Статья "Социализация учащихся на уроках математики"
статья на тему

Данная статья содержит  методы социализации учащихся на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_uchashchihsya_na_urokah_matematiki.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Основная задача коррекционной школы - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников  с ограниченными возможностями здоровья, подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, получение более широкой, жизненно важной информации для дальнейшего выбора профессии, трудоустройства, свободной ориентировки в современном обществе и быту.

     Реализация данной задачи невозможна без поиска и совершенствования новых методов, приёмов и средств обучения, в    т. ч. и математике.     Одним из способов решения проблемы социализации  учащихся к  условиям современной действительности является внедрение в содержание курса математики задач практической направленности – это экономические, социальные  и другие типы задач.    Использование задач с практическим содержанием способствует обеспечению более осознанного овладения математической теорией и практикой, создает  условия для осуществления связи обучения математике с жизнью, развития межпредметных связей и способствует более успешной социализации выпускников в современном обществе.  

     Необходимость в новых подходах к  обучению математике  и,  в частности решению задач,  вызвана практикой обучения и  изменением содержания образования в современной  школе с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества.   На  сегодняшний день проблема обучения детей с ОВЗ математике имеет достаточное методическое освещение в теоретической литературе, в практической деятельности, имеются современные психолого-педагогические рекомендации по обновлению содержания и организации образовательного процесса, однако требует переработки содержание задач   учебников по причине некоторого отставания относительно новых социально – экономических условий.

Результатом изменений можно считать следующее:

- Задачи с практическим содержанием усиливают познавательный интерес у школьников к изучаемому предмету. Под влиянием данных задач учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

- Раскрывают перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретаемых на уроках математики знаний в жизни человека при решении бытовых и практических вопросов.

  В проекте «Специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ»  записано, что при обучении математике выделяются «основные взаимосвязанные линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и формирование жизненной компетенции: «Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество». Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования. «Базовые требования к результатам обучения:

  1. овладение началами математики (понятием “числа”, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);
  2. овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.
  3.  развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни».

        Вывод: практическая направленность преподавания математики детям с ЗПР, связь этого предмета с другими предметами, трудом и жизнью является одним из средств коррекции недостатков психофизического развития,  подготовки учащихся к овладению профессией и  дальнейшей социальной  адаптации.

    Важную роль в обучении детей математике выполняют задачи.   Учителю следует правильно подбирать содержание задач. При подборе арифметических задач  учитель не должен ограничиваться только материалом учебника. Следует привлекать материалы из области практических работ учащихся, из окружающей действительности. Задачи должны быть понятными, доступными для детей, не иметь незнакомых слов. Уделяется большое внимание самостоятельной работе, при осуществлении  дифференцированного и индивидуального подхода. Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач учитель должен учить преобразованию и составлению задач, то есть творческой работе над ней. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных её компонентов и общих приёмов работы над задачей.

      К задачам практической направленности, наряду с общими требованиями предъявляются следующие дополнительные требования:

а) познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние на учеников;

б) доступность школьникам используемого нематематического материала;

в) реальность описываемой в условии задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного решения.     

     С дидактических позиций осуществление межпредметных связей, как и связи обучения математике с жизнью в целом, предполагает широкое использование фактов и зависимостей из других учебных дисциплин для мотивации введения, изучения и иллюстрации абстрактных математических понятий, формирования практически значимых умений и навыков.

            На уроках математики необходимо привлекать знания, полученные учащимися на других уроках. Сведения из этих дисциплин смогут служить материалом для составления арифметических задач, числовых выражений.

Например:

На уроках трудового обучения:

  1. производят разметку и обработку деталей прямоугольной,    квадратной,                           треугольной и т.д. форм по заданным размерам;
  2. измеряют периметр и площадь участка;

      На уроках окружающего мира

  1. Определяют продолжительность и удаленность исторических событий;
  2. знание протяженности границ нашей Родины и других стран;
  3. знание длины рек, высоты гор, площадей, занимаемых государствами (морями, озерами);
  4.   экономика домашнего хозяйства (бюджет семьи, расчет и платежи за коммунальные услуги);

На уроках физкультуры:

  1. осознают и ощущают взаимосвязь между временем, расстоянием и  скоростью;

На уроках русского языка:

  1. используют математический словарь (запись числительных, математических терминов и выражений).

Использование  межпредметных связей помогает учителю осуществлять:

-  смену форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;
- облегчает подготовку к уроку учителя;
- расширяет возможности иллюстративного сопровождения урока;
- организовывать самостоятельную деятельности учащихся;
-    подготовку печатных материалов для учителя и ученика.

     Вывод: реализация общеобразовательной, коррекционной и воспитательной задач,   возможны при тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами. Взаимное проникновение знаний и методов в различные учебные предметы не только имеет прикладную и практическую значимость, но и отражает современные тенденции развития науки, создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения. Интеграция расширяет сферы, получаемой детьми информации, происходит сближение содержательной и функциональной сторон обучения математике.

С изменением в стране  экономической ситуации, сюжеты многих задач устаревают, поэтому задачи учебника надо дорабатывать. Учащиеся лучше понимают предметную ситуацию, если сами выполняют определённые операции, практические действия.
     При составлении задач рекомендуется использовать факты, взятые из жизни детей и их ближайшего окружения.  Это могут  быть числовые данные, основанные на местном материале: данные газет, сбора урожая, расходы школы на питание детей, ремонт зданий, цены в магазинах и другие. На уроках по решению задач на расчёт стоимости продуктов питания дети узнают в магазине цены на основные продукты и рассчитывают стоимость завтрака, обеда и ужина по меню своего класса. Используя цены на продукты питания, предлагается  решение задачи:  на сумму в 100 рублей купи себе продукты на один день. Далее дети предлагают,  что можно приготовить из этих продуктов.  

      Такие задачи профессионально ориентируют учащихся и воспитывают уважение к людям труда.

     Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество.    Подобные  знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены

  1. На овладение учащимися элементарными экономическими понятиями.
  2. На раскрытие экономической сути вопросов быта, сельского хозяйства, сферы торговых отношений.
  3. На успешную адаптацию в быту.

    Таким образом, решение экономических задач дает положительные результаты: значительно увеличивается  активность детей на уроке; развивается мотивация к учению; расширяется личный опыт учеников; преодолевается оторванность математики от реальной жизни; повышается качество и прочность знаний; повышается роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому); приучает  к бережливости, экономии, предприимчивости.    Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится в различных видах учебной деятельности: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, в ходе экскурсий, при составлении задач самими учащимися.

Таким образом, для укрепления межпредметных связей математики и других предметов рекомендуется:

1.Установление, на основе общей заинтересованности в результате обучения,  прочных связей в работе преподавателей математики и других предметов,  согласование общих целей и требований;
2. иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из практики изучаемых предметов;

3. составление и решение задач по математике с практическим содержанием, на основе данных изучаемых предметов.

     Знания и умения, полученные при решении задач нужны  любому человеку в практической жизни. Как показывает опыт, жизненно-необходимые представления об экономической действительности, о разумном потреблении, умение планировать, рассчитывать можно и нужно формировать у учеников с задержкой психического развития..

           Подобные задачи  активизируют познавательную деятельность  школьников, делают урок содержательным, обучающим, расширяющим кругозор учащихся. Все это способствует восприятию обучения, как единого обучающего процесса, а не разрозненного предметного обучения.

   

       Вывод: Рассматривая социализацию как процесс активного поиска человеком своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, способность ориентироваться в ней и успешно трудиться, анализируя рекомендации по обновлению содержания образования в коррекционной школе, необходимо приблизить содержание обучения математике к требованиям современного общества с учётом меняющихся социальных и экономических условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» ( из опыта работы)

Выступление на тему:«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» (из опыта работы) автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель...

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики

Развитие  познавательных способностей  учащихся  на  уроках  математики.на  уроках  математики на  уроках  математики...

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену...

Педподдержка учащихся на уроках математики

У наших учеников неодинаковые способности, и успехи у них будут неодинаковы. Особенно в математике. Многие ученики с обычными математическими способностями равнодушны к ней. Значит, нужна целена...

Развитие самостоятельности мышления учащихся на уроках математики через реализацию разнообразных форм работы над задачей

   Существует много методических пособий по курсу математики в начальной школе, но в ходе работы не встречается ни одного, в котором были бы собраны и обобщены данные, позволяющ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Поэтому я ставл...

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со сторон...