Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах
материал на тему

Ерастова Надежда Владимировна

Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_nach._klassov_2013.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

"Школа № 3"

Доклад

«Развитие мыслительных операций

на основе формирований орфографических навыков

на уроках письма и развития речи

в начальных классах»

Подготовила:

учитель начальных классов

Н.В. Ерастова

г. Комсомольск на Амуре

2014 -2015 учебный год

         

           

                  Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя- формировать орфографическую зоркость учащихся.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила- орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме- одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Чтобы найти орфограмму, написание требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место. Значит, слово и орфограмма в нем, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями. Так как непосредственно воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через зрительный и слуховой анализаторы, целесообразно рассмотреть процессы зрительного и слухового восприятия. 
При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении, проводить анализ.
         Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи- нахождения орфограммы и определения ее типа.
          Как показали исследования наряду со слуховым и зрительным анализаторами большое значение имеют речевые кинестезии ( проговаривание), они позволяют более тонко и точно воспринимать речь.
Воспоминания движений руки также выступают необходимым условием грамотного письма.
Зрительное, слуховое, кинестезическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше органов наших чувств, по К.Д. Ушинскому, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.
Современный подход к проблеме памяти позволяет подчеркнуть, что без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно. Если понимание поверхностно, неполно, не складывается в систему, то запоминание слабо и нестойко и требуются многократные повторения для его улучшения. Если же в процессе усвоения ученик выделяет в материале главное смысловое содержание, то у него образуются сильные и стойкие следы памяти.
            Первым этапом решения орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму при письме, т.е. изначальное умение, обеспечивающее сознательное отношение к письму, мотивирующее обращение к правилу, к словарю. Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограмм и определения их типа.
           Восприятие включает в свой состав зрительные или слуховые, артикуляционные или моторные компоненты, процессы переработки полученной информации с выделением существенных признаков, их сопоставлением и создание образа- представления на основе прежнего опыта.      Анализ психологической литературы позволяет нам определить орфографическую зоркость как способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения на основе последовательной фиксации отдельных признаков, а на последующем- на основе одновременного нахождения интегрального образа-ориентира.
Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Не реагируя на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую не вспоминают. В таком понимании орфографической зоркости содержится важный для методики обучения вывод о необходимости на первоначальном этапе знакомить детей со всеми опознавательными признаками орфограмм и добиваться их прочного усвоения в деятельности. 1-4 классы следует рассматривать в качестве начального этапа развития орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограмм.
В учебнике предлагаются, например, такие задания: «Назовите слова на знакомые вам правила»; « Назовите пять слов с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением»; « Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным. Подберите и запишите 2-3 слова на это правило».

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.
1.Орфографическое проговаривание. 
Целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому « в памяти» движений остается память движений речевого аппарата. «

2.Комментированное письмо.
Особенно важно учить детей комментировать свое письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование- это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.
3.Графическое выделение орфограмм ( подчеркивание).
Возможно при выполнении всех письменных работ.
На определенной ступени обучения применению правил при объяснении написания слов вместо развернутого комментирования ( или наряду с ним) используется письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Это не что иное, как включение обоснования в процесс самостоятельного письма. Такое комментирование, как мы наблюдали на практике, создает лучшие условия для наглядного выделения орфограмм, сопоставления их признаков, обобщения фактов языка.
4.Перфокарты.
Аналогичным образом орфографическая зоркость развивается при использовании перфокарт, когда ученику необходимо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.
Например, укажите безударные гласные в следующих словах: знамена, площадка, холодный, низина, ленивый, крольчата, связать, далекий, вишневый, держать, кленовый, каток.
5.Взаимоконтроль по процессу по работе в парах.
Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и вполголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово, затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение. Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует их умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.
6.Корректировкаписьма.
Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки ( свои или чужие). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль.

Развивающие игры и упражнения
1.Игра«Лучшийкапитан».
Кто может слова-кораблики с пропущенными буквами провести к острову «о», или «а», «е», «и», или « я»?
2.Поставьте слова-цветы в вазы. В одной вазе- слова с ь, а в другой- без мягкого знака.
3.Выпишите из загадки слова с безударными гласными в корне слова. Объясните их правописание.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
4.Словарная работа.
Сейчас мы проведем необычную работу. Я буду описывать животных, читать стихи или загадывать загадки. Вы должны узнать, кто это, назвать его, просигналить в этом слове « опасное» место, записать слово в тетрадь. Откройте тетради и приготовьтесь записывать слова. Но сначала посмотрите на схему- опору ( схема- опора с опасными гласными- елочка с шишками ).
Крупное хищное животное с большим грузным телом.
Он всю зиму в шубе спал, 
Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной…( медведь ).
-Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
Кто же это?.. ( лиса ).
-По полю скачет, ушки прячет.
Встанет столбом - ушки торчком. ( заяц ).
-И в лесу - заметьте, дети,-
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,-
Мыши прячутся, дрожа.
Очень уж суровы
Филины и…( совы).
-Какие слова записали? ( Медведь, лиса, заяц, сова).
-Какие из этих слов их словаря? ( медведь, заяц). 
-Возьмите с елки шишки- буквы и вставьте их в наши слова. 
( Четыре ученика по очереди выходят к доске, срывают шишки, вставляют в слова, орфографически проговаривая.)
-Какое слово здесь лишнее? ( сова)
Почему? ( Это птица.)
-Можем ли слово сова записать без раздумий? Почему?
5.Подчеркните в словах парные звонкие и глухие согласные буквы. Обозначьте звуки.
Дуб- суп, рукав- жираф, круг- звук, народ- пилот, вез- нес, еж- ерш.
Дубы- супы, рукава- жирафы, круги- звуки, народы- пилоты, вези- неси, ежи- ерши.
6.Вставьте пропущенные буквы. Слова первого столбика соедините с подходящими словами из второго. Прочитайте полученные словосочетания.
Медведи - медве..ь Неуклюжий
Львы – ле.. Прекрасный
Лебеди – лебе..ь Колючий
Ужи – у.. Изворотливый
Важный
Горбатый
Свирепый

Неповоротливый
Косолапый
8.Выборочный диктант
-Я буду читать отрывки из разных художественных произведений, вы должны записать только слова с парными согласными на конце.
1) Выпал снег на порог,
Кот слепил себе пирог.
2) Жил был поп-
Толоконный лоб.
3) Мороз и солнце! День чудесный.
Еще ты дремлешь, друг прелестный?
- Какие слова выписали? Какую согласную писали на конце слов и почему?
- Какие из написанных вами слов нельзя переносить? Почему?
Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся- учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведет к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические зада дачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Литература:

1.В.В.Воронкова, С.А. Казакова.Социально –бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной(коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.:Владос, 2006.- 248 с.

2.Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие.- М.: Издательство НЦ «ЭНАС»,2006 .-192 с.

3.Девяткова Т.А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида:пособие для учителя».- М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 304с.

4.Использование новых информационных технологий в образовании/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy-obrazovanii.html

5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000

6. Понятие информационно –коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе. /nfpk/mult/mult8.html

7. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"

В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе.

Педагогический проект "Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе"...

Сборник игр и упражнений «Развитие мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков младших школьников с ОВЗ»

Комплекс упражнений, направленных на формирование графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ...

«Развитие мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков младших школьников с ОВЗ»

Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Поэто...