Развитие навыков орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся младшего школьного возраста.
статья по русскому языку (3 класс)

Краюшкина Татьяна Геннадьевна

Развитие навыков орфографической зоркости у учащихся является главной задачей учителя начальных классов. Поэтому основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием орфографической зоркости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся младшего школьного возраста.

Развитие навыков орфографической зоркости у учащихся является главной задачей учителя начальных классов. Поэтому основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием орфографической зоркости.

Не секрет, что в школу приходят ученики с разным запасом знаний, с разным потенциалом, поэтому задача учителя так организовать работу, чтобы учащимся на уроке было интересно, а это возможно, если ребёнок выполняет посильные для него задания.

Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания надо подбирать так, что при единой задаче развития орфографической зоркости необходимо вводить поуровневое обучение. Следовательно, задания необходимо составлять таким образом, что к достижению единой цели учащиеся должны идти разными путями, т. е. индивидуально подходить к обучению ребёнка. Обычно для достижения данной цели эффективным будет использование карточек.  Например, в начале учебного года идёт повторение материала предыдущего года обучения.

Если мы работаем с учащимися третьего класса, то это закрепление базовых знаний второй класс традиционной системы.  Поэтому, задания первого уровня будут следующие. Например, в данные слова с безударными гласными вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово (в…ренье, в…лчата, гл…зной, д…лжник, к…шачий, ст…рик) и др.

Задания второго уровня – это уровень повышенной сложности, который предполагает включение логического мышления. Например, среди данных слов найди слова с безударной гласной (пш…ница, в..здушный, см…тана, р..бота, г…стиница, загр…знять) и др.

Третий уровень – творческий. Например, в данном тексте найди и исправь грамматические ошибки, выпиши из текста слова с безударной гласной, подбери проверочное слово (Тижолые капли забарабанили по галаве и пличам мальчиков. Он хател что-то крикнуть, но струи даждя не давали ему это сделать. Он втинул галаву в плечи, согнулся, закрыл лецо руками.)

При выполнении такого рода упражнений учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, развивает мышление, память и творческое воображение.

Также развитию навыков орфографической зоркости способствует письмо по памяти. Весь материал распределяется по уровням сложности. Например, при изучении темы «Имена собственные» учитель формирует проблему, ставит её перед учащимися, предлагает учащимся высказать идеи для её разрешения. Затем, коллективно разбирается текст, в котором будут употреблены имена, фамилии, названия городов, гор, рек и т.д. Затем учитель даёт детям задания разного уровня.

Например, первый уровень. Из данного текста выпишите имена собственные. Второй уровень. Придумайте рассказ по данному началу, используя в нем имена собственные. Третий уровень. Опишите сказочный город, используя при описании имена собственные. Уровень ребёнок выбирает сам или по рекомендации учителя.

Необходимо систематически проводить самостоятельные работы, так как они развивают творческие способности, воспитывают внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививают вкус к поиску, а в конечном счёте развивают орфографическую зоркость.

Таким образом, путём регулярных применений разнообразных упражнений учащиеся усвоят навыки грамотного письма и орфоргафические правила, которые входят в программу начальной школы.

Например, при изучении темы «Ударение» запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший. Дети очень любят данный вид работы и легко запоминают трудные случаи постановки ударений.

Например:

  1. Не влезешь в шорты,

Если будешь есть тОрты.

  1. Не будем улыбаться,

Хватит баловАться.

  1. Снова бегемот

Сломал водопровОд.

  1. Уважаемый сэр,

Посетите диспансЕр.

Такие мнемонические рифмовки помогают учащимся успешнее освоить слова, входящие в орфоэпический минимум, который необходимо знать учащимся.

Для запоминания слов с правильным ударением также можно использовать рисунки - ассоциограммы, на которых при помощи запоминающегося зрительного образа показывается сходство ударной буквы с каким-то предметом.

Например, ОТК… порил, т.е. «у» изображается виде штопора.

При изучении темы «глагол» запомнить гласные буквы, которые пишутся в окончаниях глаголов I и II спряжения. Вводим игровую форму в виде паролей и тайных знаков, по которым представители этой трудолюбивой части речи опознают друг друга.

Например: у глаголов II спряжения есть любимая игрушка – ослик ИА(в окончаниях глаголов II спряжения пишутся гласные, из которых состоит имя этого сказочного героя). Глаголы I спряжения опознают друг друга по СЕКРЕТНОМУ СЛОВУ ЕдУ. Этот пароль каждый из них говорит другому при встрече (в окончаниях глаголов I спряжения пишутся те же гласные, что и в слове ЕдУ. На данных уроках изучения глаголов I и II спряжения учим детей рассуждать следующим образом.

Ход рассуждений:

Глагол КРИЧАТЬ имеет ударное окончание, в котором отчётливо слышится буква И (он кричит), следовательно, это глагол II спряжения, в окончаниях которого пишутся гласные ИА (ослик).

Глагол ПЛЯСАТЬ – это глагол с безударным личным окончанием (в 3-м лице единственного числа неотчётливо слышится, какую гласную букву следует писать в его окончании: Е или И). Выбрать правильное написание позволит знание спряжения этого глагола. Спряжение глагола с безударным личным окончанием определяется по начальной форме. Что делать? - плясать, оканчивается не на – ить, не входит в число глаголов – исключений II спряжения (гнать, держать и т.д.), поэтому этот глагол  I спряжения, в бездарных личных окончаниях которого пишутся гласные буквы Е, У (вспоминаем слово пароль – для глагола I спряжения – ЕдУ) пляшешь – пляшут.

Даём на уроках закрепления темы следующие задания:

а) по вариантам

I вариант: в каком ряду в обоих словах пишем И?

  1. постел..шь, вер…шь
  2. выход…шь, дремл..шь
  3. наде…шься, разден…шь
  4. огранич...шь, вид…шь

II вариант: где в обоих словах находится буква Е?

  1. леч…шь, приед…шь
  2. лепеч…шь, рису…шь
  3. тащ...шь, дремл…шь
  4. выскоч…шь, изуча…шь

б) Разъясняя значение глаголов Одеть, НАдеть, сочиняем следующее четверостишие:

Нельзя надеть Надежду,

Нельзя одеть одежду.

Надеть одежду можно.

Одеть Надежду можно.

Изучая тему «Безударные гласные, проверяемые ударением», даём задания по вариантам.

Например, найди строчку, в которой все слова можно проверить ударением.

I вариант.

  1. кр..пыш, обл…скать, од…брительный
  2. объ…снить, выгл…деть, в…гон
  3. в…рёвка, …прель, б…рабан
  4. р…манн, орг…низовать, р…форма

II вариант.

  1. Разб…влять, апп….тит, т…ория
  2. П…лезный, выгл…деть, м…дицина
  3. В…ронка, инкв…нтарь, ос…длать
  4. Пер..одичность, обв…нить, кр…терий

Подобные упражнения вырабатывают и орфографическую зоркость у учащихся, и являются своеобразной подготовкой к сдаче ОГЭ в 9 классе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

Тема по самообразованию "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Тема по самообразованию учителя начальных классов: "Развитие орфографической зоркрсти на уроках русского языка у младших школьников"...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников»...

Публичное представление педагогического опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркость на уроках русского языка у младших школьников "

В данной статье  представлен опыт работы  по формированию грамотного письма младших школьников....

Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»

Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка....