Методический семинар "Коммуникативная культура педагога"
учебно-методический материал

Алтухова Алёна Васильевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вас приветствует МО НК

Слайд 2

- три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие; - три характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими; -три характеристики города – какими вы хотели бы видеть себя в работе.

Слайд 3

Методический семинар «Коммуни-кативная культура педагога» 31.10.2017 г Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства. Задачи: способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов. уточнить и закрепить знания педагогами компонентов правильной речи; приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей; совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с обучающимися. План проведения Профессиональная компетентность педагога. (А.В.Алтухова) Основы коммуникативной культуры педагога. (М.В.Березовская) Практическая часть «Коммуникативные качества красивой речи». (В.Ю.Гончарук, Е.И.Тарасова) Рефлексия. (Э.П.Торыт)

Слайд 4

Компетентность педагога Компетентность – это интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий

Слайд 5

Профессиональная комп етентность педагога это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Слайд 6

Основные составляющие компетентности педагогических работников Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности.

Слайд 7

Основные составляющие компетентности педагогических работников Информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах, а также квалифицированн ая работ а с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач,

Слайд 8

Основные составляющие компетентности педагогических работников Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Слайд 9

Основные составляющие компетентности педагогических работников Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

Слайд 10

Коммуникативная Культура педагога исскуство общения

Слайд 11

Коммуникативная культура – это профессионально значимое качество личности, которое включает в себя коммуникативные умения, ценности, опыт, позволяющие достигать взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Искусство общения проявляется в ситуациях межличностного взаимодействия.

Слайд 12

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. УМЕНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ, ЗАВОЁВЫВАТЬ ИНИЦИАТИВУ В ОБЩЕНИИ; УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ; НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ И ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ; СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ, Т.Е. ПОНИМАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ; УМЕНИЕ «ПОДАВАТЬ СЕБЯ» В ОБЩЕНИИ; РЕЧЕВЫЕ (ВЕРБАЛЬНЫЕ) И НЕРЕЧЕВЫЕ (НЕВЕРБАЛЬНЫЕ) УМЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ И ДР.

Слайд 13

Методы и формы, способствующие формированию коммуникативной культуры самопрезентация театрализованная игра актёрский этюд инсценирование монтаж игротека диалог хоров драматизация пантомима брифинг дискуссия творческий показ

Слайд 14

Педагогический потенциал данных методов и форм заключается в проживании и переживании реальных жизненных и игровых ситуаций; смене социальных, педагогических и драматических ролей; активном действии и взаимодействии; в опыте разрешения конфликтных и коммуникативных ситуаций; в рефлексии переживаемого состояния; в осмыслении своего отношения к ситуации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы коммуникативной культуры педагога

Слайд 2

Коммуникативная культура- совокупность специальных знаний, навыков и умений, с помощью которых педагог предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.

Слайд 3

Коммуникативная культура-условие и предпосылка эффективности преподавательской деятельности, показатель компетентности и профессионального самосовершенствования. Педагог, как специалист, должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, развивающих важные психологические качества, являющиеся составляющими компетентности педагога. .

Слайд 4

Коммуникативная культура преподавателя как основное требование к профессиональной подготовке учителя. Педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные многоплановые отношения с партнерами по контакту в рамках общеобразовательного процесса. Общение- основа педагогической деятельности. От уровня общения между педагогом и учащимися зависит степень их познавательного интереса к предмету и в значительной мере определяет результативность овладения предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений.

Слайд 5

Коммуникативная культура педагога- это культура его профессионально- педагогического общения с другими субъектами учебно – воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения

Слайд 6

Из чего складывается коммуникативная культура учителя ? Личностные качества Ценностные ориентации Установки, проявляющиеся в отношении к людям Техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия до другого человека, приемами саморегуляции. Создание рабочего творческого самочувствия.

Слайд 7

Основа коммуникативной культуры педагога. 1. Коммуникабельность-способность испытывать удовольствие от процесса общения 2. Социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей 3. Альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Слайд 8

Педагогическая речь должна обеспечить: а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками; б) положительное воздействие педагога на сознание, чувства обучаемых с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности; в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения; г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Слайд 9

Требования к речи педагога  содержательность, точность, логичность;  лексическая, фонетическая, грамматическая орфоэпическая правильность;  образность, смысловая выразительность;  эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость;  хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова его делам;  умелое использование невербальных средств общения (жесты, мимика, пантомимические движения).



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Задумайте свой любимый цвет, который необходимо затем описать тремя словами (например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный).

Ответьте на вопрос “Находясь в зоопарке, – с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный).

Запишите свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).

Слайд 2

  • Три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;
  • Три характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими;
  • Три характеристики города – какими бы вы  хотели видеть себя в работе.

 Слайд 3. Профессиональная компетентность педагога

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности и профессионализма.

Слайд 4. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Слайд 5. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

  1. Слайд 6.  Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  2. Слайд 7. Информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
  3. Слайд 8. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
  4. Слайд 9. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

Слайд 10. 

Слайд 11. Коммуникативная культура –  это профессионально значимое качество личности, которое включает в себя

  • коммуникативные умения,
  • ценности,
  • опыт,

позволяющие достигать взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Искусство общения проявляется в ситуациях межличностного взаимодействия.

Слайд 12. Коммуникативная культура педагога  предполагает овладение  коммуникативными  умениями  и развитие коммуникативных  способностей.

  • умения устанавливать эмоциональный контакт,
  • завоёвывать инициативу в общении;
  •  умения управлять своими эмоциями;
  • наблюдательность и переключаемость внимания;
  •  социальная перцепция, т.е. понимание
  • психологического состояния по внешним признакам;
  •  умение «подавать себя» в общении;
  • речевые (вербальные) и неречевые (невербальные)
  • умения коммуникации и др.

Слайд 13. Методы и формы, способствующие формированию коммуникативной культуры

  • самопрезентация
  • театрализованная игра
  • актёрский этюд
  • инсценирование
  • монтаж
  • игротека
  • диалог хоров
  • драматизация
  • пантомима
  • брифинг
  • дискуссия
  • творческий показ

Слайд 14. Педагогический потенциал данных методов и форм заключается 

  • в проживании и переживании реальных жизненных и игровых ситуаций;
  • смене социальных, педагогических и драматических ролей;
  • активном действии и взаимодействии;
  • в опыте разрешения конфликтных и коммуникативных ситуаций;
  • в рефлексии переживаемого состояния;
  • в осмыслении своего отношения к ситуации.

Далее в своем выступлении Маргарита Владимировна расскажет нам об основах коммуникативной культуры педагога.

________________________________________________________________________

СЦЕНКА

- Вы к семинару  приготовились? Вика

- Приготовиться  можно только к прыжку или ко сну, а перед таким важным мероприятием спрашивают: "Вы  сготовились, прицелились, обустроились, снарядились?" Лена

- Тоже сказала! Снарядиться можно только в путь-дорогу или снарядиться в новую шубку. Правильно надо сказать: "- Вы к семинару  припаслись?" Эмма

- Это белки и ежики припасаются, а мы же…ПЕ-ДА-ГО-ГИ! В таких случаях  говорят: "Вы в полной боевой готовности?" Рита

- Ну и ну! Мы и так всегда в полной боевой готовности: поддержку детской инициативы осуществляем, компетентность родителей повышаем, преемственность со детским садом реализуем. А вы….!!!! Ну и ну! Зачем же спрашивать, вы в полной боевой готовности?"  Алена

- Ну что вы раскричались как сороки. Все варианты верные.  Вика

Мда… великий и могучий русский язык , трудно  его  держать за зубами. Лена

Елена Ивановна и Виктория Юрьевна проведут практикум «Коммуникативные качества красивой речи»

__________________________________________________

Прежде чем перейти к рефлексии сегодняшнего семинара, я хочу вам рассказать притчу.

Один человек спросил у Сократа:
— Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я просто слышал это.
— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив.
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

Прежде, чем произнести слово, подумайте, зачем вы его произносите!

Вашему вниманию Эмма Петровна с рефлексией.

В завершении нашего семинара  мы предлагаем вам заполнить  анкету «Оценка методического семинара»

Мы подготовили брошюры с полезной информацией по теме семинара.

А закончить семинар мне хочется такими словами.

“Жизнь есть театр, и люди в ней актеры”
И кто сказал: Учитель не актер?
Актеры, сценаристы, режиссеры…
Наш с вами, сударь, беспредметен спор.
Звенит звонок, терзая трелью нервы.
Один – не три: последний – он же первый,
И опоздавшие появятся… на сцене,
С беспечностью срывая представленье.
Звенит звонок сомнений и тревог –
Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!  

Анкета

Оценка методического семинара «Коммуникативная культура педагога»

В целях оценки методического семинара и совершенствования дальнейшей деятельности просим оценить свое отношение к семинару.

Ф.И.О. педагога ____________________________________________________

Из сегодняшнего семинара  я узнала _______________________________

В ходе семинара мне понравилось _________________________________

Было трудно _______________________________________________________

Я попробую _______________________________________________________

Мне захотелось ____________________________________________________

Какую бы тему хотела обсудить? _____________________________________

__________________________________________________________________

Я оцениваю семинар ____________________________________________

Дата   31.10.2017 г                 Подпись _____________________________

Спасибо всем за участие!

        

Анкета

Оценка методического семинара «Коммуникативная культура педагога»

В целях оценки методического семинара и совершенствования дальнейшей деятельности просим оценить свое отношение к семинару.

Ф.И.О. педагога ____________________________________________________

Из сегодняшнего семинара  я узнала _______________________________

В ходе семинара мне понравилось _________________________________

Было трудно _______________________________________________________

Я попробую _______________________________________________________

Мне захотелось ____________________________________________________

Какую бы тему хотела обсудить? _____________________________________

__________________________________________________________________

Я оцениваю семинар ____________________________________________

Дата   31.10.2017 г                 Подпись _____________________________

Спасибо всем за участие!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Солнце – это учитель!

Слайд 2

Он - образец красивой речи.

Слайд 3

Освещая путь детишкам

Слайд 4

Лучики бегут навстречу

Слайд 5

Облака для нас - общение Вербальное общение Невербальное общение

Слайд 6

поза,жесты , взгляд,слова , мимика,контакт

Слайд 8

Что за чудо-красота?

Слайд 9

Появилась радуга

Слайд 10

Правильность Л огичность Т очность Б огатство Ч истота В ыразительность У местность

Слайд 11

ошибки

Слайд 13

Гордились русской речью, Её величеством и силой. Знания о речи только радость приносили.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативные качества красивой речи Практикум

Слайд 3

Говорите правильно! 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 2 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 2 2 1 2 2 1 2 1 2 1 1 1 2 1 Ключ: Шкала оценки уровня культуры речи педагога: Количество ошибок Уровень культуры 0 – 2 высокий 3 – 6 удовлетворительный 7 – 10 низкий

Слайд 4

Исправьте ошибки: Познакомьтесь с приказом Я одену пальто Нет носок Потерялся туфель Играет значение Имеет роль Платье без плечей Пирожки с повидлой

Слайд 5

Стихи для запоминания ударений в словах: Мы не жулики, не воры, подписали договОры . Здесь стилисты-практиканты всем завязывают бАнты . Как у нашей МАрфы есть в полоску шАрфы ! Долго ели тОрты – не налезли шОрты . Срубили ель, сорвали щавЕль . В огороде баба Фёкла , у неё на грядке свЁкла . Баба Фёкла копала свЁклу , а Коко Шанель любила щавЕль . Ты нам шторы не вози, Мы повесим жалюзИ . Начинить чтоб пирог, Ты купи-ка творОг ! Тяжела была работа – В теле всём теперь ломОта . Жалко весь, так дайте хоть Кекса вашего ломОть . ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок,чтоб ты запомнить верно смог. ( ЗвонИт и говорИт .)

Слайд 7

Найдите ошибку и исправьте. Добрый мир лучше худой ссоры. Валит со здоровой головы на больную. Нашла коза на камень. Не зная броду, не суйся в моду. В здоровом теле здоровый пух. Купить кита в мешке.

Слайд 9

Объясните значение иностранных слов: « дежавю » и «комильфо» ДЕЖАВЮ ( фр.) – психологический эффект, при котором создаётся впечатление, что человек оказывается в подобной ситуации не в первый раз. КОМИЛЬФО (фр. – «как надо», «как следует») – приличный, хороший тон.

Слайд 11

Подберите нужный глагол: (на катере) Вы на следующей пристани … ? (в автобусе) – Вы на следующей остановке … ?

Слайд 13

Произнесите фразу с разными интонациями Здравствуйте! «Это я!» «Умница! Молодец!» «Вы поняли меня?» «До встречи!»

Слайд 14

Правильность речи Богатство речи Выразительность речи Точность речи Чистота речи



Предварительный просмотр:

Задание.

Определить по жаргонным словам, к какой социальной среде они относятся?

Шмотки, дискач, клубешник, база, предки, чикса, чувак, потрещать, отпадный, уматово, прёт.

Пара, шпора, классуха, контроха, домашка, ботан, историчка, физра.

Расшифруйте язык программиста.

«дрова»

«сервак»

«клава»

«проги»

«юзер»

«хакер»

«джобать»

«заглючил»



Предварительный просмотр:

Задание.

Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

  • Всякому овощу своё время.
  • Что написано пером, то не вырубишь топором.
  • Мягко стелет, да жёстко спать.
  • Нет лучше дружка, чем родная матушка.



Предварительный просмотр:

Говорите правльно!

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2).  Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

Опросный лист

  1. асиммЕтрия – асимметрИя
  2. бАнты – бантЫ
  3. вклЮчит – включИт
  4. газопрОвод – газопровОд
  5. диспАнсер – диспансЕр
  6. ломОта – ломотА
  7. дремОта - дремотА
  8. зАдать – задАть
  9. зАнять – занЯть
  10. звОнит – звонИт
  11. катАлог – каталОг
  12. красИвее – красивЕе
  13. кУхонный – кухОнный
  14. меньшИнства – меньшинствА
  15. мусоропрОвод – мусоропровОд
  16. никчЕмный – никчЁмный
  17. обеспЕчение – обеспечЕние
  18. обОдрить – ободрИть
  19. осУжденный – осуждЁнный
  20. плЕсневеть – плесневЕть
  21. полигрАфия – полиграфИя
  22. пОнял – понЯл
  23. премИровать – премировАть
  24. принУдить – принудИть
  25. слИвовый – сливОвый
  26. тУфля – туфлЯ
  27. углУбленное изучение – углублЁнное
  28. хАос – хаОс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28



Предварительный просмотр:

Задание.

Замените слова «ПРИКОЛЬНО» и «БЕСИТЬ» словами-синонимами

Слово

Синонимы

Прикольно

Бесить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение как ресурс формирования и развития инновационной культуры педагога

В статье дано краткое описание системы работы по повышению квалификации педагогов в стенах учреждения: цели, мотив, этапы и направления деятельности, показатели эффективности....

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...

Круглый стол для педагогов «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка»

Обобщение знаний педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания педагогов по осуществлению прав ребенка в дополнительном образовании...

Методическая культура педагога как фактор роста качества образования

Представлен опыт работы в педагогическом коллективе...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...

2. Учебно-методическая работа 2.2 Методическое руководство группой педагогов

2. Учебно-методическая работа 2.2 Методическое руководство группой педагогов...