструктивным результатам.

 Ведь учитель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....

Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Презентация "Современный урок как фактор,повышающий профессиональную компетентность современного учителя"

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Современный учитель, или Учитель 21 века

Современный учитель, или Учитель 21 века...

Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"

В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...

"Современный урок современного учителя для современных детей"

Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде все­го, уникальная форма организации познавательной деятельно­сти учащи...