Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников
методическая разработка

Доржиева Светлана Цыренжаповна

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников

        Главной задачей современной системы образования является формирование у школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

       В современной школе важнейшей задачей обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников на мой взгляд является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение видеть орфограммы. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины. Рассмотрим причины и пути решения данного вопроса.

Почему же наши дети безграмотны?

       Во-первых, понижение уровня чтения, особенно самостоятельного. Начальная  школа  стала «выпускать» детей, владеющих скоростью чтения 85 слов в минуту, при норме 120 слов .Этого уровня достигают около 50-60 процентов учащихся класса. В последние годы существенно снижен у детей читательский интерес. Если высокую культуру чтения – считать, фактором грамотного письма, то ее снижение - одна из причин неблагополучия в правописании.

      Во-вторых, несомненное понижение уровня познавательного интереса учащихся. Мотив «нужно» и «требует учитель» теперь не срабатывает, система правил трудна, нередко предстаёт перед учащимися как набор разрозненных правил, мало связанных между собой, не имеющих единого обоснования и поэтому трудных.

Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических правил, в которых обобщены фонетические, лексические и другие особенности слова. Было доказано, что успешность обучения правописанию зависит от того, насколько современно, глубоко и правильно осознает учащийся особенности слова как языковой культуры.

Существуют следующие принципы правописания: морфологический, фонематический, традиционный, дифференцирующий, фонетический.

В.Ф.Иванова говорила, что в условиях обучения русскому языку воспитать внимание, значит развивать умение  «видеть»  различные формы слова, развивать «орфографическую зоркость». Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны его видеть в целом и составляющих его частях -   в процессе обучения правописанию. Слушая речь, слышать слово целиком и отдельные его звуки ( твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, ударные и безударные). Если учитель не воспитал внимание ученика к слову, к его звуковой стороне, к его значению и форме, то ученик будет «глух» к слову, к его правописанию. В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей памяти, формирование у них установки на запоминание.

       Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма,  при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.

       Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой.

       Речедвигательная память (кинестетическая) опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате, которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.

Если учитель не научит учащихся исправлять ошибки, указывая при этом на их характер, то ошибки не исчезнут в письменных работах. Итак, внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение- всё это имеет большое значение в формировании орфографических навыков у младших школьников.

Для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать:

  • природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;
  • орфографическое поле, необходимое для проверки;
  • опознавательные признаки данной орфограммы;
  • умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.

       В русском языке главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших классах. Таким образом, при изучении раздела «Орфограммы» можно составить несколько задач:

  1. Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Ввести в практику письменной речи маленьких школьников особый способ письма – письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Ребенок должен действовать по принципу «знаю букву -пишу, не знаю-пропускаю, оставляю сигнал опасности».
  2. Познакомить учащихся с орфографическим словарем, заложить основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.
  3. За счет широкого применения приема списывания обеспечивать запоминание орфографического облика слов разных тематических групп ( виды транспорта, посуда и т.д.), т.е развивать орфографическую память учеников.

        Для того, чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему правил, обязательно вводится термин «позиция» как положение (место)звука в слове в окружении соседей- других звуков-начинается вводить с первого класса. Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ребенок должен видеть слабую позицию- ведь именно здесь требуется проверка. Во втором классе вводится термин «позиция», «сильная позиция», «слабая позиция» применительно к орфограммам в корне слова. В третьем классе понятие сильной и слабой позиции переносится:

 во-первых, на другие орфографические правила, подчиняющиеся основному фонематическому принципу русской орфографии: правописанию парных звонких и глухих согласных перед шумными согласными, правописание непроизносимых согласных;

во-вторых, связывается с морфемной  структурой слова: корнем, приставкой, суффиксом и окончанием.

          Только обнаружив орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Не умение выделять орфограммы при письме- одна из причин  тормозящих развитие  орфографического навыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

Тема по самообразованию "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Тема по самообразованию учителя начальных классов: "Развитие орфографической зоркрсти на уроках русского языка у младших школьников"...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников»...

Публичное представление педагогического опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркость на уроках русского языка у младших школьников "

В данной статье  представлен опыт работы  по формированию грамотного письма младших школьников....

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников...