Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"
материал по теме

Зеленкова Галина Анатольевна

В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_2013-2014g.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII  вида пгт. Кумены.

Отчет

По теме самообразования

учителя  письма и развития речи

Зеленковой Галины Анатольевны

на 2012 – 2013 год.

Тема самообразования:

« Развитие  навыков орфографической зоркости  на уроках письма и развития речи через различные формы и методы»

Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога.

Задачи программы:

- приобретение учителем новых педагогических знаний;

- изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;

- изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;

- дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий;

- обобщение и распространение своего педагогического опыта.

2. Этапы работы по теме.

Первый этап- методико-отборочный (2012 – 2013 учебный год)

Цели: выяснить причины, проанализировать ошибки в работах. установить количественный состав слабоуспевающих и наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.

          Второй  этап — тренировочно-технологический. (2013 – 2014 учебный год)

Цель данного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.

Третий  этап — итогово-диагностический.(2014 – 2015 учебный год)

Цель: проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами в какой-либо письменной работе.

3.Обоснование программы.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед коррекционной  школой, принадлежит изучению родного языка.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку  школьников коррекционных школ - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения письму учеников коррекционных школ известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.

Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

Изучение состояния орфографической зоркости учащихся  показало, что процент видения орфограмм  школьниками низок.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на уроках письма и развития речи, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. 

4. Цель и задачи программы.

Цель работы представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.

        Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- на основе анализа лингвистической и психолого – педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;

- определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов;

- разработать методическую систему формирования орфографической зоркости и проверить эффективность предложенной методики посредством экспериментальной работы в школе.

5. . План реализации работы.

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1.

2.

3.

4.

Повышение квалификации и профессиональной подготовки.

  1. Подтверждение 1 аттестационной категории.

  1. Знакомство с методической литературой и пособиями.

  1. Поиск творческих заданий в Интернете, методических журналах.

Создание и обобщение собственного опыта.

  1. Открытые уроки на методическом объединении .

  1. Разработать  методику по развитию орфографической зоркости учащихся.

  1. Применение компьютерных технологий на уроках письма и развития речи.

Участие в конкурсах.

  1. Участие в районном методическом объединении учителей .

 

  1. Участие детей в олимпиадах в рамках школьной предметной недели.

Работа с учащимися на уроках и во внеурочное время.

  1. Проведение внеклассных мероприятий.

  1. Актуализация знаний учащихся.

  1. Межпредметные связи на уроках русского языка

  1. Сотрудничество с другими учителями

  1. Работа с родителями.

2014г.

Постоянно

Регулярно

Регулярно.

Регулярно.

По необходимости

По необходимости

По мере требования

Регулярно

Регулярно

Постоянно

Постоянно

           На первом этапе — выяснительно-организацонном и методико-отборочном ставилась

цель -  выяснить причины, проанализировать ошибки в работах установить количественный состав слабоуспевающих и наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.

  1.  Для этого  в каждом классе был  разработан «Экран грамотности» класса, который помогает увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе.

«Экран» выглядит следующим образом:

№ п/п

Список детей

Орфограммы

2. Для каждого  ученика был заведен «Дневник грамотности».

Как проводится анализ ошибок и работа над ними в «Дневнике грамотности»?

Ошибки классифицируются  по принципу отношения к объекту запоминания к процессе обучения: слова, которые надо запомнить  словарные слова: слова, которые можно повторить; слова на правила, которые надо знать и применять на практике, т.е. при письме; ошибки на невнимательность.

Вот так выглядит «Дневник грамотности».

№ п/п

Типы ошибок

Количество ошибок

Число и месяц проведения проверочной работы

На последующих страницах дневника, отведенных на разные типы ошибок, ученики выписывают конкретные слова, в которых они сделали ошибки в диктанте. Подобная работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание. К тому же повторяются правила, проводится орфографическое проговаривание; учащиеся должны научиться быстро вспоминать нужные слова, тем самым показывая языковую «готовность памяти».

Повторно сделав ошибку в том же слове, ученик делает отметку о таком повторе. После 3-4 таких отметок ученики практически запоминают верное написание. На страницах, где фиксируются ошибки на правило, дети пишут кратко название правила или «строят» это правило в памятке и около него делают пометку о количестве сделанных ошибок.

На страницах же «Ошибки на внимание» фиксируется количество ошибок на пропуск, замену, вставку других букв и прочих ошибок, а затем их общее число переносится на первую страницу в «Дневник грамотности».

 «Дневник грамотности» заполняется после каждой проверочной письменной работы самими учениками.

3.  Также в рабочих тетрадях у слабоуспевающих учеников  записывались   слова с пропуском по орфограммам, а дети вставляли пропущенные буквы.

4. Была разработана  таблица  для слабоуспевающих учеников списка изучаемых орфограмм.

5. Вместе с ребятами  составлялись памятки памятки «Работа над ошибками».

После всей проделанной работы были намечены следующие цели: раскрытие значения любых изучаемых слов; обнаружение и распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками.

 Работа на этом этапе  способствовала развитию памяти, внимания, расширению словарного запаса у учащихся.

.

6. Ожидаемый результат.

        Результатом работы считаю - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения, грамотно пишут.

Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся, может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

      Понимание структуры орфографической зоркости у большинства учащихся оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы "Разговор о правильном питании"через уроки письма и развития речи во 2-3 классе –комплекте коррекционной школы.

Модульный характер программы «Разговор о правильном питании» позволяет говорить о том, что её реализация    возможна не только в рамках факультативной, внеклассной работы,  но и пу...

Конспект урока письма и развития речи 3 класс по теме "Письмо другу"

Этот конспект урока по письму  будет интересен учителям, работающим в специальной коррекционной школе VIII вида....

Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах

Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...

Развитие навыков орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся младшего школьного возраста.

Развитие навыков орфографической зоркости у учащихся является главной задачей учителя начальных классов. Поэтому основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихс...

Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).

Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся  с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...