Проблемно-развивающее обучение как методологическое основание ФГОС
статья на тему

Одной из целей реализации ФГОС является развитие познавательных и творческих способностей учеников. Эти задачи могут быть успешно решены методами проблемно-развивающего обучения. В этой статье подробно освещён проблемно-эврестический метод как преимущественно продуктивный метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно – развивающее обучение как методологическое основание ФГОС

Седакова Л.Г.

МОУ «СОШ  № 1» г. Валуйки Белгородской области

      Одной из целей реализации ФГОС является  развитие  познавательных и творческих способностей  учеников. Эти задачи могут быть успешно решены методами проблемно-развивающего обучения. Подбор методов обучения определяется ответом на вопрос: какой образовательный продукт будет создан учеником? Этот продукт должен относиться к изучаемой теме, быть посилен и интересен ученикам, соотнесен с их индивидуальными возможностями, способностями, интересами.

В современной педагогике существует несколько систем классификации методов обучения:

• объяснительно-иллюстративный метод

• алгоритмический метод;

• проблемно-эвристический метод;

• проектно-исследовательский метод.

 Классификация методов обучения, предложенная В.А.Оганесяном в 1980 году, позволяет определить, что методы объяснительно - иллюстративный и алгоритмический носят преимущественно репродуктивный характер, а проблемно-эвристический и проектно – исследовательский - продуктивный.

При движении от метода к методу меняется позиция ученика от объекта научения до активного субъекта учения. Также меняется и роль учителя: из носителя содержания обучения в организатора и эксперта полученных планируемых результатов. Не стоит идеализировать какой - то один метод обучения. Каждый метод должен использоваться для конкретных задач урока и сознательно применяться в нужном месте и в нужный момент.

Остановлюсь подробнее на применении проблемно – эвристического метода, как преимущественно продуктивном методе. Проблемно-эвристический метод обучения имеет  ряд преимуществ. Под проблемным обучением понимается система научно обоснованных методов и средств, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению с целью интеллектуального и творческого развития учеников.

 Этот метод очень динамичен, в нём выделяются следующие аспекты. 

Основные признаки: организация педагогом изучения учебного материала в форме эвристической беседы; постановка проблемных вопросов; решение познавательных задач; учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с помощью учителя.

Основные функции: 

самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления; развитие мыслительных навыков, формирование познавательных умений; обучение приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации достижения.

Правила: 

1) формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе, постановка проблемных вопросов и ответы на них, решение познавательных задач); 

2) необходимо привлекать учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, обоснованию гипотез и их доказательству;

3) ход эвристической беседы заранее планируется педагогом; в ходе занятия учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, как правило, заранее предполагая возможные ответы учащихся;

4) оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, за овладение способами деятельности.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:

  1. Олимпиады. При помощи них оценивают не правильность решения задач, а степень творчества учеников, которое проявляется при создании ими продуктов.
  2. Деловая игра. Позволяет приблизиться к реальным, производственным или научным условиям. При такой форме можно провести  урок пресс – конференцию, урок – аукцион, урок – исследование.
  3. Интерактивные формы обучения реализуются при помощи компьютерных программ.
  4. Творческие работы. Ученикам дается задание творческого характера, которое они способны выполнить в течение урока (либо носят долговременный характер).
  5. Погружение. При такой форме обучения в течение некоторого времени происходит погружение, например, в определенное историческое событие или эпоху, в физическую теорию, в творчество писателя. При этом обеспечивается личностное познание культурного, природного или другого образовательного объекта.
  6. Метод «вживания». Ученик пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри (например, стать цветком).
  7. Метод придумывания. При этом создается новый, неизвестный ранее продукт. Например, додумывается сказка, в которой произошел неожиданный поворот (Курочка Ряба снесла не 1, а 3 золотых яйца).
  8. Метод «Если бы…». Учащиеся рисуют или устно описывают картину о том, что случится, если в мире что-нибудь изменится (например, исчезнут слова, все люди переселятся на Марс, начнут говорить животные и др.).
  9. Метод эвристических вопросов. Задаются 7 ключевых вопросов: "Кто? Что? Где? Зачем? Как? Чем? Когда?" для того, чтобы найти сведения о каком-либо объекте или событии.
  10. Мозговой штурм – это сбор как можно большего количества мыслей, идей в ходе обсуждения.
  11. Метод инверсии. Применяются принципиально противоположные альтернативные решения взамен стереотипных приемов.

На примере урока пресс – конференции прослежу  применение проблемно – эвристического метода.  Часть учеников в классе получают роли экспертов - специалистов по обсуждаемому вопросу. Они предварительно получают задание на более глубокое знакомство с изучаемой проблемой. Остальные ученики делятся на микрогруппы, они будут представлять различные направления. В ходе урока ученики задают вопросы, которые, с их точки зрения, могли бы заинтересовать представляемые ими группы, а эксперты отвечают на них (каждый в зоне своей ответственности). Таким образом, происходит знакомство всего класса с новым материалом, при этом сам процесс изучения темы интересен и увлекателен. Центром такого обучения является сам ученик, решающий задачу, его представления о том, как лучше, правильнее поступить, какой вариант, способ решения подойдет. Наиболее эвристичны задачи, которые «в данный момент» не имеют точного, одного ответа, а предполагают множество различных вариантов решения, что сразу расширяет   поле «незнания», «включает» желание творить.

       Организации проблемно-эвристического образовательного процесса  может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя учитель,   от выдвинутой проблемной задачи.                  

В чем сущность проблемного обучения? Основой является осознанная рациональная саморегуляция, что означает умение ученика без внешнего контроля, с помощью, но без стимуляции со стороны учителя, самостоятельно, рационально организовывать свою деятельность по осуществлению принятых целей и свое поведение. В основе осознанной саморегуляции лежат  волевые усилия для достижения поставленных целей. Что же необходимо для того, чтобы ребенок сознательно прикладывал волевые усилия в тех или иных ситуациях в учебной деятельности? Ответом на  вопрос являются слова С.Л.Рубинштейна: «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях».

А эти задачи будут приняты учеником, если у него по отношению к ним будет соответствующая мотивация. Мотив выступает как форма проявления потребности. Среди многих потребностей, присущих человеку, имеется очень важная «потребность в эмоциональном насыщении». Человек нуждается в переживании эмоций, если такого насыщения эмоциями не происходит, то наступает эмоциональный голод. Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения человека является интерес, сильное стремление к определенной деятельности. Интерес- потребность в определенных эмоциональных переживаниях является важным мотивом деятельности. Как же возбудить интерес у своих учеников?

Основу процесса возбуждения интереса составляет проблемный вопрос.. Такой предположительный ответ на вопрос представляет собой гипотезу. Основным требованием к гипотезе является требование ее обоснованности, доказательности, проверяемости. Вполне вероятно, что может возникнуть несколько гипотез; тогда их все необходимо обосновать. Таким образом, проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности. Как правило, предположительно определяется наиболее вероятный с точки зрения имеющейся информации, теории ответ на поставленный вопрос и проверяется правильность предположения. 

В качестве организационной основы проблемно-эвристического процесса чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер. 

Познавательный интерес является ведущим фактором активизации учения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения.

Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация  принципов проблемно-эвристического характера деятельности позволяет пробудить у ребят творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения.

 Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха.                                                                            

Игровой характер деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает  как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых,  фактор их саморазвития.  Не просто определенный объем знаний должен выносить ученик из школы, но умение учиться.

Благодаря использованию проблемно – эвристического метода   повышается вероятность творческого развития учащихся; происходит соединение теории и практики, развивается активная самостоятельная деятельность учащихся, которая помогает найти выход из проблемных ситуаций.

Каждый из методов вносит свой вклад в развитие познавательной активности и умение социализироваться в обществе.

Список литературы:

  1. Прищепа Т.А. Педагогическая технология "Альтернатива" в проблемном обучении. – Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2010.
  2. Прищепа Т.А. Проблемное обучение как основа процесса перехода от школы обучения к школе развития. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2005.
  3. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М. :Изд-во МГУ, 2003.
  4.  Хуторской А.В. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения, Российская Академия образования Москва 2006 С. 292
  5.   Рубинштейн С.Л., Психологическая наука и дело воспитания, Москва, 1976 С.192


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проблемно- развивающего обучения в начальных классах

В материале рассматриваются основополагающие  моменты использования метода проблемно- развивающего обучения в начальных классах на примере программы внеурочной деятельности "Учимся думать"....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Воздух и его свойства" в технологии проблемно-развивающего обучения

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Воздух и его свойства" в технологии проблемно-развивающего обучения...

Методологические основы ФГОС

Методологические основы ФГОС1. Личностно­ориентированное развивающее образование (И.С. Якиманская, В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков).2. Проблемно ориентированное развивающее образование (Л.В. Занк...

Системно-деятельностный подход в обучении - методологическая основа ФГОС

Системно-деятельностный подход в обучении - методологическая основа ФГОС...