Стендовый доклад«Развитие творческой самостоятельности и активности младших школьников в условиях реализации ФГОС.»
статья на тему

Семенова Наталья Петровна

Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad_semenova.docx161.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи».                                                        И.Г. Песталоцци

C:\Users\мам\Desktop\i-24.jpgСтендовый доклад

Тема: «Развитие  творческой самостоятельности и активности младших школьников в условиях реализации ФГОС.»

                                                                          Автор: Семенова Н.П.  учитель начальных классов,  

                                                                          МКОУ     Венгеровской СОШ № 1                                  

Актуальность:  актуальность выбранной темы объясняется тем, что условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.

Объект исследования  – процесс организации самостоятельных работ младших школьников.

Предмет исследования – дидактические и методические условия организации самостоятельной работы младших школьников.

Цель доклада: изучить вопрос организации самостоятельной работы младших школьников, доказывающих положительное влияние этого вида деятельности учащихся на их успеваемость.

Задачи исследования:

  • изучить теоретические основы проблемы организации самостоятельной работы на уроке;
  • определить сущность, значение и роль самостоятельной работы для активизации учения младших школьников;
  • выявить структуру самостоятельной работы, а также ее уровни и виды;
  • определить возможности организации учебной самостоятельности учащихся на уроках;
  • сформулировать общие условия эффективной реализации самостоятельных работ разных видов, условия перехода от самостоятельной работы репродуктивного характера к творческим работам, а также условия формирования мотивации учения в процессе выполнения самостоятельной работы.

Методы исследования темы доклада:

анализ педагогической, теоретической, психологической литературы; программ, учебников, дидактических  материалов;

Гипотеза исследования: если учебная самостоятельность учащихся на уроках  в учебно-воспитательном процессе будет грамотно организована: с применением разнообразных форм и методов организации самостоятельной работы, чёткой дозировкой заданий и времени, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, создание атмосферы сотрудничества, то уровень и качество знаний, мотивация учащихся повысится.                                                               

Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. Основная причина неумения ученика работать самостоятельно состоит в том, что его не учили так работать. Дети не всегда умеют и могут проявить свою способность обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий.

                                            Готовность к самостоятельной работе

создание ситуации психологической необходимости и комфорта

навыки самоанализа и самооценки

Умение  предвидеть ход и общий результат учебных действий

простор для инициативы и творчества

                                                      Признаки самостоятельной работы

 По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.

Самостоятельность ученика в учебной деятельности включает следующие качества: инициативность, предвидение, самооценку, самоконтроль, готовность проявить творчество в учении.

Развитие познавательной активности и самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках используются определенные задания. К ним относятся:

задания, не сводящиеся к известным способам решения

задания, способствующие созданию проблемной ситуации

задания, предусматривающие использование жизненного опыта детей

задания, несущие элементы занимательности

задания, имеющие практическую

значимость

задания, допускающие разные способы решения

                                                 Виды самостоятельной работы:                              
* приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
* закрепление и уточнение знаний;
* выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
* формирование умений и навыков практического характера;
* формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
           Одним из способов развития познавательной самостоятельности на уроках является использование заданий, которые предусматривают постепенное сокращение меры помощи учителя.


                                    Показатели развития самостоятельности младшего школьника

постановка цели

внутренние мотивы учения

самоконтроль

умение планировать и намечать этапы своей работы

самооценка

произвольность познавательных процессов

     

 Вывод. Активизация познавательной деятельности и развития самостоятельности  являются  объективными  условиями сознательного  и прочного усвоения школьниками  знаний, умений и навыков. Психологические особенности  младших школьников,  их природная любознательность , отзывчивость, расположенность к усвоению нового создают  условия для развития познавательной активности и самостоятельности. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению.

                                                            Список литературы:

1.  Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. –М.,1984.

2.  Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.,1975.

3.  Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Нач. шк.,1990, №11.

4.  Жарова А.В. Учить самостоятельности.-М.,1992.

5.  Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. –М.,1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников  в условиях реализации ФГОС...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Авторская статья о формировании читательской активности у младших школьников...

Развитие творческой активности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО нового поколения.

Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать у...

«Формирование навыков самостоятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологийЗадачи:повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;внедрение интер...