«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС».
статья (4 класс)

сообщение на тему орфографической зоркости на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС».

       Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка – одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма. 
Как научить ребенка грамотно писать? Почему часто обнаруживается несоответствие между хорошим знанием детьми орфографических правил и безграмотностью их творческих работ? Каковы способы усвоения орфографии в начальной школе? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Такие вопросы встают перед каждым учителем, стремящимся добиться орфографической грамотности своих учеников. И актуальность данной темы обусловлена сохранением орфографических ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего образования, где в содержательной линии раздела «Орфография и пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник начальной школы в свете исследуемой проблемы.

— осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

— при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Чтобы сократить количество допущенных ошибок, учитель должен усилить мотивацию орфографической работы, то есть развивать орфографическую зоркость.

Это и обусловило выбор темы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

          Изучение развития орфографической зоркости у учащихся позволило выявить противоречие между  тем, что у учащихся есть потребность, желание писать без ошибок и тем, что для этого у них нет определенных умений и  навыков. Поэтому учитель должен создать условия, которые помогут обрести эти умения и навыки. Выявленное противоречие послужило основанием для постановки проблемы исследования: каковы педагогические условия развития орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников?

         Для данной проблемы была выдвинута гипотеза, согласно которой орфографическая зоркость на уроках русского языка у учащихся будет  развиваться  при  условии:

а)  систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание);

 б) развития умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные ошибки.

 Проверка гипотезы потребовала от нас разработки ключевого понятия нашего исследования, в качестве которого выступает понятие «орфографическая зоркость».

  В первой главе были рассмотрены теоретические основы развития орфографической зоркости  у младших школьников на уроках русского языка, а также   значение и условия развития орфографической зоркости у младших школьников. 

 Проблемой развития ОЗ у младших школьников ученые и методисты занимались во все времена.

  Николай Сергеевич  Рожденственский выделил принципы русской орфографии: морфологический, фонематический, традиционный,  фонетический, дифференцирующий.

          Ведущим принципом был выбран фонематический, так как он позволяет осмыслить все орфографические правила как единую систему.

С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации введён  Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования  второго поколения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание, а Стандарты второго поколения ориентированы на результат.     Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.     Обязательным будет являться формирование системы универсальных учебных действий учащихся.     Поэтому кроме программ по каждому предмету, создана программа формирования универсальных учебных действий (УУД).     

ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу.

Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи.

1.Увидеть орфограмму в слове.

2.Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.

3.Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.

4.Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.

5.Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.

6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

       Поэтому главная задача учителя —  научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Изучив состояние разрабатываемой проблемы в традиционных и развивающих программах по русскому языку, можно сделать вывод, что за последние десятилетия многое изменилось в положительную сторону:

1) в учебниках введено понятие орфограммы и ее опознавательных признаков;

2) в работе по развитию орфографической зоркости используются алгоритмы орфографических действий при применении правил;

3) частично вводится моделирование правил (в учебнике Марии Сергеевны Соловейчик, программа «Гармония»);

4) организуется работа в парах («обоснуйте, объясните написание, обсудите порядок действий»);

5) обучение связывается с развитием речи (комментированное письмо), орфограммы дети в основном находят не в отдельных словах, а в текстах.

Проанализировав учебники, увидели много общего для положительного формирования орфографической зоркости учащихся:

  1. Осознанное отношение к слову.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Формирование представлений об орфограмме и ее опознавательных признаках.
  4. Упражнения для выработки орфографической зоркости.
  5. Использование дидактических средств для организации работы по формированию орфографической зоркости.
  6. Специально организованное списывание.
  7. Использование памяток для проведения работы над ошибками.
  8. Графические и цифровые обозначения орфограмм.
  9. Диагностика орфографической зоркости.
  10. Систематическое включение  УУД в процесс развития орфографической зоркости.

Это, безусловно, создает благоприятные условия для дальнейшего формирования орфографической зоркости в следующих классах, так как начальная школа — это подготовительный этап в развитии орфографической зоркости и становления грамотного письма, средняя школа является основным этапом. Для проверки достоверности выдвинутой гипотезы мы провели экспериментальную работу.

          Для оценки результатов исследования и эффективности проведенной экспериментальной работы мы разработали критерии:

1) сформированность ОЗ у учащихся;

2) грамотность учащихся.

Показателями по первому критерию выступили:

а) умение выделять орфограммы при списывании;

б) умение выделять орфограммы в тексте, записанном под диктовку;

в) умение называть орфограммы при списывании;

г) умение подбирать примеры на указанную орфограмму;

д) умение найти допущенные ошибки и доказательно исправить.

Показателями по второму критерию выступили:

а) умение грамотно писать контрольный диктант;

б)умение писать грамотно словарный диктант;

в) умение писать грамотно творческую работу ( свободный диктант).

После выполнения работы мы имели такой результат:

а) по критерию сформированности орфографической зоркости у  одного ребенка — высокий уровень, у 5 учеников - средний уровень и у 4 учеников — низкий уровень.

б) по критерию грамотности учащихся у 5 учеников —  средний уровень и у 5 учеников  —  низкий уровень грамотности.

          Подводя итог по первому этапу экспериментальной работы, можно сделать следующий вывод, что орфографическая зоркость у детей не сформирована, что «видят и слышат» они только те «опасные места», где произношение и написание сильно расходится.

Предполагалось, что причинами недостаточного владения орфографией являлись следующие: рассеянность внимания, низкая мотивация к учению, незнание правил и неумение их применять.

Следующим был формирующий этап. Его целью было развитие орфографической зоркости, а, следовательно, повышение орфографической грамотности учащихся с помощью системы упражнений. Главными задачами на этом этапе были: обнаружение и распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками; развитие у детей памяти, внимания; расширение словарного запаса.

Было составлено тематическое планирование, включающее 15 уроков по темам: «Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу» и «Правописание букв ь и ъ» . При составлении тематического планирования были использованы различные виды упражнений: графическое обозначение орфограмм, комментированное письмо, зрительный диктант, выборочное списывание, сигнальные карточки, списывание, диктант с самопроверкой, моделирование, орфографическое проговаривание.

Анализ результатов на контрольном этапе экспериментальной работы позволил увидеть небольшой, но стабильный рост грамотности учащихся.

Результаты данной работы следующие: по первому критерию  у 5 учеников —   высокий уровень сформированности ОЗ, у 7 учеников —  средний уровень и у 3 учеников —  низкий уровень; по второму критерию у 3 учеников — высокий уровень грамотности,  у 6 учеников—  средний и у 1ученика—  низкий уровень грамотности.

 Можно сказать, что пройден большой и достаточно трудный путь по формированию орфографической зоркости у учащихся.

        По результатам проведенного исследования мы сделали следующие выводы:          

1) начальной школе нужна научно разработанная система специальных упражнений, развивающих орфографическую зоркость у младших школьников.

 2) специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости, требует использования специальных приемов и видов работы.

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты:

—  учащиеся усвоили основные виды орфограмм и их опознавательные признаки;

—   достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости  и грамотности учащихся;

—  возрос интерес детей к урокам русского языка.

Орфографическая грамотность имеет очень большое значение в жизни современного человека, особенно молодого, который вступает в непростую взрослую жизнь. От уровня владения языком, письменной речью во многом зависит успех в карьере, уровень образованности, уважение окружающих.