Коммуникативная культура педагога
статья на тему

Гладун Елена Николаевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kom._kultura.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная культура педагога

учитель начальных классов г. Пушкино

 Гладун Елена Николаевна

Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться.

      Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.

     Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Компонентами коммуникативной культуры педагога являются:

  • Эмоциональная культура,
  • культура мышления,
  • культура речи,
  • культура общения.

     Эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие личности. Эмоциональная культура педагога подразумевает умение управлять своими собственными эмоциями, т. е. эмоциональную устойчивость, а также способность воспринимать внутренний мир ребёнка, безошибочно определять характер его эмоциональных состояний, сопереживать ему и использовать своё понимание обучаемого не в своих, а в его интересах. Важнейшим показателем эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога. В имидже педагога должен присутствовать педагогический такт, самоконтроль эмоционального состояния (дети любят людей с доброжелательным выражением лица, искренняя и открытая улыбка располагает к диалогу).  Положительное и комфортное общение возможно при достаточно грамотном умении воспитателя выразить свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. В результате положительного, доброжелательного, чуткого и заботливого отношения к ребёнку облегчается профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний воспитателя и ребёнка в процессе воспитания и обучения.

      Культура педагогического мышления включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и синтезу; развитие таких качеств мышления, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, воображение.

Культура мышления педагога является важнейшим условием более эффективного и качественного решения воспитательных задач. Она опирается на развитую педагогическую наблюдательность, на своеобразную «психолого-педагогическую прозорливость» и творческое воображение, являющихся важной основой педагогического предвидения в поведении и действиях детей.

Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с учащимися и окружающими.

На основе анализа существующих исследований, под культурой общения педагога   мы понимаем способность осуществлять взаимодействие с детьми любого возраста на основе личностно и социально значимых педагогических ценностей.

А. Кан-Калик, ученый-психолог, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов. Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений. По мнению ученого коммуникативная культура выражается в умении установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с учащимися и коллегами, что предполагает наличие у специалиста:

- ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;

- способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;

- умения давать положительную обратную связь другому;

- умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;

- конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.;

- уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности;

- способности осуществлять педагогическую поддержку организации совместной деятельности и межличностного общения учащихся;

- речевой культуры.

Современная школа предъявляет высокие требования к психологическому климату, реализуемом в повседневном педагогическом общении.

Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

Общение на основе дружеского расположения.

Общение - дистанция.

Общение - устрашение.

Общение - заигрывание.

Общение - превосходство.

Оптимальный стиль общения - это общение, основывающееся на увлеченности преподавателя и обучающихся совместной деятельностью, воплощающее в себе взаимодействие социально-этических установок педагога и навыков педагогического общения.

      Необходимость развития коммуникативной культуры педагога обуславливается тем, что объектом труда данной профессиональной группы является не какой-либо объект, а человеческая индивидуальность во всей ее неповторимости.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бакулина И. Проблема коммуникативных умений учителя.  //Педагогические технологии.-2008.- №2.- С. 19

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика: Учеб. для вузов». — С - Пб.: Питер, 2015.
  2. Борисова Е. М., Логинова Г. П. «Индивидуальность и профессия». М., 1991.
  3. Иванов Д.А. Компетенции учителя. - М: Чистые пруды, 2014
  4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. –

М.: Просвещение, 1987.

 6.  Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюции коммуникативной компетенции. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная культура педагога

Каждый из нас постоянно становится участником этого процесса. Он обеспечивает индивидуальное выживание человека и его взаимодействие с окружающими. Коммуникация настолько привычна для на, что, к...

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...

"Коммуникативная культура педагога"

В современном информационном пространстве особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной культуры педагогов.  Педагогу необходимы в достаточной степени сформированные коммуникат...

Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной деятельности учителя

Из опыта работы представлен материал проведенного мной и моими коллегами межрегионального методического обьединения по теме "Коммуникативная культура педагога"...

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности...

Доклад Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной деятельности учителя

Доклад Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной деятельности учителя...